Масштабный снос под разговоры о ревитализации
Заявление Общественного движения “Архнадзор”
В июне 2022 года власти Москвы сообщили о согласовании проекта “многофункционального комплекса” на месте недействующего авиамоторного завода «Союз» на Лужнецкой набережной, 2/4. На территории 8,4 га планируется построить порядка 300 тыс. кв. метров жилой, коммерческой и офисной недвижимости. Будет возведено 14 зданий переменной высоты и этажности – от 12 до 18 этажей.
По масштабу сноса промышленной дореволюционной архитектуры, не менее 17 корпусов конца XIX — начала XX века, это беспрецедентный случай за всю историю Черной книги Архнадзора, которая ведется с конца 2010 года. (Для сравнения, площадь, занимаемая историческими корпусами всем известного бывшего кондитерского предприятия «Красный Октябрь», составляет около 5 га и насчитывает 23 исторических корпуса.)
Близко можно поставить, пожалуй, только:
- — сносы 2016 года на Большой Почтовой улице, 30-34 (исторические постройки мыловаренного завода Ширмер и ткацко-аппретурной фабрики Карякина были снесены практически одновременно);
- — сносы 2019 года на 2-й Звенигородской улице, 12 (корпуса лакокрасочного завода Мамонтовых);
- — и сносы 2021 года на Кутузовском проспекте, 12 (части корпусов Бадаевского / Трехгорного пивоваренного завода).
Однако и эти примеры не дотягивают до нынешнего ни по масштабам сноса, ни по мизерному проценту сохраняемого. От построек бывшего завода фирмы «Ф. Байер и Ко», крупнейшего даже по меркам Москвы начала XX века, сохраняется лишь один четырехэтажный, 1905 года постройки корпус (строение 4). Да и тот, вероятно, лишь потому, что находится в границах другого кадастрового земельного участка.
Корпуса «Ф. Байера и Ко» — это еще и историческая среда расположенного напротив, через реку, у подножия Воробьевых гор Андреевского монастыря XVII-XVIII веков. Что было очевидно при взгляде со смотровой площадки здания Академии наук, да и от самого монастыря. Теперь эти виды безвозвратно утрачены, а на смену им идет застройка повышенной этажности.
В ушедшем году местные активисты при консультации Архнадзора дважды пытались заявить на охрану хотя бы одно, самое интересное строение — и дважды получали отказ. Как известно, прием заявок Мосгорнаследием практически остановлен в 2019 году.
В конце октября 2022 года было выдано разрешение на строительство — и почти сразу же, буднично, на фоне семинаров и конференций, особенно частых в прошедшем году, с рассказами о ценности промышленного наследия, его ревитализации и конверсии — начался снос исторических корпусов. И продолжается по сей день.
Этот снос демонстрирует, что в городе нет комплексной программы инвентаризации ценных объектов промышленного наследия, не имеющих охранного статуса.
Историческая справка
Территория впервые упоминается еще в XIV веке как часть великокняжеского Самсонова луга — места выпаса государевых коней. К XVIII веку луг в этой части назывался Васильевским и находился в Дворцовом ведомстве. В 1820-е годы Васильевский луг принадлежал князю Николаю Борисовичу Юсупову — владельцу усадьбы Васильевское на противоположном берегу Москвы-реки (впоследствии Мамонова дача). В середине XIX века на лугу располагалось подворье Вознесенского монастыря. Территория в то время была почти не застроена, использовалась преимущественно под огороды.
Фрагмент плана Москвы 1838 с изменениями на 1852 год.
Первая капитальная застройка участка возникла в 1883 году, когда купец 1-й гильдии Владимир Владимирович Столяров открыл на нем производство анилиновых и ализариновых красок. В 1893 году владение Столярова приобрел известный немецкий промышленник, химик Генри Теодор Беттингер. В 1898 году он учредил Торговый дом «Ф. Байер и Г. Беттингер». Созданная его партнером Фридрихом Байером в 1863 году производственная фирма до сих пор процветает и лидирует на мировом рынке как концерн “Bayer AG”.
С учреждением торгового дома началось строительство на Лужнецкой набережной ансамбля промышленных, жилых и административных корпусов. К тому времени на производстве было занято уже около 160 человек.
Основное строительство велось в 1901-1917 годах. Корпуса этажностью от 1 до 5 возведены в характерном для промышленной архитектуры того периода “кирпичном” стиле, как правило, с большим количеством декоративных элементов. Среди авторов проектов встречается имя известного архитектора Анатолия Александровича Остроградского, который на протяжении нескольких лет был главным архитектором предприятия. Тогда же была спроектирована проезжая Лужницкая (Лужнецкая) набережная.
Фрагмент плана Хамовнической части 1906-1907 годов с нанесением Лужнецкой (Лужницкой) слободы. Показаны границы владения.
Завод превратился в одно из крупнейших предприятий страны по производству красителей, химических продуктов и фармацевтических препаратов под мировым брендом «Bayer». В 1912 году был образован Торговый дом «Фридрих Байер и Ко». В Первую мировую войну фабрика произвела пигменты для окраски в защитный цвет 250 млн. аршин ткани, с 1915 года изготовляла взрывчатые вещества.
Тогда же из состава правления вышли германские подданные. В 1916 году часть оборудования фабрики была реквизирована и передана для производства оборонной продукции другим предприятиям. В частности, Акционерному обществу Баденской анилиновой и содовой фабрики, товариществу «Ралле А. и Ко». В июне 1917 года фабрика перешла в ведение Особого правительственного правления по делам акционерного общества «Фридрих Байер».
После Октябрьской революции фабрика перешла в ведение Государственного анилинового треста. В ноябре 1918 года помещения передали Экспедиции заготовления государственных бумаг — будущему “Гознаку”, а снаряжательные мастерские превратили в склады. В 1931 году на площадях фабрики “Гознака” был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм.
План 1937 года территории завода «Оргаметалл» фиксирует существующую на тот момент застройку, которая в целом сохранялась до прошедшего года.
В 1938 году завод был передан Наркомату авиапромышленности и возобновлен в следующем как Завод № 1 треста «Оргавиапром». Был самым крупным в структуре треста — свыше 2 тысяч сотрудников. Выпускал также узлы роторов и крыльчатки к турбокомпрессорам. В 1941 году здесь стали производить лафеты к авиапушкам, а с началом Великой Отечественной войны освоили производство боеприпасов.
В 1942 году завод преобразован в авиамоторный Инструментальный № 8 того же треста, а вскоре — в Государственный союзный опытный завод № 300. Несмотря на порядковый номер, это был первый в стране завод опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей. Фактически завод представлял собой конструкторское бюро своего основателя Александра Микулина. В 1946 году КБ Микулина приступило к разработке опытных образцов турбореактивных двигателей. С 1952 года на серийных заводах началось производство реактивных двигателей АМ, которыми оснащались самолеты Ту-16, Ту-104, М-4, Як-25.
К середине 1960-х годов от нумерации заводов отказались, и предприятие стало называться Московским машиностроительным заводом «Союз». В 2001 году АМНТК «Союз» вошел в торгово-промышленную группу ЗАО «Группа «АМИ».
2 комментария