Забытый конструктивизм в Филях

Станислав Марикуце

В этом году в Москве вышла книга «Москва. Архитектурный путеводитель» от издательства DOM publishers. На презентации книгу представлял главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Ее немецкий автор Петер Кнох собрал в ней 550 достопримечательных зданий Москвы и ближайшего Подмосковья с XV века и до наших дней.

Поскольку в районе Филевский парк книга отметила всего три объекта, и в нее не были включены еще несколько достойных упоминания, среди которых комплекс зданий рабочего поселка «Первомайский», Сергею Кузнецову задали вопрос о возможности его сохранения. В ответ главный архитектор заявил, что экспертами была проделана колоссальная работа, и все исторические здания, вошедшие в программу реновации, будут реновированы без сноса. На возражение, что далеко не все исторические дома попали в этот список, чиновник заявил, что в 1920-е годы здания строились из некачественных материалов, а их реставрация и приспособление к современному использованию слишком дороги.

Действительно, в 2017 году Архнадзор активно боролся с угрозой реновации и смог доказать историко-культурную ценность сначала 218, а затем 250 зданий, каковые и вошли в список “Реновация без сноса”. К сожалению, в районе “Филевский парк” в этот список попал только “дом с аэропланами” — панно в технике сграффито . Однако этот дом, № 17к1 по Новозаводской улице, — лишь один из пяти сохранившихся жилых домов рабочего поселка «Первомайский».

«Фили, улица Новозаводская, 17», художник Сергей Петрунин (Гаврила Минский), 2017 г. Источник: https://hudozhnik2010.livejournal.com/31123.html

К несчастью, свойство человеческой природы таково, что уже через поколение люди перестают помнить факты, им на смену приходят ложные воспоминания. Многие филевцы до сих пор воспринимают жилые дома рабочего поселка «Первомайский» как «хрущевки», в лучшем случае —  как дома, построенные немецкими военнопленными. Нельзя винить жителей этих домов, проголосовавших за реновацию, в том, что они не знают и не помнят свою историю, когда для них куда более остро стоит квартирный вопрос. Многие квартиры, как это часто бывало, были коммунальными, а в домах более 30 лет не проводился капитальный ремонт.

Жилье и близлежащие объекты социальной инфраструктуры в этом квартале принадлежали Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева, одному из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности (в его стенах были разработаны крупногабаритные орбитальные модули, ракеты-носители «Протон» и «Ангара» и многое другое). После распада СССР предприятие переживало не лучшие времена и не могло должным образом содержать подведомственные объекты недвижимости. Сегодня судьба ГКНПЦ Хруничева также под вопросом. Предприятие продает непрофильное имущество, а большая часть территории должна перейти в собственность города.

Однако завод — не только часть стратегической отрасли промышленности, но и историко-культурное наследие.

От автомобилей к самолетам

Вход в механический цех завода Руссо-Балт, 1924–1929 гг. Источник: https://pastvu.com/p/196517

21 февраля 1916 года, в самый разгар Первой мировой войны, Николай II утвердил решение российского правительства об организации отечественной автомобильной промышленности. Этому решению предшествовала активная работа Автомобильно-авиационного отдела, учрежденного в 1915 году при Центральном военно-промышленном комитете. Россия, и прежде всего ее военное ведомство, остро нуждалась в автомобилях. Правительство определило пять предприятий, которым выделило государственные субсидии на общую сумму 137 млн. рублей для строительства пяти автомобильных заводов.

Самое крупное из них – АО «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ, или «Руссо-Балт»), получив от правительства кредит, спешно начало строительство автомобильного завода в Филях, в бывшем имении Павла Григорьевича Шелапутина. Это была часть села Покровское-Фили, приобретенного Шелапутиным в 1869 году у Эммануила Дмитриевича Нарышкина. Договор о строительстве был заключен 30 апреля 1916 года.

Завод был назван «Вторым автомобильным заводом «Руссо-Балт» (первый был построен в Риге в 1908 году). Его первые корпуса построены по проекту выдающегося архитектора Романа Ивановича Клейна (1858–1924) и инженера М.В. Заустинского. Из-за революционных событий февраля и октября 1917 года строительные работы были приостановлены. В 1917–1918 годах на недостроенном заводе производился ремонт авиамоторов для самолетов «Илья Муромец», автомобилей, бронетехники.

Из доклада инженера Иванова из “секции по металлу Совнархоза Северного района” об обследовании 10 и 11 апреля 1918 года автомобильного завода «Авто-Балт» (подразделение Русско-Балта):

«…Для ведения полных работ потребуется приблизительно 800–900 мастеровых, и заводоуправление считает весьма желательным для успешного дела в первую голову перевод опытных автомобильных мастеровых из Петроградских заводов. Оттуда же пополняется и технический персонал.

Размещение как рабочих, так и служащих на заводе является трудным и острым вопросом, за неимением помещений.

В свое время предполагалось строить рабочий поселок и дома для служащих, но временно, ввиду огромных затрат, этот вопрос оставался открытым.

Пока отремонтированы и отеплены летние дачи, где временно помещается часть рабочих, часть живет в деревне Кунцево и Филях. Для мастеровых, кроме одного теплого барака, в котором помещаются строительные рабочие, ничего не имеется. По типу этого барака предполагается временно выстроить сколько потребуется бараков, а также и общую столовую, т. к. во время обеденного перерыва мастеровым по местным условиям будет трудно устроиться на обед.

Кроме того, основываясь на том, что в прилегающих к заводской территории деревнях размещалось в недавнем прошлом до 10000 солдат при формировании тяжелых артиллерийских парков и дивизионов… можно рассчитывать, что в этих деревнях удастся разместить до 500 человек».

В феврале 1919 года предприятие было национализировано и вошло в состав треста «Глававтозав», который занимался только ремонтом автомобилей. После национализации завода возобновилось его строительство.

21 февраля 1919 года Управление городского и сельского строительства (Угорсельстрой) Комитета государственных сооружений (Комгосоор) объявило заказной конкурс на проект поселка-сада при автомобильном заводе в Филях на 2000 человек (1500 рабочих и 500 служащих), который предполагалось построить экстренно и, по решению президиума ВСНХ, «исключительно образцово и показательно». Для участия в заказном конкурсе были привлечены лучшие архитектурные силы: В.А. Веснин, Л.А. Веснин, П.А. Голосов, И.А. Голосов, А.П. Иваницкий, А.В. Кузнецов, А.В. Самойлов, В.Н. Семенов, С.Е. Чернышев. Однако 29 марта 1919 года руководство “коллегии по постройке завода и поселка”, недовольное постоянным переносом сроков завершения конкурса, заказало проект А.В. Кузнецову (при участии А.Ф. Лолейта) и не отменило этого решения даже после того, как 10 июня 1919 года жюри конкурса присудило первую премию проекту А.В. Самойлова, а вторую – проекту Л.А. Веснина (совместно с В.А. Весниным и А.П. Иваницким).

Однако строительство поселка тогда не началось, и ни один проект не был реализован. 25 сентября 1919 года Особое совещание по строительной политике Моссовета отказало ВСНХ в отводе участка в Филях для возведения самого завода (и, соответственно, поселка при нем), как «противоречащим основным задачам планировки и благоустройства окраин Москвы». 28 октября 1919 года приказом по Угорсельстрою Управление работами по постройке рабочего поселка в Филях было расформировано.

В 1921 году на филевском заводе с огромным трудом закончилось возведение главного корпуса. В начале сентября 1921 года решением комиссии по разделу имущества и материалов РБВЗ был передан Бронеуправлению РККА и переименован в 1-й БТАЗ (Броне-танко-автомобильный завод). На него, кроме ремонта бронетанковой техники, возлагалось и производство новых автомашин. В 1922 году завод выпустил первые в советской стране пять легковых автомобилей «Промбронь». Затем их производство было прекращено, и в 1923 году в истории завода начался авиастроительный период.

Судьба предприятия коренным образом изменилась в связи с переходом страны к новой экономической политике. В октябре 1922 года представитель акционерного общества «Юнкерс» («Junkers») обратился в Главный концессионный комитет с предложением организовать на советских заводах производство современных самолетов и авиамоторов. В январе 1923 года между правительством РСФСР и акционерным обществом по самолетостроению «Юнкерс» был заключен концессионный договор, в соответствии с которым немецкая фирма получала в аренду на 30 лет бывший завод «Руссо-Балт», где началось серийное производство цельнометаллических самолетов.

Сразу после подписания концессионного договора «Юнкерс» получил первый заказ и приступил к подготовке производства: завозил оборудование, приводил в порядок системы отопления и водоснабжения, начал строить рабочий поселок (барачные деревянные дома). Из Германии приехали несколько сотен инженеров и рабочих с семьями. К 1 октября 1923 года общая численность заводского персонала составила 549 человек.

Однако выполнение производственной программы сразу же стало давать сбои. Заказ на выпуск заданного числа самолетов к апрелю 1924 года не был выполнен: не завезли запас дюралюминия, не запустили литейный цех и кузницу, не создали самостоятельное конструкторское бюро и научно-исследовательскую лабораторию. Обучать русских специалистов новым авиационным технологиям немцы тоже не спешили. Вопрос о новом заказе «Юнкерсу» обсуждался восемь месяцев. Немцы почти полностью остановили завод, из 1100 занятых к тому времени на заводе уволили 900, большинство немцев уехали.

Тем не менее 24 января Политбюро ЦК ВКП(б) решило  сохранить концессию и предписало “принять все меры” для более плодотворной работы «Юнкерса» в СССР. Вскоре «Юнкерс» получил от советской стороны проект нового концессионного договора и кредит в один миллион золотых рублей для завершения реконструкции филевского завода, достройки аэродрома и рабочего поселка. Однако из суммы этого кредита с восемью миллионами золотых марок, выделенных рейхсвером на производство боевых самолетов в СССР, Хуго Юнкерс вложил в филевский завод чуть более двух миллионов. Остальные деньги он вкладывал в свой завод в Дессау, в строительство моторного завода в Германии, в организацию коммерческих авиалиний, в создание шведского и турецкого отделений фирмы.

1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут в связи с тем, что компания «Юнкерс» не смогла выполнить условий концессии по производству дюралюминия и строительству самолетов и моторов. В 1927 году Совет труда и обороны перевел в Фили часть цехов Московского государственного завода № 5 «Самолет», образовав Государственный авиационный завод № 7. Вскоре он был преобразован в Завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолеты-разведчики Р-3, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.

Жилое строительство

Первомайская демонстрация, 1931 г. (как можно видеть на фотографии, жилые дома рабочего поселка «Первомайский» первоначально имели двухцветную окраску фасадов). Источник: https://pastvu.com/p/1161553

К концу 1927 года в Филях работали 400 человек. Жили рабочие в тяжелых условиях: жилых домов (не считая бараков) у завода не было, рабочие ютились в близлежащих деревнях, транспортная инфраструктура также практически не существовала: попасть на работу, даже в лютые морозы, можно было, пройдя пешком несколько километров от платформы «Фили», или на попутных телегах и санях. В справочнике-путеводителе 1929 года «Москва в планах» нет ни одного трамвайного или автобусного маршрута, хотя бы приближающегося к Филям. Главный инженер «Авиатреста» А.Р. Рубенчик засвидетельствовал такое положение: «На Филях, тогда глухой окраине Москвы, не было жилья. Рабочие ездили в переполненных поездах белорусской железной дороги со всех станций вплоть до Галицыно».

В те годы занятость в авиастроительной отрасли непрерывно росла (наибольший прирост, 230%, произошел в 1930-1931 годах). Это было обусловлено массовым оттоком крестьян из разоренной коллективизацией деревни и выполнением постановления Совнаркома о полной ликвидации безработицы в стране. Все промышленные предприятия были обязаны в последний, так называемый «особый», квартал 1930 года обеспечить полную занятость трудоспособного населения, даже путем найма излишней рабочей силы. Естественно, требовались профессиональное обучение, здравоохранение, строительство детских учреждений, школ, больниц, домов культуры, стадионов и, конечно, жилья.

Первый директор Государственного авиационного завода № 22 имени 10-летия Октября Федор Сергеевич Малахов (1886–?) добился получения больших средств на строительство двух четырехэтажных поселков: “Первомайского» (на современной Новозаводской улице) и «Орджоникидзе» (на современной Большой Филевской улице). Новый жилой массив рабочего поселка «Первомайский» в непосредственной близости от территории завода должен был включать в себя, помимо жилых зданий, клуб, фабрику-кухню, школу и другие элементы инфраструктуры.

Новая фабрика-кухня в Филях, 1932–1933 гг. Источник: https://pastvu.com/p/1134987

Строительство нового комплекса, как и новых заводских корпусов, было поручено стройтресту «Теплобетон» (первоначально Акционерное общество “Русгерстрой”). Этим и объясняется, почему для возведения зданий был применен шлакобетон (монолит, блоки системы «Крестьянин»), а не кирпич. Дома были выстроены с применением типовых секций. В планировке части поселка впервые в московской практике был применен принцип “строчной” застройки — глухими торцами к магистрали (архитектор Николай Михайлович Вавировский, 1900–1977). Были использованы и другие планировочные приемы, включая веерообразную постановку зданий. В 1931-1935 годах строительство поселка продолжил трест «Филистрой».

Заметим, что дома рабочего поселка гармонично соседствуют со знаменитой церковью Покрова в Филях, не мешая ее восприятию.

Дачная местность была преобразована в развитую территорию городского типа. 30 января 1931 года вышло постановление ВЦИК от «О включении в черту г. Москвы д. Фили и поселков Фили-Покровское и Кутузовская слобода, Кунцевского района».

На строительстве жилых домов, 1958 г. (на заднем плане жилые дома рабочего поселка «Первомайский» (Новозаводская, 13, 15 корп. 2).

…21 июля 1941 года немецкие самолеты прорвались к Москве и с 23 часов до 4 часов следующего дня бомбили Арбат, Потылиху, особенно Фили. На Фили были сброшены 39 фугасных и 434 зажигательные бомбы. Повреждены несколько корпусов завода, сгорела овощная база, частично разрушены два жилых дома поселка. По воспоминаниям старожилов, одна из фугасных бомб упала на дом 13 на Новозаводской улице, пробила крышу и перекрытия до подвала, но не взорвалась. Об этом страшном эпизоде войны напоминают металлические конструкции, скрепляющие  дом между 2-м и 3-м подъездами.

И на немецкой аэрофотосъемке Москвы 1941–1942 годов, и на Карте Москвы и окрестностей Мосгоргеотреста 1950–1952 годов рабочий поселок «Первомайский» включает 13 жилых домов: шесть П-образного плана и семь прямоугольного. Четыре дома первого типа были признаны аварийными и снесены в начале 2000-х годов, сейчас на их месте два 16-этажных и 8-этажный дом с общими адресами по Новозаводской, 8. Четыре дома второго типа снесены в 1990-е годы для строительства новых домов работников завода, что превратилось в долгострой и обман дольщиков (ЖК «Бородино», Большая Филевская, 16).

Сохранившиеся объекты

Сохранились пять четырехэтажных домов 1929–1932 годов (Новозаводская, 8/8 корп. 5 и 6; 13, 15 корп. 2 и 17 корп. 1). И все они вошли в программу реновации. Оба корпуса дома 8/8 уже почти полностью отселены, отключены от коммуникаций и окружены строительным забором.

Каждый дом выполнен по индивидуальному проекту и, несмотря на схожесть, имеет отличия от соседей. Первоначально они имели двухцветную контрастную окраску фасадов.

Во всех домах сохранились подлинные детали: столярные заполнения, металлические ограждения, лестничные площадки из бетона по типу сводов Монье. Полы из шлифованного бетона имеют вырезанный рисунок квадратной сетки. В трех домах вытянутой прямоугольной формы в плане подъезды имеют ленточное остекление, так называемые окна-«градусники». П-образные дома формируют озелененные дворы по типу курдонера.

Есть основания полагать, что в корпусе 5 дома 8/8 жил в свои последние годы выдающийся инженер-механик, один из организаторов советской авиационной промышленности, директор авиационного завода № 22 Сергей Петрович Горбунов (1902–1933). Его имя посмертно было присвоено авиазаводу № 22 и расположенному поблизости Дворцу культуры, построенному в 1929–1938 гг. по проекту архитектора Я.А. Корнфельда.

Недавно от местных жителей стало известно, что в доме 13 жил и другой директор завода, герой Социалистического труда Михаил Иванович Рыжих (1910–1982), при котором предприятие было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники.

К рабочему поселку «Первомайский» можно отнести также фабрику кухню 1931–1932 годов (Новозаводская, 12/11 и 12/11 стр. 8); сильно перестроенную школу-гигант 1933 года по проекту А.И. Антонова на территории Федеральной таможенной службы; водонапорную башню 1927 года на территории ГКНПЦ имени Хруничева.

Архитектор фабрики-кухни неизвестен, но можно предположить авторство А.А. Журавлева (1901–1980) из архитектурно-проектной мастерской № 4, руководимой И.А. Голосовым. Это предположение обосновано аналогией с фабрикой-кухней «Нарпит № 2» в Иваново-Вознесенске, построенной Журавлевым в 1930–1933 годах. Монументальные росписи в интерьерах выполняла бригада молодых мастеров из Общества художников-станковистов: А.А. Дейнека (панно «Гражданская авиация», иначе «Комсомол и авиация»), Ф.В. Антонов, П.В. Вильямс, Г.Г. Нисский, С.Я. Адливанкин, В.Г. Одинцов. При всем этом фабрике-кухне отказано в статусе памятника, основное здание отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам (ИЦГФО), холодильной станции во внутреннем дворе (стр. 8) отказано и в этом. С 2021 года фабрика-кухня не эксплуатируется, планируется к продаже как непрофильный актив завода Хруничева.

Отказ в охране

Физкультурный проезд в Филях» (вторая версия), художник Сергей Петрунин (Гаврила Минский), 2017 г

В этом году перечисленные выше здания и сооружения, кроме школы, были трижды заявлены в Мосгорнаследие как “объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия”, под именем “Комплекса зданий и сооружений рабочего поселка «Первомайский» в Филях, 1927–1932 годы”. И все три раза заявления были отклонены с формулировкой «не соответствует требованиям приказа Мосгорнаследия от 14 октября 2015 г. № 217».

Требования к оформлению заявлений вынуждают оставлять попытки. Формализм Мосгорнаследия, доведенный до абсурда, лишь препятствует стремлению сохранить историю города. В Филях он может привести к потере еще одного конструктивистского поселка Москвы. Привлекательный для застройщиков район уже лишился ряда промышленных предприятий 1920–1930-х годов: хладокомбината № 8 («Айс-Фили»), трубного завода «Филит» (первоначально «Красная труба»), завода «Коммунальник», Западного речного порта. На их месте возводятся небоскребы жилых комплексов.

Недавно снесено здание бывшей школы № 63 для девочек, построенное в 1937 году по индивидуальному проекту К. И. Джуса-Даниленко (Багратионовский проезд, 10) и рассчитанное на 880 учащихся, ради нового здания на 350. На здании была размещена мемориальная доска герою России, летчице Е.В. Будановой.

Исторический морфотип застройки периода конструктивизма в Филях, представленный рабочим поселком «Первомайский», неразрывно связанным со становлением отечественной авиации, имеет очевидную историко-культурную ценность. А главное, сохранение и реновирование конструктивистских жилых домов под современные стандарты, вопреки мнению большинства, возможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *