Большая рыба

В прошлом году мы писали о раскопках на кремлёвском Подоле, где была обнаружена прекрасно сохранившаяся улица 15-16 вв. После исследования и научной фиксации раскопа большинство древних срубов отправилось на свалку. Помимо необходимости строительства в Кремле очередного тайного технического объекта, деяние мотивировалось тем, что консервация столь крупного археологического объекта – дело хлопотное, затратное, почти невозможное. Однако в мировой практике имеется целый ряд подобных примеров, ближайший из которых — фрагмент средневекового Берестья (Брест), раскоп в 1000 кв. м, законсервированный по методу доктора сельхознаук Вихрова.

Но крупнейший из консервированных деревянных объектов – шведский корабль «Vasa», пролежавший на дне моря более трёх столетий. На его спасение ушло 34 года упорного труда и огромных капиталовложений. Хлопотно и затратно, однако теперь это один из лучших музеев мира, одна из главных достопримечательностей Стокгольма, гордость и отрада просвещённой державы. Помимо фильма, снятого режиссёром Андресом Вальгреном, предлагаем вашему вниманию занимательные подробности, связанные именно с консервацией и музеефикацией уникального памятника археологии.

Королевский корабль «Васа», спущенный на воду 10 августа 1628 года, проплыл всего 1300 метров и затонул при выходе из Стокгольма в морскую бухту. Причиной катастрофы стали погрешности конструкции – накренившееся судно зачерпнуло воду пушечными портами и медленно пошло на дно. Погибло около 50 человек из команды и находившихся на борту провожатых…

13 сентября 1956 года в газете «Экспрессен» была помещена короткая статья: «Найден старый корабль около острова Бекхольмен в середине Стокгольма. Вероятно, это королевский корабль «Васа», который затонул во время своего первого плавания в 1628 году. Частное лицо занималось исследованиями в течение пяти лет, чтобы найти корабль».

«Частным лицом» был 38-летний инженер Андерс Франсен, в действительности — один из ведущих экспертов Швеции по военно-морской истории. Основным выводом его исследований было то, что Балтийское море является уникальным: в нём нет червя-точильщика — небольшой ракушки, которая в более соленых морях съедает все дерево. Деревянные корабли, затонувшие в Балтийском море, сохраняются в течение сотен лет, а может быть, даже тысяч.

Архивные данные 17 века указывали на несколько различных мест, в которых мог находиться затонувший «Васа». При помощи кошки и лота, карт и архивных данных Франсен начал искать корабль в стокгольмских водах. «В основном поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские елки и мертвых кошек».

После нескольких лет поисков, 25 августа 1956 года у Франсена наконец «клюнуло». Сделанный им специальный лот-пробоотборник был поднят из воды с куском почерневшего дуба. Несколькими днями позже водолаз Пер Эдвин Фельтинг опустился на дно и смог подтвердить находку Франсена. Сквозь потрескивание водолазного телефона он сообщил: «Я его не вижу, так как здесь совершенно темно, но я чувствую нечто большое. Борт корабля. Здесь пушечный порт, а здесь еще один. Два ряда. Это, должно быть, «Васа»».

С этого дня Андерс Франсен вложил всю свою энергию и способность убеждать, чтобы спасти корабль, поднять его и законсервировать. Первым интерес к проекту выразил сам король Густав VI. Однако еще никто не поднимал такой большой и старый корабль. Предложений было много, и среди них самые фантастические: заморозить «Васу» в ледяной блок, чтобы блок сам поднялся на поверхность, а затем отбуксировать айсберг в удобное место и дать ему растаять на солнце. Или же наполнить «Васу» мячами для пинг-понга.

Опытная шведская спасательная компания «Нептун» предложила более традиционный способ: провести толстые стальные канаты под корпусом и прикрепить их к наполненным водой понтонам. После выкачивания воды понтоны поднимутся, канаты натянутся и «Васа» будет поднят со дна.
По всей стране развернулась компания «Спасите «Васу»», в результате которой начали поступать деньги от фондов, частных лиц и предприятий. Флот предоставил персонал и суда, и осенью 1957 года водолазы начали копать, или точнее, промывать туннели под кораблем.

Их инструментом был водяной шланг со специальным мундштуком. Глина и гравий вымывались водяной струей, на глубине свыше 30 метров и в полной темноте. Туннели были настолько узкие, что водолазы должны были протискиваться в них. Балки, доски и другой мусор грозили запутать воздушные шланги и канаты, что часто случалось. Кроме того, над головой водолазов был трехсотлетний корабль с каменным балластом на дне, который весил свыше тысячи тонн. Никто не знал, выдержит ли «Васа».

Работа с туннелями продолжалась два года. Никаких серьезных аварий не произошло, и в августе 1959-го все было готово для подъема. Понтоны компании «Нептун» были установлены под «Васой», тросы проложены через шесть туннелей, и в 16 этапов старый корабль был частично поднят. Поднимать его на поверхность целиком было еще рано, вначале нужно было усилить корпус. И снова водолазы принялись за работу. Ещё два года они работали, затыкая тысячи дыр, которые образовались на месте проржавевших железных болтов. Кроме того, нужно было отремонтировать поврежденную корму и снабдить все пушечные порты новыми плотными люками.

24 апреля 1961 года все было готово для окончательного подъема. Представители газет, радио и телевидения со всего мира были на месте. После 333 лет, проведённых на дне, «Васа» поднялся на поверхность, после чего были запущены мощные насосы. 4-го мая корабль снова оказался на плаву и затем был отбуксирован в док на Бекхольмен.

На нижней палубе корабля лежал шлам метровой толщины, черная грязь, полная находок, и, вероятно, бактерий. С прививками от столбняка, тифа, желтухи и других заразных болезней археологи поднялись на борт. Первыми были Андерс Франсен и Пер Эдвин Фельтинг.

Главный археолог Пер Лундстрём и его одетые в резину сотрудники смогли войти, вползти, проскользнуть прямо в ранний 17-ый век. Все находки описывались с присвоением номера, место находки было не менее важным. То, что было найдено в корме корабля, вероятно, принадлежало офицерам. Находки на батарейных палубах были имуществом матросов. За пять месяцев раскопок было зарегистрировано 14000 находок.

Почти сорок больших якорей разных столетий сидело в «Васе», когда корабль был поднят. Корпус уцелел, но большая часть кормы была разрушена, как и верхняя палуба. Собрать все развалившиеся детали — свыше 13 500 штук — стало задачей научных сотрудников музея и артели плотников под руководством Юхана Блуммана. Строительных чертежей «Васы» не имелось, поэтому важнейшим инструментом плотников была собственная фантазия и кусок стальной проволоки. Проволока пропускалась через старые отверстия из-под гвоздей на отвалившихся деталях. Если отверстия совпадали с метками и отверстиями на корабле, то, значит, был найден новый кусок «разрезной картинки».

С 1961 года «Васа» медленно рос, получив вид полностью собранного корабля не так давно. «Васа» состоит из подлинных частей на 95%. Кроме того, ни у кого не возникает сомнений в том, что является подлинником. Новые детали отличаются от темного неровного дуба «Васы». Результатом реставрации явилось также то, что впервые в мире появились полные чертежи корабля 17-го века.

Пропитанное водой дерево начинает усыхать и растрескиваться уже через несколько дней, проведённых в теплом сухом воздухе. «Васа» рассыпался бы полностью, если бы дерево не было законсервировано. Но каким образом сохранить свыше 1 000 тонн пропитанного водой дуба объемом 900 кубометров? А кроме того, 13 500 больших и малых деревянных деталей, 500 целых скульптур и 200 фрагментов, 12 000 мелких предметов из дерева, ткани, кожи и металла.

Опыта консервации такого большого объема сырого дерева не существовало. Было решено орошать корабль смешанным с водой полиэтиленгликолем — веществом, которое среди прочего применяется, в косметике. Оно обладает способностью проникать в дерево и замещать воду в клетках. Таким образом, предотвращается усыхание и образование трещин. Когда «Васа» был поднят на поверхность, то каждый килограмм сухой древесины содержал 1,5 кг воды. 1,35 кг нужно было испарить, т.е. 580 тонн из всего корпуса.

Скульптуры и небольшие деревянные куски обрабатывались в ванне, наполненной раствором полиэтиленгликоля. Этот метод по естественным причинам не мог использоваться для целого корпуса, поэтому корпус «Васы» орошался смесью полиэтиленгликоля и воды. 25 минут орошения из 500 мундштуков, 20 минут пауза, и так дплее, 17 лет, с 1962 по 1979-й.
Обеспечение сохранности «Васа» — это труд, который никогда не кончается. Постоянно возникают новые сложные задачи и проблемы. Например, в 2000 году было обнаружено, что из консервируемого дерева местами начала выделяться сера. Сера проникла туда во время трехсотлетнего пребывания судна под водой. К программе исследований, направленной на то, чтобы справиться с этой проблемой, привлекаются эксперты со всего мира.

Если смотреть из окна музея «Васа», то видно место, где судно было построено. От него лишь несколько сот метров до места, где оно затонуло. Тот факт, что музей находится на месте бывшей военно-морской верфи, также является частью долгой исторической традиции.
Когда перед строительством музея в Скандинавии был объявлен архитектурный конкурс, его результаты побили все рекорды: было представлено 384 предложения. Выиграла конкурс архитектурная фирма Hidemark & Mensson Arkitektkontor АВ (позже Mensson DаhlЬдсk Arkitektkontor АВ) -, предложившая проект создания «мягкого» медного полога — над старым доком верфи Gаlдгvаг-vеt (1879 г.) Музей «Васа» был открыт 15-го июня 1990 года, спустя 34 года после обнаружения судна. Здание-ангар, изнутри опоясанное ярусами галерей, стало вместилищем одной из лучших музейных экспозиций мира (vasamuseet.se).

В центре полутёмного ангара возвышается огромный, почерневший от времени корабль. Без сомнения, этим зрелищем вдохновлялись создатели карибскоморской «Чёрной жемчужины». Поднимаясь с одного музейного уровня на другой, можно детально осмотреть снаружи корабль-призрак, вынырнувший из глубин времени, также, как «Жемчужина» вырывалась из недр моря. Время на «Васе» остановилось в пять часов пополудни 10 августа 1628 года. Всё, что находилось в этот момент на борту, сохранилось почти неприкосновенным: матросские сундучки с одеждой, бочки с провиантом, оружие, адмиральский стол и офицерский обеденный сервиз, снасти и паруса, останки погибших матросов, одетых, с медяками и трубками в карманах. Оловянная бутылка выдохшегося рома. Шкатулка с прядью женских волос. Корабельный кот… Подобные чудеса времени можно наблюдать только в Помпеях.

Один из уровней экспозиции посвящён погибшей команде. При входе в тёмный зал зрителей встречает небольшой экран, в который, словно в зеркало, заглядывают слабо освещённые люди в старинных костюмах. В стеклянных саркофагах лежат обнаруженные на борту скелеты, рядом невероятно реалистические реконструкции внешнего облика этих людей. Здесь же демонстрируется фильм, подтверждающий достоверность этих реконструкций – все этапы научного воссоздания по методу Герасимова, от голого черепа до причёски.

Однако гвоздь программы – богатейшая деревянная скульптура, которой украшен корабль. Львы, ангелы, морские черти и русалки, воины, музыканты, императоры — 500 скульптур и свыше 200 резных орнаментов. Изначально вся скульптура была ярко раскрашена. Поиском цвета занимались учёные, под микроскопом изучившие сотни проб. Рядом с кораблём находится его уменьшенная копия, дающая представление о первоначальной полихромии.

Очередь на вход в музей стоит постоянно. К сборам от продажи билетов следует добавить развёрнутую сувенирную торговлю и доход от проведения на территории музея банкетов, однако что значат деньги перед Национальной Гордостью, в которую обратилось былое позорище королевского флота. Это может показаться кощунством, но Васа впечатляет никак не менее АББы. Шведы своё дело знают.

И закончим тем, с чего начали: позади южной стены московского Кремля тянется средневековая улица, почти нетревоженный слой 15 — 17 столетий. Прошлогодние раскопки показали, что в сырой земле Подола неплохо сохраняются даже кадки с солеными рыжиками. Возможно ли, чтобы интерес к такому проекту проявили первые лица нашего государства?..

Распечатать статью Распечатать статью

5 комментариев

Андрей Михайлович больше года назад   Изменить
Огромное спасибо за статью! Очень понравилось!
Николай Аввакумов больше года назад   Изменить
И сам смотрел и друзьям показывал. И познавательно и поучительно! Кремлёвские жители! Не ломайте, пожалуйста, улицы 15-17 вв. Только там у вас в Кремле они остались. Давайте их откапаем и сохраним.
Да они бы 50 летней давности прекратили строения ломать .. вполне пригодные для жизни ... -- Иваны родства не помнящие ..
Большое спасибо за статью! Дважды была в Помпеях - и хотя это теперь в основном такой туристический аттракцион, все же чувство подлинности, погружения в эпоху сохраняется (особенно если улучить момент и остаться одной на перекрестке древних улиц или у входа в здание - такое странное ощущение присутствия в истории - мороз по коже). Здесь, видно, удалось то же самое - очень захотелось побывать. Ну а про московские древности - это было бы замечательно! но - увы! - слишком невероятно в наше время. Может, хватит ума хотя бы оставить в покое эти московские древности и, может быть, когда-нибудь - ну не мы, так наши дети, внуки... это увидят. Тем себя и утешаем.
Побывал неделю назад в Стокгольмском музее корабля VASA-увиденное потрясло до глубины души.Из катастрофы произошедшей более 330 лет назад шведы сумели сделать великолепное шоу.Поток туристов,желающих увидеть прекрасно восстановленный военный корабль 17 века,не иссякает вот уже почти 30 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *