Дворцы Кремля — 2

Александр Можаев

В предыдущей серии мы сосчитали жилые палаты Государева двора, в том числе его женской половины. Однако с запада и севера двор ограничивали не менее монументальные служебные постройки разного назначения, от царской портомойни до оружейных мастерских. Не меньший интерес представляет Государев Казённый двор, палаты которого впоследствии вошли в комплекс Государевых приказов. Для того, чтобы внимательнее рассмотреть означенные жемчужины русского зодчества, соберёмся с духом и ещё раз войдём на Сытный двор через арку Колымажных ворот…


НЕЖИЛЫЕ ПОСТРОЙКИ ДВОРЦА.

Б1. Западный вход на Государев Сытный двор можно считать задним лишь по отношению к парадным лестницам Соборной площади. На самом деле восточные всходы предназначались для парадных праздничных выходов и приёмов посольств, а в повседневной жизни главным въездом были именно Колымажные (Гербовые, Золотые) ворота. На плане начала 17 века здесь изображена каменная стена с зубцами, прорезанная двумя разновеликими арками.

В 1630-е годы на их месте была сооружена великолепнаятрехъярусная башня. Она выделялась богатым кирпичным и белокаменным декором и была украшена изразцами с гербами русских городов. Шатёр башни венчал шпиль с двуглавым орлом. Гербовую башню строила бригада подмастерий каменных дел — Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, одновременно с возведением ими же Теремов и надстройкой Светлиц царевен над северными, Куретными воротами дворца. Следует предположить, что три этих постройки были частью единого архитектурного замысла, выделившего центральную часть ансамбля и придавшего новое звучание въездам в него.

Перед Гербовыми воротами к середине 1670-х сложилась трапециевидная площадь, отчасти напоминающая схему будущей Сенатской площади Кремля: расположенные друг против друга въезды на Сытный и Колымажный дворы и двойная арка (Львиные ворота и переходы дворца Милославского) в перспективе сходящихся  фасадов.

Б2. Дворцовые приказы (Поваренный дворец) располагались в корпусах, стоявших вдоль западной границы Государева двора. На акварели Ф.Алексеева 1801 года видна лишь часть огромного здания, примыкающая к Колымажным воротам. Его возникновение, скорее всего, относится к времени Иоанна Грозного. Можно вспомнить о том, что Грозный изначально планировал строительство Опричного двора в Кремле, и в 1565 г. распорядился расчистить место «где были хоромы царицы» и прилегающий двор «по Куретные ворота». Если строительство хозяйственных палат, очертивших границу северного двора является частью этого незавершенного проекта, то их возникновение можно отнести к середине 1560-х годов (исследователи отмечают, что бОльшая часть дверных проёмов северного фасада Постельных хором пробита примерно в середине 16 века), либо середине 1570-х — времени обустройства дворца после отмены опричнины.

Чертеж начала 17 века показывает здание уже существующим в полном объёме, протянувшимся от Колымажных до Куретных ворот дворца. У его излома изображены три покоя под сложными кровлями, то ли стоящие на Приказных палатах, то ли за ними — высказывались предположения, что это деревянные жилые хоромы Бориса Годунова. На планах 18 века Дворцовые приказы представляют собой протяженный, дважды изогнутый корпус (21  палата в уровне подклета) со сплошной арочной галереей на дворовом фасаде. Галерея служила переходом между Передним и Задним дворами, в юго-западном и северо-западном углах двора располагались лестницы на эти переходы. Фасад первоначальной, двухэтажной части корпуса завершался подобием аркатурного фриза. Кровлю украшал ряд выразительных дымников, привлекавших внимание картографов (на других постройках они не показаны). Вероятно, в 3 четверти 17 века был надстроен третий этаж, рустованные пилястры на фасадах которого перекликались с декором соседнего Потешного дворца, а венчающая часть также продолжала тему аркатуры. С юга к внешнему фасаду палат Дворцовых приказов примыкало крытое двухмаршевое Дворцовое (Каретное) крыльцо, в свою очередь перекликавшееся с крыльцом Конюшенного двора на противоположной стороне проезда.

Нижнюю часть здания занимали Сытный, Кормовой и Хлебный дворцы, то есть царская кухня, а в верхних этажах находились мастерские Оружейной палаты, приказы Большой казны и Большого дворца. С 1633 года комплекс был оснащён водопроводом, поднимавшим воду от Водовзводной башни. Несмотря на служебное назначение палаты были богато убраны, во всяком случае известно о росписи комнат Оружейной палаты стенным письмом в 1666 году. Через несколько лет здание Дворцовых приказов было соединено двумя каменными переходами с располагавшимися западнее бывшими палатами боярина Милославского, отошедшими к женской половине Государева двора. С 1679 года эти палаты (Потешный дворец) использовались и как жилые покои членов царской семьи, в виду чего в 1680 году в проходных сенях «меж полат Оружейные полаты» был устроен специальный дубовый помост «для государского шествия».

Северное крыло приказов (Хлебенный дворец) прорезала арка Куретных ворот, ведущих к Троицкому крестцу. Через эти ворота во дворец попадали гостьи женской половины — боярыни оставляли свои экипажи у ворот, всходили на Светличную лестницу и следовали далее верхними переходами. Однако ворота получили название не из-за припаркованных подле карет, а по близости к Куретной палате, поставлявшей к царскому столу кур и прочую птицу.

В 17 веке над угловой частью здания был надстроен четвёртый этаж, который И.Забелин называет Особыми Государевыми покоями. Возможно, эта надстройка является известными по документам Светличными палатами, выстроенными в 1635 году  как мастерская царицыных швей. Поскольку, согласно Забелину, эта надстройка имела отношение к жилой половине дворца, более подробно она рассмотрена в первой части публикации (А11).

В 1801-1808 году все постройки западной части Государева двора снесены по настоянию графа Валуева, таким образом радевшем о «благообразии» Кремля.Единственным напоминанием об исчезнувших Дворцовых приказах можно считать два столба дворовой галереи (видимо, Годуновского времени), обнаруженные реставраторами в 1990-х западнее церкви Воскрешения Лазаря.

Б3.  Конюшенный двор располагался к северу от Боровицких ворот. Палаты, примыкающие к крепостной стене, упомянуты уже в 1645 году, в описи повреждений стены. Корпуса на внешней стороне участка были выстроены в 1673 году. К Гербовым воротам дворца был обращён главный двухэтажный корпус, в центре прорезанный нарядной «перспективной» проездною аркой. Над аркой возвышалась шатровая Часовая башня, фланкируемая четырьмя малыми декоративными башенками. Этот приём, восходящий к надстроенным Спасским воротам, роднил Конюшенный двор с другими казенными комплексами Москвы — можно вспомнить Кадашевский, Гостиный, Печатный дворы и даже Сухареву башню. На акварелях Алексеева башня выглядит невысокой и не слишком представительной, однако акварель Кваренги и, что странно, более поздняя, чем алексеевские картины, гравюра Дюрана показывают шатёр, подобный звоннице Передних ворот Коломенского (существование этого яруса было бы сообразно названию «Часовая», при том известно, что в 1680 году на башню поднимали колокола). Главный фасад Конюшенного двора украшало нарядное красное крыльцо, крытое двумя шатрами. Сам же фасад на акварели 1800 года выглядит совсем лаконичным, однако скорее всего, это следствие перестроек.

Здание занимали Санная, Каретная, Колымажная и (во втором этаже) Сёдельная палаты.  Неизвестно, были ли каменными другие корпуса Конюшенного двора в 17 веке, но к середине 18 он был обстроен уже по всему периметру. Конюшенный двор разобран в 1840 году для строительства нового здания Оружейной палаты и примыкающего к ней корпуса Апартаментов Их Высочеств. Однако в архивах имеются чертежи К.А.Тона, демонстрирующие намерение сохранить старые стены в основе Апартаментов и Комендантского корпуса, стоящего вдоль кремлёвской стены. Из тех же чертежей следует, что Тон предполагал сохранить и значительные части подклета Золотой и Ответной палат дворца. Как теперь известно, в результате уцелела как минимум одна его стена, а стало быть, есть основание полагать, что фрагменты Конюшенного двора 17 века вполне могут стать удачей исследователей будущего.

Б4. Прочие хозяйственные постройки Государева двора. Сохранились малочисленные документальные сведения о каменных поварнях и портомойнях на заднем, Кормовом дворе, которые при всей утилитарности, вероятно также были незаурядными образцами гражданской архитектуры 17 века. Портомойная палатасостоявшая из трёх комнат и двух сеней, стояла против парадного крыльца Палат царевен и замыкала с севера внутренний двор женской половины дворца. Перестроена  из более старой в 1681-83 годах. Забелин сообщает, что над портомойней возвышались «решетчатые, сквозные чердаки, в которых белье сушилось, украшенные решетками, прописанными по-стекольчатому.» К юго-восточному углу Портомойной палаты примыкала лестница на переходы, соединявшие двор Комнат царевен с гульбищем дворца Натальи Кирилловны.

Строителями  Поваренной палаты, где приспевали кушанье для царевен, в 1631 году названы знаменитые подмастерья каменных дел Антипа Константинов и Трефил Шарутин. Корпус из трёх сводчатых комнат примыкал к более старому крылу подле арки Куретных ворот. Эти поварни капитально перестраивались в 1681 году, известно распоряжение об их разборке и строительстве новых палат «меж старых поварен».  На плане 18 века комплекс поварен и портомоен представляет собой двойной ряд помещений вдоль коридора, соединяющего двор палат Натальи Кирилловны и переходы от Куретного крыльца к церкви Спаса нового. Они образовывали два разновысоких объёма под  скатными кровлями и имели разную высоту по западному и восточному фасадам, играя роль подпорной стены между прилегавшими к ним дворами (из-за перепада рельефа закрытый двор женской половины располагался несколько выше проезжего Кормового двора).

Известно также, что недалеко от церкви Рождества Богородицы на Сенях находилась палата, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. В 1660 году «каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делал в ней окна и двери и под старые своды подводил новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей писал стенное письмо». Забелин предполагал, что Аптекарская палата могла быть построена при Михаиле Фёдоровиче и позже стала частью южного крыла Потешного дворца, т.к. в 1672 году над ней был устроен театр магистра Ягана Годфрида, а в 1681 она переезжает в палаты у Сретенского собора. Но поскольку прямых указаний на то, что первые представления давались именно в Потешном нет, то вероятней, что в записи от 1660 г. идёт речь о перестройке одного из помещений Дворцового приказа, нежели выносе Аптеки за пределы Государева двора.

Среди служебных построек Государева двора также упоминается Водовзводная палатка, стоявшая «у Верхнего набережного сада, вблизи Старого денежного двора». Вероятно, её появление относится к 1633 году, когда Христофор Головей обустраивал водоснабжение Набережного сада, а также Кормового и Хлебенного приказов. В этой палате размещался промежуточный резервуар для подъёма воды от Москвы-реки на холм.  Известно, что в 1687 году у Верхнего сада выстроена водовзводная башня с машиной, забиравшей воду от Свибловой башни и подававшей её в сады. Верх новой башни был украшен часами. Поскольку мы не имеем иных данных о подобном, определённо заметном архитектурном элементе этой части ансамбля, то можно предположить, что Водовзводная палатка была в это время перенесена уровнем выше, в упомянутую Часовую башню над проездом Конюшенного двора, дабы подавать в воду в верхние сады новопостроенных палат женской половины.

Государевы житницы существовали при дворе со времен Ивана III, но об изначальном их местоположении имеются разные мнения. Бартенев полагал, что двор изначально находился по правую руку от Боровицких ворот, а Панова считает, что фрагменты его кладки рубежа 15-16 вв. обнаружены в 1960 г. на углу бывших Житницкой и Троицкой улиц (в траншее у восточного фасада Арсенала, под кирпичным развалом зафиксирован слой горелого зерна в 1,4 м, вероятно связанный с известием о пожаре на Житном дворе в 1473 г.). Дворцовые житницы о 18 амбарах выстроены вновь в камне на Житницкой улице в 1666 году. Также есть запись о строительстве в 1681 году «каменных лестниц с перилами у житниц», Забелин уточняет, что одна из них была обращена к Троицким воротам, другая — к двору Н.И. Одоевского. Если верить сохранившемуся чертежу 17 века, то это был двойной ряд высоких, чуть ли не 4-ярусных строений с въездами от Житницкой улицы и от проезда подле городовой стены. В 1702 году Житницы разобраны для строительства Арсенала.

На плане середины 18 века два протяженных корпуса Житного двора обозначены у Свибловой башни — вероятно, с началом строительства Арсенала Житный двор был перенесен к Боровицким воротам.

kazennyi_dvor

Б5. И наконец, Казённый двор — самая древняя часть дворцового комплекса, располагавшаяся отдельно, в южной части нынешней Соборной площади. Строительство сокровищницы князя Ивана Третьего началось одновременно со строительством новых крепостных стен (первоочередные задачи — обезопасить город от врага, а казну от пожара).  В 1484 году, одновременно с новым зданием Благовещенского собора, была заложена Одностолпная казённая палата, составлявшая с храмом единое архитектурное целое. Она примыкала к собору с востока, перекликаясь с построенной несколькими годами позже Грановитой палатой. Планировка двух этих зданий, положивших начало сложению дворцового комплекса, также была очень близкой — большой одностолпный зал с сенями и крыльцом на нижнем этаже более сложной планировки.

 

31

Казённая палата исполняла роль не только хранилища княжеской казны и особо ценной домашней утвари, в ней также пребывали святые мощи, торжественно выносившиеся на площадь на Страстной неделе. Очевидно поэтому во время Иоанна Грозного было богато украшено резьбой крыльцо южной паперти Благовещенского собора, одновременно игравшее роль парадного входа в Казённую палату. При недавней реставрации собора обнаружены фрагменты резных порталов сеней и деталь, предположительно принадлежавшая «знатному месту«, стоявшему в этих сенях и аналогичная царскому месту Вознесения в Коломенском. Также на южном крыльце обнаружена декорация середины 16 века: белая каменная резьба, красно-белые, крашенные под кирпич стены, пол в чёрно-белую клетку и тёмно-серые своды. Фактически, это единственный сохранившийся фрагмент дворцовой архитектуры грозненского времени.

На восточном фасаде собора удалось раскрыть и выявить очертания утраченного в 1770-е годы памятника: следы примыкания кровли, сводов, лестницы на чердак, фрагмент стенной ниши сеней, капитель перехода из сеней к паперти, восстановлена дверь подклета палаты.

Южнее Казенной палаты (на месте нынешнего проезда) располагался сам Казённый двор, огороженный каменными стенами. С Соборной площадью его соединяли ворота, основание которых обнаружено археологами у юго-западного угла Архангельского собора.

Сразу за воротами в 1485 году была заложена старейшая из сохранившихся гражданских построек не только Кремля, но и всей Московской Руси — «погреб на Казённом дворе», примыкавший к Архангельскому собору с юга. Ныне этот памятник именуется Подземной палатой Казённого двора (реже — Судной). Изначально здание было двухуровневым, без сводов. В начале 16 века с севера к палате было пристроено новое здание Архангельского собора, и чуть позже в Большой палате погреба сооружены своды, опирающиеся на новую поперечную стену с двумя широкими арками.  В первой половине 17 века над ним был надстроен еще один сводчатый этаж. Внешний облик постройки, входившей в ограду Казённого двора, неизвестен, обнаружены лишь  контрфорс и валик в её основании (аналогично цоколю стен Кремля и Грановитой палаты). То есть, это сооружение замыкало угловую часть «замка великого князя», как бы завершая разорванную зданием Ответной палаты ограду. На плане «Кремленаград» изображена невысокая крепостная стена с зубцами, ограждавшая  Государев двор с запада; такая же стена с 1499 года шла вдоль его южной границы от Боровицких ворот.

Сохранившаяся древнейшая часть памятника представляет собой две разновеликих, квадратных в плане кирпичных палаты, объединенных общим входным тамбуром. «Диагональная» постановка палат и характер широкой каменной лестницы роднит памятник с его более известными ровесниками — палатами Английского двора и Романовых на Варварке.

В начале 19 века на этом месте была сооружена новая пристройка к собору, от древнего здания остались лишь засыпанные подвалы (большая палата была обнаружена в конце 19 века, малая — в 2001 году) и отдельные фрагменты кладки 15-17 века в составе пристройки. В 1999-2001 годах памятник был впервые исследован и реставрирован специалистами ЦНРПМ.

В ансамбль Казённого двора 16 века также входили двухэтажные палаты, по всей вероятности, служившие соборной ризницей. Они примыкали к юго-западному углу Благовещенского собора, части их стен сохранились в объёме южной паперти храма. Очевидно, что это была довольно масштабная постройка с крашенными под кирпич стенами и белокаменными импостами сводов.

Поскольку в Казне хранились и драгоценные царские наряды, в 1663 году здесь были сооружены отдельные  портная и скорнячная палаты. Под 1673 годом упоминается перестройка «конюшенной палаты у Казенного двора», с обустройством «вислого каменья» у семи окон. Вероятно, эти постройки стояли вдоль южной границы двора, на месте нынешнего проезда, и позже вошли в состав комплекса Приказов.

Сами Приказы не являются частью Государева двора, но являются государевой постройкой и потому также внесены в этот раздел публикации.

ГОСУДАРЕВЫ ПРИКАЗЫ

В. Сложение комплекса каменных Приказов было начато  в 1564-65 годах постройкой роскошных палат Посольского приказа. Если верить рисункам инженера Пальмквиста (1674), это было здание ярко выраженной ренессансной архитектуры, с аркадой, богатой декорацией фасада, мощным антаблементом в верхнем ярусе и венчающей балюстрадой. В 1591 году Посольский приказ, размещавшийся за алтарями Архангельского собора, стал частью двухэтажного, П-образного в плане комплекса Приказов  (“избы диячьи каменыя”, на рисунке Пальмквиста — слева). Параллельные стороны этого каре были расположены вдоль Москвы-реки и выходили к собору торцами, в восточном крыле находилась проездная арка к Спасской улице.

Приказы. Реконструкция П.Александрова

На протяжении 17 века комплекс незначительно перестраивался (например, известно, что в 1637 г. Т.Шарутин составлял смету на строительство Разборной палаты Сибирского приказа). Однако капитальная перестройка началась в 1675 году. При Алексее Михайловиче были выстроены 28 нижних палат, остальное строительство продолжалось до 1680 года. В результате реконструкции приказы были развёрнуты фасадами на Ивановскую площадь, вытянувшись длинной линией по бровке холма. Образовалась череда составленных вместе двухэтажных объёмов, более-менее близких по габаритам, но разнящихся деталями. С площади в Приказы вели семь каменных крылец. Вероятно, в 17 веке корпуса приказов были крыты отдельными каменными бочкообразными кровлями, аналогичными завершениям несохранившегося Кадашевского хамовного двора (есть свидетельство о поставке каменной лещади при ремонте 1716 года). В 1681-83 гг. над подклетом в центральной части комплекса возвели церкви Александра Невского и Черниговских чудотворцев. Объединенные общей продольной стеной храмы были отражением многоглавия Алексеевской и Благовещенской церквей Чудова монастыря, украшавшего противоположную сторону площади. Под ними находилась двойная арка проезда к Подолу (Верхние Тайницкие ворота).

Достройка комплекса продолжалась после пожара 1702 года, когда под руководством зодчего Григория Устинова (работавшего в ту пору на строительстве Монетного двора, Земского приказа и Цейхгауза) корпуса Посольского и Малороссийского приказов были украшены барочной резьбой. Сначала капитально перестроенный Посольский приказ обзавёлся резным крыльцом и фронтоном, который завершался скульптурными изображениями орла с «титлом государевым з гербами», по сторонам орла пушки, а над ним — крест и «глобоз какой пристойно»; столб большой палаты был украшен четырьмя маскаронами (персонами), а вскоре резными наличниками были оформлены окна соседнего Малороссийского приказа.

Подле Приказов, ближе к колокольне Ивана Великого стояла ещё одна небольшая отдельная «палатка крепостных дел«, где площадные подъячие оформляли сделки. Возможно, это она рекомендована как образец при перестройке Патриаршего дворца в 1690 году: «а над окнами кзымсы и обвершка против окон, каковы зделаны на Ивановской площадной полатке» (Забелин, ч.1, ст. 938). Разобрана в 1719 году.

Все остальные постройки комплекса полностью снесены в 1769 году для несостоявшегося строительства Баженовского дворца.

Г. И в заключение второй серии ещё один вымерший подвид кремлёвского палатного строения, далёкие от дворца, но вероятно, построенные тщанием Государя Стрелецкие караульни.  На акварелях Алексеева в разных ракурсах изображены приворотни у Спасских и Никольских ворот, возможно, подобные им могли быть и у прочих въездов. Особенно интересна Спасская караульня, обнесённая аркадой на кубышчатых столбах, аналогичных столбам Царской башни. Если это не неоготическая стилизация, то скорее всего, караульня построена в 1680-х одновременно с Царской башней по единому архитектурному замыслу. На фотографиях, сделанных до сноса караульни в 1920-х она имеет пять одинаковых арок на простых круглых столбах — если верить Алексееву, то это следствие перестройки 19 века.

Караульня Никольских ворот поминается каменной уже в 1702 году. На Алексеевской акварели  присутствуют колонны с белокаменными резными капителями и венчающий кокошник, аналогичный завершению Спасской караульни.

У Троицких ворот вместо караульни в 17 веке стояла палата дворцового Судного приказа, примыкавшая к северному крылу Потешного дворца. В 1645 году упоминается палатка неизвестного назначения, примыкавшая к Собакиной башне.

Избранная литература:

1. Памятники архитектуры Москвы, 1 том. М., 1983.
2. Забелин И.Е.
Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. М., 1990.
3. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990.
4. Бартеньев С.П. Московский кремль в старину и теперь. Книга 1. М., 1916.
5. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. Под ред. И.А.Бондаренко и И.Л.Бусевой-Давыдовой, М., 2007.
6. Фальковский Н.И. Москва в истории техники, М., 1950.

7. Евдокимов Г.С. К истории построек Казенного двора в Московском кремле. В кн. «Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры», М., 2008.
8. Баталов А.Л. О датировке белокаменной резьбы на южной паперти и крыльце Благовещенского собора. Там же.
9. Евдокимов Г.С., Калугина И.В., Мосунов Ю.П., Рузаева И.И., Яковлев Д.Е. «Погреб на Казённом дворе 1485 г. в Московском кремле». В кн. «Древнерусское и поствизантийское искусство», М., 2005.
10. Панова Т.Д. Историческая и социальная топография Московского Кремля, М., 2013.

11. И.Е.Бондаренко. Здания Посольского Приказа. // Сборник статей в честь графини П.С.Уваровой. М., 1916.
Прочие серии публикации:
1. Жилые и парадные палаты Государева двора.
3. Палаты Патриарха, бояр, монастырей и подворий.

3 комментария

Спасибо огромное! Как всегда, потрясающе интересно! Только почему-то в этой части, в отличие от первой, обозначения (Б1, Б2 и т.д.) не отображаются на плане - видимо, они должны были быть на самой верхней схеме... В принципе, это не очень мешает, все объекты привязываются к местности по описаниям, но для удобства хотелось бы видеть обозначения на схеме. Кстати, в третьей части, похоже, тоже нет обозначений (
Не нашлось удобочитаемой схемы, на которой всё это внятно бы расставлялось, а сделать свою покуда руки не доходят. Поэтому для пущей ориентации по 2 и 3 разделу предлагается план из "Московского Кремля в старину и теперь" Бартенева, он увеличивается и на нём все что можно доскональнейше расписано: http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2011/11/KREML_5.jpg
Никита Андреев больше года назад   Изменить
А поясните, пожалуйста, как выглядит "вислое каменье"? Я загуглил и нашел: "Резная каменная гирька под висячей пятой смыкающихся арок". Нет ли картинки, изъясняющей это? Это какой-то особый декоративный элемент, или просто обыкновенная гирька так поименована в источнике?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *