Разрушение Кругового депо как пример «цивилизованной европейской практики»

Круговое депо, работа экскаватора, 31 мая, 2013 год

Ночной кошмар Европы

Юрий Егоров, Евгения Твардовская

29 мая 2013 года ОАО «РЖД» опубликовало пресс-релиз относительно участи, которая ожидает Круговое депо Николаевской железной дороги. Перспективы памятника архитектуры оцениваются в тексте  высоко, без ложной скромности: «Реализация проекта реставрации и приспособления к современному использованию здания Кругового депо будет являться достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения». Началом европрактики стал снос в ночь с 30 на 31 мая 2013 года девяти из 22 стойл XIX века.

Предлагаем вашему вниманию видеокадры «реставрационных работ» и рассказ об их начале. 

Итак, ОАО «РЖД» довело до конца давно задуманное. Была уничтожена практически половина уникального Кругового депо Николаевской железной дороги —  первого паровозного депо Москвы и едва ли не первого железнодорожного здания, построенного  в столице в 40-е годы XIX века; единственного уцелевшего депо в мире с перекрытиями паровозных стойл, выполненных в форме «парусных» сводов; единственного депо авторства выдающегося зодчего – Константина Тона (в других случаях документально его «рука» не доказана).

Те самые, ныне уже снесенные, 9 стойл. Съемка зима, 2013 год

Снос произошел вопреки устным договоренностям с Северной транспортной прокуратурой. Ведомство намеревалось разобраться в разрешительных документах и объявило мораторий до утра пятницы, 31 мая. Но ОАО «РЖД» точно следует только своему собственному расписанию. Это не всегда расписание движения поездов. Зато режим работы экскаваторов соблюдается неукоснительно. Когда мы, узнав о начавшемся сносе, примчались ночью к депо и спросили прораба: «Как же так, ведь вы же обещали подождать?», то получили лаконичный ответ, на который возразить, по сути, нечего: «А вы докажите, что мы обещали…»

Уничтожена половина памятника архитектуры, еще недавно пребывавшего в абсолютной целости и уникальной степени сохранности.

Из девяти депо Николаевской железной дороги — первой магистрали России — форму полного круга сохраняли всего пять. 31 мая их стало еще на одно меньше. Но самое печальное, что как минимум два из «пострадавших» депо (депо Клин и Бологое) были разрушены в войну: есть сведения о попадании фашистских авиабомб в эти здания. Депо Любань тоже находилось в зоне ожесточённых боёв и лишилось примерно половины своего объёма. Возможно, также по этой причине.

Депо Бологое, 1943 год

А в Москве дело решил экскаватор, пущенный в мирное время на разрушение ценнейшего памятника российской архитектуры и истории по приказу президента ОАО «РЖД», председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного – В.И. Якунина. Как говорится, почувствуйте разницу.  Война, бомбёжки, артобстрелы, с одной стороны, и начальственный приказ снести здание, несмотря ни на что, – с другой.

Круговое депо представляло собой два завершённых, идеально выверенных кольца стен, внутри которых – арена для паровозов, словно реплика римского Колизея. Теперь – это огрызок яблока, на который даже и смотреть как-то неловко. Словно мастер отвлёкся на что-то и оставил своё творение незавершенным, а мы его случайно увидели. Устоит ли этот огрызок? О проекте укрепления оставшейся части депо ничего не известно. А между тем, экскаваторы роковой ночью стучали и по тем стенам, которые, надеемся, велено было сохранить.

Круговое депо и водокачальня

Внутренний двор Кругового депо

Круговое депо, снос 29 мая 2013 года

Сносили стойла депо позорно, по-воровски. Ночью, чтобы никто не увидел, да ещё и с усиленной охраной. Молодчики буквально хватали за руки всех, кто пытался достать фотоаппарат или телефон. Сопровождая свою нескрываемую агрессию лексикой — явно не из словаря Даля. В какой-то момент начальник охраны, он же прораб, руководивший сносом, поговорил с кем-то по телефону, и изрёк: «Радуйтесь! Вам позволили стоять на платформе и снимать!» Заметим, мы стояли даже не под стенами депо (там, под падающими кирпичами, до глубокой ночи ходили электрички), а на пассажирской платформе, откуда людей не имеет права прогонять никто – ни собственная охрана РЖД, которой, кстати, не было на месте работ, ни полиция, тоже проигнорировавшая три наших вызова. Никто, ведь платформа – общедоступное место, городское пространство.

Часа в два или полтретьего ночи к нам подошёл человек в железнодорожной форме – как оказалось позже, машинист-инструктор из московского депо. Он просто проходил мимо. «Жаль «Макет», — сказал машинист, имея в виду, конечно, Круговое депо: многие помнят его уже как завод «Макет». Разговорились немного. Дед этого человека водил паровозы между Москвой и Питером, часто бывал в Круговом депо. «Сколько лет простояло, всё видело, и вот – ломают. Хорошо, что дед этого уже не застал», — продолжил машинист.

А наутро нам сказали, что снос памятника произведен, оказывается, во имя его сохранения. И пример Кругового депо должен стать наукой европейским реставраторам.

Вот как выглядело депо до сноса, после того, как силами того же ОАО «РЖД» памятник «очистили» от советских напластований.

Круговое депо, вид вдоль стойла, съемка зима 2013 года

Фрагмент первоначального фасада, съемка зима, 2013 года

А вот — фото сноса, начавшегося 29 мая.

Круговое депо, снос 29 мая, 2013 год

Круговое депо. Снос, 29 мая, 2013 год

Итак, какова же цивилизованная практика, о которой сообщает пресс-релиз ОАО «РЖД»? Заранее приносим извинения за качество ночной съемки.

Стены XIX века валили сразу двумя экскаваторами. Пыль стояла столбом.

Круговое депо. Снос, ночь с 30 на 31 мая, 2013 год

В момент сноса, как ни в чем не бывало, в нескольких метрах шли электрички:

Снос Кругового депо. Рядом - идут электрички. Ночь с 30 на 31 мая, 2013 год

Правда, к историческому кирпичу отнеслись по-доброму. Складывали аккуратно, видимо, потом будут использовать для вычинки. Чудовищный цинизм, учитывая, что это – останки снесенных крепких стойл.

Круговое депо, 29 мая, 2013 год

Вот как выглядело Круговое депо утром 31 мая.

Круговое депо. 31 мая, 2013 год

А вот — фото конца декабря.

Круговое депо, декабрь 2012

Налицо – спасение памятника архитектуры путем сноса. Не правда ли?

Европейские специалисты от подобной практики поспешили откреститься.

Британский архитектор Эйдан Поттер, директор знаменитого бюро Джона МакАслана, осуществивший реконструкцию лондонского Roundhouse 1846 года постройки (аналог нашего Кругового депо) под общественный и культурный центр, так прокомментировал случившееся в письме координатору «Архнадзора» Марине Хрусталевой:

Эйдан Поттер

«Потеря Кругового депо — общественная трагедия. Невозможно понять, каким образом уважающая себя система охраны наследия могла допустить разрушение одного из наиболее совершенных и уникальных памятников железнодорожного наследия в городе. Была потеряна замечательная возможность вдохнуть новую жизнь в тело старого друга. Это провал и абсолютное неуважение к усилиям, стремлениям, работе и достижениям всех наших предшественников. Эта неспособность ценить свое прошлое обрекает нас на позор в глазах наших детей и всех будущих поколений».

Эйдан Поттер, Директор проектного бюро «Джон МакАслан и партнеры», Российское представительство

——————————

«The loss of Moscow’s Roundhouse is a civic tragedy. It is beyond understanding that any creditable heritage legislation could permit the demolition of one of the City’s most perfect and unique remnants of its precious railway heritage. A wonderful opportunity to create an new life for an old friend has been lost and with it a break and utter disrespect for the efforts, endeavours, work and achievement of all our ancestors. This failure to respect the past will condemn us all to the dishonour of our children and all future generations».

Aidan Potter, Director of Design, John McAslan+Partners, Russia Studio

——————————

Еще раньше лично В.И. Якунину писали президент ИКОМОС-Германия (Международный совет по охране памятников и исторических мест) Йорг Хаспель, а также представитель Германии в Международном Комитете по сохранению технологического наследия Норберт Темпель. Они просили президента ОАО «РЖД» не допустить утраты уникального памятника.

Теперь ОАО «РЖД» сообщает, что все готово для начала реставрационных работ: «Эти работы необходимо начать в ближайшее время, принимая во внимание взятые на себя охранные обязательства ОАО «РЖД», а также утвержденные сроки реализации проекта».

Таким как Roundhouse в Лондоне наше Круговое депо никогда не станет, хотя еще несколько дней назад были все шансы.

RoundHouse

Не упало бы в процессе цивилизованной реставрации то, что еще уцелело.

Круговое депо, со стороны платформ, снос 31 мая 2013 года

Видео — Ю. Гребенниковой

Фотографии — Ю. Егорова, С. Клычкова, П. Мирошника, М. Подъяпольской

30 комментариев

В это трудно верить, как в смерть любимого человека. Только разборку этого уникального памятника можно сравнить не с убийством одного человека, а многих тех, кто были, и тех, кто будут (многие поколения) жить уже без столь значительной частички нашей культуры. Ведь в этом здании оставались еще жить и его автор Константин Тон и миллионы тех , кто жил в момент появления железной дороги как революционного скачка в развитии цивилизации. Якунин и Собянин - вот они и есть ночные злодеи-убийцы. И мы с ними не можем сладить. То, что они совершают противозаконное действо, т.е. преступление закона об охране объектов культурного наследия - это и так понятно. Но это только по букве. А по сути это действо похуже убийства отдельного человека. Ведь умершие творцы остаются жить в своих творениях, пока их не уничтожит злодей.
Вот проехали сейчас по Германии. Буквально в каждом городе огромные потери наследия времен войны. Но ведь как аккуратно все вытянуто! Ведь из обреченных руин вновь целенькие здания возрождены! Американцы и англичане мстили немцам за бомбежку Лондона и пытались устрашить. Утюжили германские города в припадке какой-то тупой маниакальной злобы. И что в результате? Лишили своих же детей и детей многих поколений людей разных наций увидеть красоту и культурные проявления разных эпох. Эстетически насладиться. Ладно фашисты - у них рассудок помутился! Но эти-то вроде боролись с маньяками-злодеями! И чем лучше фашистов? Вот и наши властители - главы РЖД и города... Утюжат нашу культуру, очевидное же сокровище, а народу-то особо и дела нет до этого. Настоящих буйных-то мало!
Народ пишет, что это бесполезное здание, что оно мешает, что никому не нужно, снести его — и ничего не изменится. Многие, кто ездит сейчас с Ленинградского и Ярославского вокзалов, даже не обращали на это красивейшее творение никакого внимания, что не удивительно, учитывая его захламлённость в последние годы. А если бы узнали его историю? Хоть раз взглянули бы на него изнутри? Наверняка судьба Кругового Депо сложилась бы иначе, будь оно построено в другом месте, а то и в другой стране. Остаётся надеяться, что хотя бы водонапорную башню теперь пощадят!
Для этого "народа" большая часть захламленной им же исторической Москвы не нужна, бесполезна или мешает. Ее снос ничего для него не изменит. А если этот народ узнает свою историю и культуру? Не раз взглянет на нее изнутри? Поймет, что без нее его же дети, внуки и правнуки будут нищими, убогими злодеями. Ибо, кто не бережет культуру, тот строит тюрьмы. Наверняка тогда судьба Кругового Депо сложится иначе. И такой народ не будет пассивно надеяться, что вор авось не зарежет Константина Тона, а постарается остановить убийцу.
А меж тем и народ Турции восстал против вандалов... Против вандалов участились МАССОВЫЕ народные выступления в Германии... Определённая тенденция...
Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
Будет ли уголовное дело против виновных?
Якунин - поганая крыса... Разорил и уничтожил всю железнодорожную отрасль...
В отношении кого? РЖД ведет работы по документации, согласованной Мосгорнаследием. Оно в свою очередь опирается на результаты эксперизы, проведенной группой экспертов в составе Виноградова В.А., Савельева О.В., Тренина А.Б. Насколько я понимаю, Виноградов В.А. - это Виктор Алексеевич Виноградов (род. 25 января 1944 года) — архитектор-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, член президиума Российского комитета ИКОМОС, вице-президент Академии архитектурного наследия, профессор Института искусства реставрации, заместитель председателя Экспертно-консультативного общественного совета Москомархитектуры, сопредседатель Национального центра опеки наследия, член Научно-методического совета Москомнаследия, действительный государственный советник III класса. Его сажать будем?
"Наверняка судьба Кругового Депо сложилась бы иначе, будь оно построено в другом месте, а то и в другой стране." Все может быть. Хотя те же немцы при необходимости запросто сносят памятники промышленной архитектуры, в частности совсем недавно была полностью разрушена старейшая гидроэлектростанция Германии (и одна из старейших в мире) - Rheinfelden, пущеная в 1898 году.
Можно и его, если провести открытое разбирательство и выяснится, что его действия, умышленные или неумышленные привели к утрате такой ценности. Сажать не обязательно, но присудить штраф и общественное порицание в виде явных статей (хотя бы в википедии), что благодаря данному "профессору" было безвозвратно потеряно уникальное здание - было бы хорошо. Пусть войдет в историю как Герострат. Стыд и позор на него и его потомков. Если же он невиновен - с удовольствием послушаем его убеждение о том, что уничтожать культуру - это культурно.
Про исторический кирпич - первая мысль была, что они ведь его используют по назначению, а деньги на новый распилят. Казалось бы, бред, сколько там распилишь, копейки. Но уже известно - всях их порода удавится за чужую копейку. И прорабы у них соответствующие. В.И. Якунина понять можно - какое там наследие, надо торопиться с оффшорными трастами. Представьте себе кошмарную картину: вдруг хаос и народные судилища... Пассажиры электричек - это ж самые возмущенные (и есть отчего) граждане, они ж председателя РЖД линчуют первым... и не посмотрят, что поцриот.
Александр Желтиков больше года назад   Изменить
Можно рассыпаться гневными и горькими тирадами - что будет справедливо. Но, главное, понять: те, кто захватили власть в нашей стране - действуют по рецептам "Майн Кампф". Чтобы править без проблем, народ нужно сделать быдлом, стадом, родства не помнящим. И не разницы, кто является оккупантом: германские бароны или еврейские банкиры. Оккупант - он и есть оккупант. И ответные действия должны быть адекватными - как поступают патриоты на оккупированной территории.
Да, никакой цивилизованности, а тем более положительного примера для европейских реставраторов здесь нет. Это пример безнаказанности и крайней некомпетентности, как отдельных лиц в структуре ОАО РЖД, так и в органах охраны памятников, и в частности тех экспертов которые согласовали данные действия. ПОЗОР всему Департаменту культурного наследия Москвы, там не нашлось ни одного здравомыслящего чиновника, включая самого господина Кибовского. То, что произошло, доказывает, что профессионалов, способных отстоять ценнейшие, уникальные памятники, в этой структуре НЕТ. К власти пришли "Иваны родства не помнящие"!!! Потомки нам этого не простят!
И продолжает это делать изо дня в день.. Правильно про него Сергей Доренко сказал. Давно пора всю эту шушеру к стенке ставить. Особенно забавно видеть особняк Якунина на фоне нерентабильности РЖД
Интересно, какое наказание прописано в законе для должностного лица, при ком это было допущено?
Москва оделась заборами. Кругом охрана. Все ждут террористов с Кавказа. А они здесь. В кабинетах директоров, министров, мэров. Вот ракета ударила в Круговое депо. Ночью! Под охраной нашей городской власти!
Конечно, снос депо - это позор и для города, и для РЖД. Хотелось бы только пррокомментировать персону "реставратора высшей категории" Виктора Виноградова. Претензий к этому человеку набралось уже достаточно. Когда-то давно он "не увидел" ценности в Доме Быкова на 2-й Брестской, который, к счастью, всё-таки стал памятником несмотря на экспертизу вышеупомянутого "специалиста". Год назад, в 2012 году, на основе экспертизы, подписанной всё тем же Виноградовым, были разрушены три четверти стадиона "Динамо" - там он тоже увидел признаки "новодельности" и, опять же, отсутствие ценности. 2013 год - всё тот же "высококлассный специалист" обосновывает возможность сноса 40% Кругового депо - потому что оно состоит из 22 одинаковых стойл, а всё снесённое при желании можно будет восстановить. Это всё цитаты из экспертизы, подписанной этим же человеком. Текст экспертизы выложен несколькими сообщениями ранее - можно скачать и ознакомиться. Пользуясь его доводами, можно снести любой памятник - а что, кирпичи у нас есть, строительные технологии тоже есть - сегодня снесли, завтра построили заново, ещё лучше, чем было. Вот и возникает вопрос - а не многовато ли для одного "эксперта" таких вот "заключений", неизменным итогом которых становится приезд экскаваторов и законодательно оформленное уничтожение памятника на основании той самой экспертизы? Давайте прихлопнем хотя бы первое звено этой цепочки - потребуем лишения государственной аккредитации "эксперта" Виктора Виноградова.
Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
Против кого уголовное дело? Да против всех причастных, от низа до верха. От прорабов до высшего руководства, чьи подписи стоят на документах. Чтобы в следующий раз и те, и другие знали об ответственности и думали, что делают.
Каждый раз, когда еду на дачу с Ленинградского вокзала вижу это потрясающей красоты (даже в полуразрушенном состоянии) здание. После заплеванных платформ вокзала, редких по уродству вокзальных построек, безобразно разрисованных граффити заборов,отделяющих ж.д. полотно от городской застройки, редкое изящество этого сооружения поражало. Ни в коем случае нельзя допустить ее сноса! Это ведь единственное, что осталось от старого Никоалаевского вокзала. Неужели глава РЖД г-н Якунин при всех огромных ресурсах, которыми обладает его ведомство, не нашел ничего лучше, как просто варварски уничтожить эту красоту. Скажите, что можно еще сделать, чтобы отстоять эту городскую реликвию?
Круглое депо - не первый и не последний ликвидированный памятник. Готовится к такому развитию нужно заранее, а не тогда, когда все экспертизы проведены и все проекты утверждены. Где вы были годах в 90-х, когда ему еще ничего не угрожало? Ну да ладно. Ценности на момент сноса оно уже не представляло, тем более, аналогичные депо сохранились между Петербургом и Москвой. По крайней мере, мы получили депо в разрезе. А любителям железных дорог рекомендую обратить внимание на станцию Подмосковную - настоящий железнодорожный заповедник, сохранивший свою неповторимую аутентичность с начала 20 века.
Его будем сажать в первую очередь Пока за убийство здания не будут приговаривать, процессы будут развиваться в геометрической прогрессии, без края и конца.
Виктор, Круговое депо является памятником с 1991 года, соответствующий документ у нас имеется. До момента согласования проекта, выполненного с грубейшими нарушениями 73-го закона ему действительно ничто не угрожало, повода вмешиваться не было. Кстати, и АН тогда ещё не было. С 2008 - 2009 года, когда возникла проблема, АН участвует в деле вокруг депо. Насчёт "других депо" вы уже повторяетесь, я Вам отвечал несколькими сообщениями раньше. Отвечу ещё раз. Пользуясь Вашей логикой, можно снести, например, Московский Кремль, аргументируя это тем, что у нас вполне достаточно кремлей и в других городах. Не уводите разговор в сторону от московского депо. Мы говорим о конкретном нарушении закона в отношении конкретного памятника. По поводу ценности депо - читайте экспертизу А.Л. Баталова, там всё написано. У него, в отличие от Вас, есть все основания делать выводы о ценности того или иного здания. Что же касается Подмосковной, то мы следим и за этим депо тоже. Если бы не деятельность нескольких людей, впоследствии вошедших в АН, то и Подмосковную снесли бы ещё в 2008 году - поищите соответствующие публикации в сети. К сожалению, там тоже много проблем, которые в общем и целом соответствуют политике РЖД в отношении памятников.
Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
Что же до этого Виноградова, с одной стороны, конечно, отстранение этого так называемого эксперта может помочь в том плане, что увеличит шансы попадания следующих дел к настоящим экспертам. С другой стороны, боюсь, что многие только порадуются освобождению места "прикормленного эксперта", которое, надо полагать, является довольно доходным. Тут нужно не просто отстранение, тут нужно дело, доведённое до суда, желательно - уголовное. Только это поможет остановить волну беспредела в ведомстве, призванном вообще-то охранять памятники, а не утверждать их снос.
Параллели с кремлями некорректны: они, в отличие от депо, не строились по типовым проектам. Справедливости ради нужно сказать, что не только круглое депо вы потеряли, чуть дальше было еще и веерное депо. Наконец, говоря про Подмосковную, я имею ввиду весь историко-архитектурный комплекс станционных сооружений, не только депо. Конечно, я сомневаюсь, что его удастся сохранить. "Политика РЖД в отношении памятников" на самом деле более неоднозначная, чем вам представляется. Например, тот же николаевский вокзал в Любани пару лет назад был приведен к историческому виду.
О Веерном депо мы тоже сообщали. К сожалению, и там было нарушение РЖД как законодательства, так и договорённостей. Любань - это некое значимое место для РЖД, даже понятно, почему. Заметьте, многие публичные акции проходят именно там. "Сапсан" презентовали в Любани, символическое прощание с ЭР200 было там же. Логично было бы привести в порядок место для таких событий. Но буквально рядом - в той же Малой Вишере - разгром и запустение. Конечно, РЖД не всегда бывают "однозначно плохими" - если им нужно, они могут сделать хорошо. Вопрос только в том, чтобы они всегда делали хорошо, причём не в зависимости от своих пожеланий, а согласно букве закона. Подмосковная - очень сложное место. Там сошлись несколько интересов, начиная от чисто коммерческих предложений и заканчивая вопросами сохранности памятников. Если не будет этих зданий, не станет места приложения этих интересов - именно так, пусть даже несколько цинично, выглядит вопрос их сохранения. О памятниках там мало кто думает. Наша же цель в данной истории - сделать всё для сохранения этих памятников в соответствии опять же с требованиями закона. Для нас не так важно, будут там РЖД или будет какая-то коммерческая структура - важно, чтобы здания не были испорчены.
Александр Желтиков больше года назад   Изменить
...А меч (простите, бульдозер) уже занесён над чудом уцелевшими деревянными постройками Вологды и Рязани. http://archi.ru/press/russia/theme_current.html?tid=17 Фильм ужасов "Возвращение Батыя"...
Александр Желтиков больше года назад   Изменить
А нож бульдозера уже занесён над чудом уцелевшими подлинными деревянными постройками Вологды и Рязани: http://archi.ru/press/russia/theme_current.html?tid=17 "Возвращение Батыя"?..
Хоровский Павел больше года назад   Изменить
В истории с Круговым депо ясно видны три взаимосвязанные вещи - власть оторвалась от народа, игнорирует закон, её носители невежественные, малокультурные люди, спешащие "взять от жизни всё". При этом они изображают из себя великих патриотов, поборников веры и морали. Дорогущая и безвкусная дача-дворец Якунина и снос Депо - явления одного порядка. Сносятся подлинные дворцы и строятся пародии на них. Круговое Депо - был подлинным дворецом техники. Его снос - символичен, нынешняя власть взяла курс на ликвидацию собственного машиностроения и покупку иностранной техники - проект "Сокол-250" зарубили и тупо купили устаревший "Сапсан", который ходит в Питер со средней скоростью менее 200 км/ч.
Павел, пару лет назад на перегоне Решетниково - Завидово нашлись и рельсы с клеймом Nippon Steel. Символом прогресса Российских железных дорог стал немецкий поезд на японских рельсах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *