С завидным упорством

Дом начальника участка службы пути 1908

Юрий Егоров

Длинные каникулы определённо развращают инвесторов. Не успели мы сообщить о начавшемся противозаконном сносе элеватора на Павелецком вокзале столицы, как пришёл новый сигнал, на этот раз с севера Москвы. Адрес нового бедствия – Онежская улица, дом 2А, дом начальника участка службы пути Московской Окружной железной дороги, выявленный объект культурного наследия, творение коллектива архитекторов под руководством выдающегося А.Н. Померанцева.

Это здание уже попадало в поле нашего внимания полтора года назад. Тогда без каких-либо проектов и согласований дом был выпотрошен внутри, произведена перепланировка. При этом строители отличались крайней недружелюбностью и уверенностью в том, что если, по их мнению, здание не является ценным – значит, так оно и есть. Были направлены соответствующие обращения в надзорные органы – Мосгорнаследие и государственную инспекцию по недвижимости, которые подтвердили отсутствие каких-либо согласований и незаконный характер работ.

Page1Page1[1]

Мосгорнаследие начало административное производство по факту незаконных работ на памятнике. Обычно владельцу хватает такого внушения для прекращения работ и в основном предохраняет от их возобновления в будущем, однако случаи возвращения зданиям вида «как было», к сожалению, весьма редки. Не стал исключением и этот раз – восстанавливать историческую форму окон и дверей, а заодно и первоначальную планировку здания никто не стал. Через некоторое время в здание въехал магазин «Пятёрочка» – по словам одного из его сотрудников, на правах аренды.

Казалось бы, на этом злоключения домика закончились. Однако владельцы здания – некие господа Калашян Алик Броевич и Кузнецова Лидия Петровна, совместно им владеющие, согласно сведениям Единого реестра прав на недвижимость, с декабря 2013 года, проявили упорство, достойное лучшего применения. Как водится, в новогодние праздники (почему это лучшее время для незаконных работ – мы уже рассказывали) была предпринята новая попытка перестроить здание, на этот раз добавив к нему ещё один этаж. Надо ли говорить, что и в этот раз не было ни проекта, ни согласований, а работы выполнялись явочным порядком? В итоге к 7 января была уничтожена большая часть подлинной кровли (форма и материал которой входят в предмет охраны здания) и началось наращивание капитальных стен новой кладкой. Особая прелесть ситуации заключалась в том, что собственникам не хотелось терять доход от аренды здания, поэтому магазин «Пятёрочка» продолжил свою работу несмотря на то, что над ним отсутствовала крыша, а само здание по существу превратилось в стройплощадку. Тем не менее в магазин продолжали приходить покупатели, работал персонал, оставались подключёнными все коммуникации, что мы и увидели, оказавшись на месте работ.

IMG_6813

Мы сообщили о факте незаконных работ на памятнике на «горячую линию» Мосгорнаследия – нужно отметить, что впервые за многие годы в праздники на ней остался дежурный инспектор, что является существенным продвижением в деле охраны исторических зданий Москвы. Также будут направлены обращения и в другие заинтересованные инстанции не только по факту искажения облика охраняемого законом здания, но и по нарушениям правил проведения строительных работ – присутствию посторонних людей в перестраиваемом здании, необеспечению их безопасности и т.д.

От Мосгорнаследия мы ждём решительных действий по пресечению несанкционированных работ, уже второй раз проводящихся на памятнике: крупного штрафа для владельцев здания (их имена указаны выше), а также принуждения их к восстановлению за свой счёт повреждённого здания, проведения реставрационных работ силами специализированной организации. Мы ждём от Мосгорнаследия обращения в судебные органы. В случае отказа собственников от выполнения законных требований по восстановлению здания мы ждем, что будет возбуждено уголовное дело по 243 ст. УК РФ — «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)». Мы также предлагаем Мосгорнаследию рассмотреть вопрос о подаче иска об изъятии объекта культурного наследия у собственника, «совершающего действия, угрожающие сохранности объекта и влекущие утрату им своего значения» (ст. 54 Федерального закона «Об объектах культурного наследия»).

Отметим, что одновременно с вандальными работами идет процесс рассмотрения Мосгорнаследием акта государственной историко-культурной экспертизы, рекомендующей включить здание в Единый реестр объектов культурного наследия в составе ансамбля станции «Лихоборы». Подготовленный экспертами, в частности, проект предмета охраны памятника — списка подлежащих обязательному сохранению особенностей — включает и уничтожаемые собственником объёмно-планировочные характеристики постройки. Мы надеемся, что здание в скором времени получит статус регионального памятника, что даст Мосгорнаследию дополнительные законные рычаги воздействия на владельца.

IMG_6811

Историческая справка
Одноэтажный дом начальника участка службы пути Московской Окружной железной дороги построен в 1905–1908 гг. по проекту архитектора А.Н Померанцева в стиле «модерн». В нём располагалась служебная квартира начальника участка, в которой он жил вместе с семьёй всё время своей работы на железной дороге, и его рабочая контора. На время отсутствия начальника за домом присматривал сторож, для которого также было предусмотрено жилое помещение с печью. Имеет статус выявленного объекта культурного наследия. В 2015 г. проведена историко-культурная экспертиза, подтвердившая ценность здания и рекомендовавшая перевести его в категорию объектов культурного наследия регионального значения.

183

Управление протяжённой железной дорогой из одного центра обычно представляется достаточно затруднительным. Поэтому с момента возникновения первых железнодорожных магистралей было принято их разделение на службы, каждая из которых отвечала за свою часть инженерно-технического комплекса дороги: существовали службы пути (поддерживала в исправном состоянии железнодорожный путь и искусственные сооружения), тяги (отвечала за локомотивное хозяйство), сигнализации, связи, гражданских сооружений и т.д. Каждая из служб делилась на участки относительно небольшой длины, в пределах каждого из которых можно было осуществлять руководство и снабжение из одного центра. Так возникли участки службы пути, тяги и т.д. Участок пути обычно имел длину около 20 км.

Окружная железная дорога, в силу своей небольшой протяжённости (54 км), состояла всего из одного участка пути. Однако для повышения эффективности руководства службой пути была введена должность помощника начальника участка службы пути, находившегося на станции Угрешская.

Распечатать статью Распечатать статью

1 комментарий

Живу в соседнем доме с этим зданием здание было в очень плохом состоянии за ним никто не смотрел. Теперь когда все жители радуются магазину и красоте и чистоте здания кому то это не понравилось. С балкона своего дома я видела что крыша обрушилась в новогодним праздники и где были ваши департаменты почему не восстанавливали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *