В шаге от памятника
Юрий Егоров
На днях пришло сообщение об очередной утрате объекта железнодорожного наследия. Снесён последний из двух постов центрального управления стрелками и сигналами на станции Кожухово Московской Окружной железной дороги и по совместительству предпоследняя историческая постройка этой станции. Снос был внезапным и никем, вероятно, не согласованным, а главное – снесено здание, находившееся в шаге от охранного статуса.
Мы давно знали о существовании этого поста, стоявшего на территории бывшего завода ЗиЛ, за глухим бетонным забором. Пост этот никогда не перестраивался и даже не перекрашивался в безумные бело-голубые цвета в год столетия Окружной дороги. В нём не было окон и дверей, зато был цел почти весь внешний декор, сохранялись оригинальная крыша и деревянное чердачное перекрытие с лепными карнизами, а внутри оставалась изящная клёпаная лестница из трёх маршей, ведущая на второй этаж. Пост не имел никакого охранного статуса и мог быть снесён в любой момент вместе с остальными заводскими цехами.
Когда начался повальный снос застройки ЗиЛа, мы обратили внимание Мосгорнаследия на это здание. Как оказалось, пост централизации ещё в 2013 году был учтён в рамках историко-культурной экспертизы исторической застройки станции Кожухово. Однако Мосгорнаследие опубликовало эту экспертизу лишь осенью 2015 года. Вот что о нём написано в экспертизе: «В ходе исследования было выявлено, что на рассматриваемой территории …полностью сохранилась … будка центрального управления стрелками и сигналами, не искажённая перестройками и представляющая особую историческую ценность». Как следствие, экспертиза рекомендовала взять на охрану и этот пост, присвоив ему статус памятника – вполне оправданное решение, так как исторический железнодорожный ансамбль железной дороги – это не только архитектурные памятники, к которым, безусловно, относится и этот пост, но и инженерно-техническое обеспечение работы железной дороги.
Однако охранного статуса пост централизации так и не дождался: в конце марта – начале апреля он был снесён, причём снесён известной организацией, «специализирующейся», если здесь уместно такое слово, на работе с железнодорожным наследием. На информационном щите, установленном на месте сноса, в качестве подрядчика указано ООО «Эпоха Возрождения» – организация именно с таким названием майской ночью 2013 года снесла почти половину Кругового депо на Ленинградском вокзале в рамках его «реставрации и приспособления к современному использованию».
Видимо, этот опыт понадобился ещё раз, и ещё неизвестно сколько раз пригодится, так как к настоящему времени на территории Окружной железной дороги насчитывается порядка пятнадцати исторических зданий, входящий в её ансамбль, но не имеющих статуса памятника. Часть этих зданий уникальны: они были построены или сохранились до наших дней в единственном экземпляре. Сколько их (а заодно и зданий, успешно прошедших экспертизу, подобно нашему посту) может быть снесено при «благоустройстве» территории Окружной железной дороги – не хочется даже думать.
Общественное движение «Архнадзор» призывает правительство Москвы и, в частности, Департамент культурного наследия объявить мораторий на снос исторических построек в полосе отвода Московской Окружной железной дороги до полного окончания ведущихся в настоящее время работ по их выявлению и определению охранного статуса. Этих зданий не так много, чтобы они всерьёз помешали работам по реконструкции МКЖД. Просим довести эту информацию до ОАО «РЖД» и всех организаций, задействованных в реконструкции Окружной ж.д. и обеспечить неукоснительное выполнение этих требований.
Справка:
пост центрального управления стрелками и сигналами – техническое железнодорожное здание, которое служит для централизованной (управляемой из одной точки) подготовки маршрутов приёма и отправления поездов на крупных станциях. Данный тип зданий практически полностью утрачен на железных дорогах России.
Посты централизации Окружной железной дороги представляли собой выразительные двухэтажные здания башенного типа с арочными окнами и балконом на втором этаже, декорированные в стиле «модерн». Сооружались по типовым проектам под руководством выдающегося архитектора А.Н. Померанцева. Всего было построено 34 таких поста, до наших дней сохранялось 12. Теперь их стало 11.
Станция Кожухово находится недалеко от метро «Автозаводская», построена в 1905–1908 гг. Практически вся её историческая застройка исчезла в 1930-е годы при строительстве автозавода им. Сталина (впоследствии – ЗиЛ). До наших дней сохранялись два поста централизации (первый снесён в конце 1990-х – начале 2000-х годов, второй – весной 2016 г.), а также вокзал (сохранился) со служебной постройкой (снесена в 2000-е годы).