Сухаревское столпотворение

Проект

Благие намерения, которыми вымощена дорога в потребительский рай

Константин Михайлов

Столичный телеканал порадовал новостью об очередном проекте восстановления Сухаревой башни — «невесты Ивана Великого», московской легенды, уничтоженной в 1934-м.

Очередном — потому что этих проектов за последние десятилетия было несколько. Кстати, в 2016 году Москва, если кто помнит, может «отпраздновать» 30-летие многомесячных общественных дебатов 1986 года о восстановлении башни, закончившихся архитектурным конкурсом, в свою очередь, закончившемся ничем. Решение было отложено, результаты были положены под сукно, с обещанием вернуться к теме лет через 25 (и притом с пониманием, что через 25 лет уже и мастеров не будет, способных построить хотя бы сколько-нибудь похожий на прообраз «новодел»). Были еще всплески разговоров на эту тему в 1996-м, к 300-летию российского флота, в 2006-м, когда при строительстве подземного перехода наткнулись на вполне сохранившиеся под асфальтом Садового кольца фундаменты башни. Не стану перегружать читателя всеми историческими подробностями, начиная с 1690-х — можно здесь почитать обо всем этом. Отметим, что новый проект восстановления Сухаревой башни возник, как по заказу, ровно через 10 лет.

И этот проект настолько отличается от прежних, что его невозможно обойти молчанием. Прежние проекты хотя бы пытались воспроизвести утраченный памятник.

Вкратце о нем, как проект представлен на городском телеканале. Авторы — архитекторы Андрей Савин и Виктор Сластухин. «Основная идея заключается в том, что восстановление памятника может принести пользу современности». Поэтому и цель двойная: «возродить исторический облик Москвы и решить насущные задачи – строительство транспортной развязки на пересечении Садового кольца и проспекта Мира».

Восстанавливать башню предлагается в стороне от исторического фундамента, поскольку постановка ее на прежнем месте «полностью парализует движение Садового кольца».

Но не беда: новая Сухарева башня «полностью впишется в дорожно-транспортную инфраструктуру Мещанского района и поможет решить проблему транспортной развязки между кольцом и проспектом Мира».

Архитектор Савин рассуждает вполне в духе времени: «Добиться только восстановления этого исторического памятника проблематично. Так что вместе с этим нужно поднимать современные проблемы, которые помогут привлечь внимание к вопросу».

Технология: над Сухаревской площадью строится шестиполосный мост-эстакада. По нему едет Садовое кольцо. Под опорами моста пропускается транспорт трассы Сретенка — проспект Мира. А на мосту с пандусами, как на подиуме, красуется восстановленная башня. Назвать все это Сухаревой башней у меня язык не повернется.

 

Сухарева башня

Авторы проекта, впрочем, и сами признают, что их детище будет отличаться от прообраза. «Проект башни максимально близок к ее истинным обмерам, – рассказывает Виктор Сластухин. – Но, учитывая необходимость вписать ее в существующую геометрию города, конечно, некоторые ее части пришлось модифицировать».

Насколько и каким образом — видно из прилагаемых к репортажу эскизов. Правда, авторы оговариваются: «Если общественность решит, что в них (проектах — Ред.) нужно что-то поменять – мы всегда открыты для обсуждения».

Нечасто такое услышишь от архитекторов, они редко приглашают общественность в соавторы.

Что же касается венецианских хартий и всякого прочего — «архитекторы предлагают реконструкцию башни на основе современных материалов и технологий, что позволит увеличить ее внутреннее полезное пространство». Это, впрочем, и из картинок видно.

Разбирать этот проект с точки зрения законов о культурном наследии, принципов научной реставрации и воссоздания, думаю, нет нужды. Он существует настолько вне их, параллельно им и безотносительно их, что кажется прилетевшим с другой планеты. Но это обманчивое впечатление.

Проект 2

Здесь начинается конспирология.

В городском СМИ материал подан так, что весь этот проект — инициатива двоих архитекторов, поддерживаемая некоторыми общественниками. Очень может быть, что первоначально так и было. Но кое-что заставляет думать, что инициатива эта уже поддержана «в верхах».

Во-первых, «по словам архитекторов, в ближайшее время вопрос о возрождении Сухаревой башни могут вынести на общественное обсуждение через портал «Активный гражданин». Сразу почему-то вспоминается другой проект на другой площади — Боровицкой. И мы, я думаю, все понимаем, что далеко не каждая общественная инициатива вкладывается в уста «Активного гражданина».

Во-вторых, проект строительства новой Сухаревой башни, как выясняется, в апреле 2016 года уже был представлен публике  — и не где-нибудь, а в лектории Русского географического общества. Как сообщается, «вспыхнувшая дискуссия была погашена ведущим, предположившим, что докладчикам следует поберечь силы для предстоящих сражений за проекты на более высоком уровне».

А когда архитекторов спрашивают, как может использоваться в будущем их «Сухарева башня», они отвечают, например, что «в ней можно расположить музей Школы навигацких и математических наук или, к примеру, ее помещения можно предложить музею Военно-морского флота, который сможет там демонстрировать свои достижения».

Конечно, это может быть случайным совпадением, но не могу не отметить, что у Русского географического общества и у Военно-морского флота со всеми его музеями, скажем так, один отец-командир.

Здесь сказке-конспирологии конец, потому что дальше начинается чистая правда.

Она состоит в том, что Сухарева башня образца 2016 года как-то очень правдоподобно и органично вписывается в образ того города Москвы, который создается на наших глазах. Образ и облик новой «Сухаревой башни» имеет ровно такое же отношение к образу и облику подлинной, какое нынешний образ Москвы имеет к истории города, его душе и подлинной атмосфере. Это, можно сказать, самая яркая квинтэссенция, символ всего нынешнего «урбанизма».

И природа этих сущностей, на мой взгляд, абсолютно одинакова. Город Москву на наших глазах «причесывают» под стандарты потребительского общества (с поправками, конечно, на понимание их вершителями и на ловкость рук исполнителей).

В этой системе координат суть, душа, историческая правда и соответствие каким-либо научным канонам никого не интересуют. С потребительской точки зрения город является товаром, который должен быть конкурентоспособен на рынках — не только на рынке туризма и релакса, но и на ярмарке тщеславия. Город должен выглядеть с иголочки, т.е. «как новенький». У него должна быть яркая упаковка и позитивный имидж. Он должен казаться потребителю удобным, модным, вкусным, позитивным и приобщающим его, потребителя, к каким-то новым, якобы европейским, горизонтам. Он должен еще и регулярно обновляться — так что «Моя улица» будет вечной, если где-то и когда-то не заменят энерджайзера.

У города-товара, безусловно, должны быть некие «завлекалочки», уникальные и прикольные штуки, которыми можно потребителей приманить. Поскольку в настоящие городские уникальности преобразователям вникать недосуг, да они и совершенно искренне считают, что до них было сплошное темное царство с сомнительными ларьками (это вечный мотив преобразователей, почитайте газеты что 1930-х, что 1990-х, что 2016-го), «завлекалочки» они создают сами. Тут уж кто до чего додумается — и самый большой в мире греческий салат, и самая длинная скамья на Новом Арбате, и самый большой в Европе океанариум в зоне охраны архитектурного ансамбля.

Единственная в мире городская воротная башня XVII века на транспортной развязке прямо-таки просится в этот ряд.

Кстати, «модификацию» своего детища по сравнению с подлинником авторы проекта объясняют на самом деле именно удобствами потребителей — не только автомобилистов, но и посетителей: пандусы именно для них. И «современные материалы» при строительстве — не потому, что проще построить, а для увеличения полезного пространства.

Это все даже не «пост-модерн», потому что в нем есть хотя бы игра смыслов.

Это даже не воссоздание, потому что в нем всегда есть благородный смысл: залечить историческую рану, воротить городу и миру частицу похищенного вандалами образа.

Но когда на месте погибшего национального шедевра рисуется полезный гибрид транспортной развязки с карикатурным призраком утраченной реликвии — это невозможно воспринять иначе, как покушение, как издевательство над историческим образом.

Тем самым, за возрождение которого это чудо будут выдавать счастливым москвичам.

Не зря же «вспыхнувшая дискуссия была погашена ведущим».

Опубликовано на сайте «Хранители наследия«

Фото: Телеканал Москва 24

12 комментариев

нечто подобное строят в Турции в отелях,какие-то здания, напоминающие архитектурные памятники.Но эти архитекторы где-то учились,наверное учителя были такие же...
Прекрасно написано. Насчёт "выдавать счастливым москвичам" хочу заметить - а они счастливы, эти москвичи с городского телеканала, например.
Очередной проект распила бюджета Москвы. Решение проблемы элементарно. Это тоннель! Машины должны двигаться под землей и не уродовать город. Восстановление памятника должно осуществляться исключительно на прежнем месте из традиционных материалов! А не как сейчас принято - все лепить из бетона.
О, Господи! Отчего стало столько умалишенных "архитекторов"?
Привнесение элементов современной архитектуры допустимо только в одном ключе - это должно выглядеть так, как будто о р и г и н а л ь н у ю башню в той или иной степени реконструировали для решения пресловутого транспортного вопроса, при этом должно сохранятся впечатление (и ощущение), что сама башня стояла тут всегда, что она не исторически, но архитектурно подлинная (доподлинно воссозданная). И конечно такое решение должно быть вызвано крайней необходимостью (в чем я сомневаюсь), а главное - быть блестящим, гениальным: под стать башне. Глядя на данное "проектное предложение" понимаешь, что с ожиданием чего то блестящего - не по адресу. Причем сами архитекторы, наверняка цену себе знают, потому скорее всего видят в этой авантюре единственную возможность громко и надолго заявить о себе - и чем более нелепым будет результат, тем даже лучше - здесь совсем иной подход к делу. Это как альтернативная постановка Шекспира - чем больше насилия, пошлости, похоти, приправленных бранными словами и желательно с полным отстутплением от оригинальных диалогов - тем больше проданных билетов. Боюсь, проект будет продвигаться очень жестко и беспощадно. Но только что можно предпринять, если события начнут развиваться по князе-владимирскому сценарию? Приходит на ум разве что еще советский проект общероссийского сбора средств на восстановление подлинной башни. Но тогда Военно-историческое общество против российской нации: битва двух башен, двух идей, двух Россий, если хотите. Опять и снова.
Абсолютно согласен с Екатериной насчёт воссоздания на прежнем фундаменте и из традиционного материала. Но хочу ещё добавить, что в случае Сухаревской башни надо продумать её функцию: как что она будет использоваться. Ведь башня после переезда навигатской школы была используема мало и периодически. К идее её воссоздания, конечно, следует периодически возвращаться, но воссоздание планировать на период, когда либо Садовое кольцо утратит свою транспортную важность, либо проспект Мира и Сретенка перестанут быть единой транспортной артерией.
Строительство подобной башни, как элемента транспортной развязки недопустимо. Только качественное воссоздание на прежнем месте или ничего. Но только не понятно, почему наш товарищ, Константин Михайлов, язвит относительно реконструкции улиц, которая, конечно, неидеальна, но делает город удивительно удобным: для пешеходов, велосипедистов и маломобильных граждан. На мой взгляд реконструкция улиц должна быть более радикальной: возвращение трамвая и троллейбуса, появление ещё более густой сети велодорожек/велополос, появление большего количества улиц совместного пользования. Строительство псевдобашни, кстати, как раз и не вписывается в представления об удобном городе, в котором не может быть транспортных развязок и туннелей среди жилых домов и в центре города.
Станислав Кривченков больше года назад   Изменить
Загляните на страницу "Сухарева башня возрождение" и вам станет понятно, что Сухарева башня может появиться при нашей жизни только рядом с историческим местом на части сквера (1/6) на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка. Башня безусловно должна быть построена по сохранившимся чертежам, но с современными инженерными коммуникациями, с соблюдением требований по пожарной безопасности, энергосбережению и пр. Это будет новое строительство с использованием большого количества сохранившихся элементов. Это будет уже наших рук дело, а не наших талантливых предков. Этот шедевр архитектуры сам по себе уже будет доставлять эстетическое наслаждение и станет достопримечательностью нашего города. При проектировании нужно сразу предусмотреть возможность перемещения башни на историческое место в будущем. Такие технологии давно существуют.Статус объекта культурного наследия новая Сухарева башня приобретет не ранее чем через 40 лет после окончания строительства (см. ФЗ "Об объектах культурного наследия"). Лучше принять участие в возрождении такой Сухаревой башни, чем желать нереального и быть категоричным. Ждем предложения реальной помощи в оформлении и продвижении проекта.
Станислав Кривченков сделал очень дельное предложение: мне кажется стоит поддержать его группу (это в Фейсбуке). Даже если с точки зрения градостроительства в таком варианте можно найти изъяны, нарушение композиции исторических зданий, загромождение объемом башни и как итог некоторая дисгармония в ансамбле - если башню строить с заделом на будущую передвижку на историческое место - оно того стоит. Более того, чем более она будет "проситься" на свое место - тем быстрее это может произойти. А требовать свое место она будет только в случае некой неустроенности вокруг себя. НО ВСЕ-ТАКИ мне представляется вполне реальным ВОССТАНОВИТЬ БАШНЮ НА ИСТОРИЧЕСКОМ МЕСТЕ, НЕ ПЕРЕКРЫВАЯ НИКАКОГО ДВИЖЕНИЯ. За сколько реконструировали Тверскую - за несколько дней?? Сколько по этой инновационной на сегодняшний день технологии понадобится времени, чтобы организовать кольцевое движение вокруг будущей башни (вариант развязки, который в 1930-е не хотели даже рассматривать). Думаю если работать с той же скоростью, что на Тверской, этот перекресток можно реконструировать за 1 ночь! (или за выходной день)! Огородить участок - и строить. Конечно строить придется без кранов, бетономешалок и прочей техники - вручную, как строили наши предки. Организовать временный подземный переход или наземный мост, по которому на площадку будут попадать рабочие и стройматериалы небольшими партиями. А где-нибудь под Москвой в глиняных карьерах делать кирпич-большемер (поставить временный мини-цех - или постоянный: для будущих воссозданий пригодится). Задумайтесь насколько уничтожение этого памятника было символичным - никакая уничтоженная церковь не имеет подобной смысловой нагрузки - это был самый настоящий манифест уничтожение Небесной России. Потому и башня была выбрана. Может даже и клад там все таки нашли, точнее не клад (которого там быть не могло), а некую заложенную в башню реликвию. И я думаю никакая башня не имеет права существовать, кроме подлинной архитектурно и технологично (ведь это и памятник инженерной мысли). В терминологии Р. Рахматулина - башня должна быть вновь "проявленной", и возможно чем дольше она будет строиться тем лучше - параллельно будут плавно происходить сдвиги, обратные тем, что произошли с ее разрушением. Но если вместо вновь проявленной башни мы получим только ее отражение - это совершенно недопустимо. Точнее допустимо - но бессмысленно.
Сделать башню надувной. Пусть парит над Садовым кольцом. А ночью включать подсветку. Это будет чурбанизация славного некогда города Москва, превращение его в громадный китч-проект, опошление высокого стиля , теория тотального собянинского абсурда, карнавализации и идиотизации городского пространства, превращение его в галлюционные видения обьевшихся мухоморами северных оленей, паранойное троллингирование и антикультурный террор собяниским хоррором.
Присоединяюсь к Ярославу и Михаилу. Любое воссоздание таких значительных объектов - только реставрационными методами, из максимально близких материалов и на своём месте. Если нет, пусть лучше будет надувное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *