Вагон переехал

133133732_img_3783

Юрий Егоров

В ночь с 28 на 29 декабря в Москве произошло незаметное, но очень важное событие. Один из немногих уцелевших исторических вагонов нашего метро  А №21 покинул своё «насиженное» место у байкерского клуба на станции Угрешская и переместился в электродепо «Выхино» для последующего восстановления — надеюсь, до рабочего состояния.

История этого вагона весьма интересна.

Построенный в далёком 1935 году, он перевозил пассажиров по первой линии Московского метро — той самой, что «от Сокольников до Парка» — имея в виду, конечно, Парк Культуры и не забывая про «вилку» в сторону Смоленской. После окончания эксплуатации вагонов типа А наш герой не угодил в металлолом, а стал вспомогательным вагоном для дефектоскопа, изготовленного из прицепного вагона А №1031. Потом вышел и срок службы 1031, несколько лет он болтался по территории электродепо «Красная Пресня», пережив при этом нескольких начальников метро, а заодно и почти все исторические вагоны в этом и других депо Московского метрополитена, которые массово отправились в металлолом в конце 2000-х — начале 2010-х годов.

Вагон А №21 в электродепо "Красная Пресня", январь 2004 года.

В один момент — было это в начале 2013 года — вагон продали байкерам, тем самым, которые базируются у станции Угрешская Московской Окружной ж.д. — несмотря на его явную ценность и включение его в «музейный» список. Как оказалось позже, это было не самое плохое решение, т.к. другие неиспользуемые вагоны, оставшиеся в метро, продолжали один за другим отправляться в металлолом при попустительстве администрации метро и руководства его музея.

После очередной смены руководства метро об исторических вагонах наконец-то вспомнили и к 80-летию подземки восстановили какое-то их количество, при этом вагоны А №1 и №1031 (и несколько других) довели до рабочего состояния. Чуть позже дошла очередь и до третьего уцелевшего вагона типа А — №21, стоявшего всё там же — на Угрешской, к тому времени превращённого в подобие кафе при клубе и получившего соответствующую отделку и расцветку. Вагон был выкуплен у байкеров и началась подготовка к его переезду обратно в метро. Вначале перевозка была назначена на ночь с 27 на 28 декабря, однако потом её перенесли на следующую ночь.

И вот, 28 декабря около 23:00 у вагона начала собираться спецтехника — платформа для длинномерных грузов, кран грузоподъёмностью 160 тонн, вспомогательные автомобили.

manyovryi-gruzovoy-platformyi-u-vagona

vspomogatelnyie-gruzoviki-v-1-m-ugreshskom-proezde

poa-na-starom-meste

Сначала платформа долго разворачивалась на небольшой площадке у вагона, затем на место выдвинулся кран. Затем в течение примерно двух часов шла подготовка самого крана — установка его на площадке, загрузка в него противовесов — бетонных плит. Оказалось, что противовесы привозит отдельный грузовик, потом кран укладывает их на специальное место перед кабиной, а затем подхватывает на свою поворотную часть.

podoshyol-160-tonnyiy-kranpodgotovka-vagona-i-krana

Дело усложняло большое количество местных проблем, напрямую не связанных с вагоном, но серьёзно затруднивших его подъём. Точно над кабиной вагона находился рекламный щит, а по краям от него шли два кабеля к ближайшему фонарному столбу. Почему их нельзя было демонтировать заранее, договорившись с городскими службами — мне непонятно.

133133650_img_3750

К трём часам ночи подготовительные работы завершились, под вагон были подведены стальные тросы для его подъёма. Но оказалось, что поднять вагон мешает пристроенный к нему вход-помост в форме курятника, сооружённый всё тем же клубом. Ещё сколько-то времени ушло на разбор прилегавшей к вагону части этого входного объёма, но вот уже и он отделён от вагона.

otsoedinenie-kuryatnika-ot-vagona

Платформа к этому времени подошла вплотную к крану и увеличилась раза в полтора — оказалось, она раздвигается по длине. Выглядит это довольно занятно — тягач с её передней частью проезжает вперёд, а задняя часть платформы остаётся на месте.

Платформа готова!

platforma-gotova

Общий вид места работ.

obshhiy-vid-mesta-rabot

Последняя проверка готовности техники и правильности закрепления тросов — и кузов вагона начал медленно подниматься над местом своей теперь уже бывшей стоянки, оставив тележки внизу. Вагон пришлось поднимать очень высоко — я думаю, на высоту четвёртого-пятого этажа, так как надо было пронести его над проводами и рекламным щитом. Скажу честно: бесшумно скользящая в ночном небе многотонная железная махина — это невероятно красивое зрелище. Совершенно ясно, что перед нами — вагон метро, но точно так же понятно, что он фактически летит по небу. Подсознательно понимаешь, что этого не может быть, но тут же убеждаешься в обратном — вагон не стоит или едет рядом, как мы привыкли, а, медленно покачиваясь, проплывает высоко над головой. И ради такого зрелища действительно стоило не спать ночь и провести четыре часа на холоде. Ещё несколько движений крана, разворот вагона над платформой — и плавное приземление. Весь процесс занял не более десяти минут.

Поехали!

poehali

Или полетели?

133133792_img_3811 133133785_img_3797

Перед окончательной посадкой на платформу.

133133818_img_3847 133133817_img_3838

Осталось надёжно закрепить вагон, и можно отправляться, а позади уже подошли грузовики и обычный кран — забирать тележки от 21-го, чтобы отвезти их в депо. Окончания погрузки тележек уже не дожидаюсь и около половины пятого утра покидаю Угрешскую. Ну а вагон А №21 мы, надеюсь, увидим на праздновании очередного дня рождения нашего метро ближайшей весной.

Тележки без вагона.

133133824_img_3860

Окончание погрузки.

133133832_img_3882

Распечатать статью Распечатать статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *