Архитектура обнуления

03

Александр Можаев

Бурная полемика, связанная с парком «Зарядье», началась задолго до его открытия и продолжается до сих пор. Сказано всякое, но странно, что споры потрясающе немотивированны со стороны как критиков, так и сторонников проекта. Будто речь идет о свободном искусстве, где «художник так видит», а зритель пытается отказать ему в этом праве. Однако архитектура — не абстракция, а наука, и в споре о ней должны быть ясные критерии.

Не слишком удался фейсбук-разговор главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и публициста Дмитрия Ольшанского. Кузнецов уверяет, что парк — «архитектурный поступок у стен Кремля», что он получился крутой и прекрасный, но не приводит никаких профессиональных аргументов. Его оппоненты столь же голословно обзывают парк уродом, а поступки у стен — колхозным святотатством. И обе стороны попрекают друг друга безнадежным отставанием от времени.

Портал «Строительство.ру» опубликовал текст Сергея Кузнецова: в нем архитектор с энтузиазмом хвалит проект, соавтором которого и является, сравнивая его прорыв в «топовый мир архитектуры» с основанием Петербурга. Сергей Олегович побивает оппонентов точными статистическими данными: «99,99% жителей парк очень понравился, и лишь 0,01% выступило с критикой». Более детальных разъяснений к тезису о гениальности парка не приводится.

Ничего не скажу про внутреннее пространство парка — нет сомнений, что москвичам и их детям он принесет много-много радости. Попробую мотивировать ряд внешних претензий к проекту, тем более что я разделял их с самого начала.

Во-первых, если речь не идет о новостройке, встающей среди чистого поля, то проект стоит оценивать, видя не только его фасады, но и фотографии прилегающих кварталов, анализируя его влияние на ближние и дальние городские панорамы. И, зная о том, каким место было раньше, — определять, стало ли оно краше, удобнее, интереснее.

У района Зарядье накопился опыт отрицания контекста. Вот громада «России» на фоне Старого английского двора

У района Зарядье накопился опыт отрицания контекста. Вот громада «России» на фоне Старого английского двора

В случае с «Зарядьем» это кажется очевидным. Последние 10 лет здесь был замусоренный пустырь, до него — огромная неуместная гостиница. О ней мало кто сожалеет, а действительный предмет краеведческой ностальгии — старое Зарядье — кануло давно и не по нашей вине. Парк — новая ступень эволюции. Но есть еще момент эффективности использования возможностей места, о котором судить труднее, так как мало кто побывал на пустыре до начала строительства.

Пустырь на месте снесенной гостиницы «Россия»

Пустырь на месте снесенной гостиницы «Россия»

Площадка была потрясающая — с простором, с невиданными ранее панорамами Кремля, которые сейчас так восхищают посетителей парка. К ним прилагались столь же неожиданные виды на открывшиеся в полный рост памятники Варварки, в том числе с противоположной стороны реки. В сущности, на участке не было ничего, кроме ряда древних церквей, панорам и археологии — то, что требовалось не повредить. В остальном авторы действительно имели свободу творчества, ограниченную расплывчатым понятием «парк XXI века».

Останки фундамента гостиницы

Останки фундамента

Чтобы не навредить, надо было тупо следовать рекомендациям, предоставленным Международным советом по сохранению памятников (ИКОМОС) в ноябре 2015 года. Совет, конечно, одобрил идею парка и ничего не имел против присутствия в нем болота и тундры. При этом в анализе проекта говорилось о необходимости учитывать исторический рельеф, о ценности существующих зрительных осей и проблеме сохранения археологических объектов. О возможном конфликте нового строительства — с возводимой рядом гостиницей и филармонией. Об отсутствии визуализаций, которые говорили бы о поиске путей преодоления этого конфликта. И о том, что «речь не идет о создании какого-то парка, который может быть создан в любом месте России, — речь о создании парка «Зарядье», который сохранит культурную идентичность района, дух места и свою связь с Кремлем».

Вид на памятники Варварки до строительства парка

Вид на памятники Варварки до строительства парка

А теперь, как говорится, внимание на экран. Дух места не так условен, как кажется, — он складывается из ряда простых вещей. Вот рекомендация «гарантировать зрительное восприятие ансамбля Варварки из других точек района», уменьшив объем филармонии, отказавшись от искусственного холма в парке и «заглубив общественные пространства парка в его недра, чтобы они были как можно менее заметны». Холм, таки поставленный на бывшем склоне речной террасы, лукаво назван Псковской горой (в древности так называли верхнюю отметку улицы, на которой стоял храм Георгия; к реке от него шло понижение). В процессе строительства он не только не был уменьшен, но и подрос — теперь это двухэтажное здание с тундрой на крыше. С его высоты открывается вид на монастырь, но сам монастырь и Английский двор оказались в никак не проработанном проходе меж Варваркой и задником холма.

Вид на парк от Английского двора

Вид на парк от Английского двора

Проектные врисовки новых объектов в существующую ситуацию, позволяющие отработать их сочетание с памятниками, не публиковались и, судя по результату, вообще не делались. Прогнозы попадания новостроек в важнейшие панорамы выкладывали в эфир градозащитники, а не проектировщики. Никто, скажем, не утверждал, что для церкви Анны, давно утратившей своё историческое окружение, исключены варианты сочетания с модернистской архитектурой. Но вряд ли кто-то заявит, что получившийся вариант оптимален. Подозреваю, что клин филармонии, хищно наложившийся на один из лучших памятников московского средневековья — не очередной «поступок» архитекторов, а чистая случайность. И если вспомнить, что согласно замыслу парк должен стать символом современной России, то эта лихая импровизация — еще какой символ.

23533551078_672aef3513_b

Вообще, для нового строительства в исторической среде возможны два подхода. Это либо архитектура, аккомпанирующая существующему контексту — не обязательно путем прямого подражания, — либо архитектура, играющая с ними путем подчинения, включения в новый сценарий. «Зарядье» не пошло ни по одному пути — оно исторический контекст просто проигнорировало.

Северный фасад здания парка

Северный фасад здания парка

Оказалось, что это сознательная тактика. Как сказал другой соавтор проекта, урбанист и партнер компании Citymakers Петр Кудрявцев, проект «обнулил тяжелую историю Зарядья». Я обратился к Петру за толкованием, и он уточнил: «История здесь настолько насыщенная — переулки, церкви, гетто, фундамент высотки, гостиница, нереализованные проекты, — что выбрать один из пластов было просто невозможно. Поэтому идея создать здесь абсолютно новую типологию — парк — и при этом сделать его сверхсовременным и даже футуристичным была верным решением. Думаю все же, что ты согласишься — парк мог быть намного более жестким и активным. И то, что получилось, — чудо».

Вид на филармонию

Вид на филармонию с Большого Каменного моста

Я очень признателен Петру за внятный комментарий и понимаю, что 10 лет назад никто бы не поверил, что такой участок станет вольным пространством, а не лужковским торгово-офисным муравейником. Но совершенно не могу согласиться с тем, что упрощение задачи посредством отказа от расшифровки исторических наслоений было хорошей идеей. Игнорирование исторического контекста привело к уже очевидным последствиям.

Вид на Кремль с Москворецкой набережной

Вид на Кремль с Москворецкой набережной

Богатейшая археология, основным звеном которой была крепостная стена с подземными тайниками и подвалами башен, представлена крохотным музеем с обрубком каменной кладки. Храмы не завязаны с парком, и этот прокол вредит скорее парку, чем им. Вход в ресторан, оказавшийся ровно на месте храма Николы Мокрого, — неловко. Неустановление границ владений Варваринских храмов и музеев привело к уничтожению великолепного монастырского сада. Парящий мост действительно перечеркнул знаковые панорамы, и если считать, что этим можно оправдать создание новой видовой точки, то непонятно, что помешает поставить смотровую вышку хоть на самой Красной площади. И наконец, трагическое уничтожение руин храма, раскопанных на Биржевой площади. Это ненарочное, но логичное следствие идеи обнуления: памятник погиб, потому что оказался на периферии внимания.

Фрагмент Китайгородской стены в процессе раскопок

Фрагмент Китайгородской стены в процессе раскопок

05

Укороченный фрагмент в экспозиции музея

А в целом хорошо, что ситуация дала столько поводов для раздумий. Хорошо, что она не окончательна. Мы знаем о Москве удивительно мало и всякий раз учимся ее понимать и слышать заново. Опыт «Зарядья», безусловно, говорит, что мы идем по пути прогресса — медленно и витиевато, но идем. Вот и выпьем, например, за то, чтобы каждое новое «Зарядье» было отныне лучше, краше и мудрее предыдущего.

Опубликовано: Афиша Daily

Распечатать статью Распечатать статью

8 комментариев

Очень конструктивно, спасибо. Но ведь, помимо всего сказанного в последнее время, никакой критики не выдерживает само качество исполнения, почему об этом молчат? Неужели теперь это норма?
Политика всегда на первом месте при строительстве в столицах. Каждый проект это отражение времени. Никогда еще в истории России американцы не строили возле кремля. И это во время "санкций"! Получается, что "Зарядье"-это санкции США против русской истории!
Если бы все сооружения построенные на территории Зарядья разместили бы на горизонтальной поверхности, все увидели бы обычный городской квартал для выкачивания денег из туристов: с едой, музыкой и «музеями». А в «новом» Зарядье всё это замаскировали под «технологичный» парк: не нужный москвичам туристический квартал частично закопали в гору и подарили москвичам. Есть чем гордиться создателям – всех провели! Создали фальшивку, эрзац, но всех убеждают в необыкновенности созданного. То, что теперь называется «Парком Зарядье» можно назвать гульбищем, площадкой, но точно не парком. Нет красоты. Душа не радуется и глаз не отдыхает. Не спасают даже всего два вида: в сторону Красной площади и в сторону высотки. Вблизи – взгляду остановиться не на чем. А как это дикое сооружение будет выглядеть 5-6 месяцев зимы можно только догадываться: гора грязного снега в центре города? или будут растапливать?
Они что же снесли куски Китай-городской стены и оставили огрызок? Какие вандалы!
Хоровский Павел 2 месяца назад   Изменить
Осуществление этого проекта - не только демонстрация предпочтений нынешней московской власти, безразличной к историческому наследию Москвы, но и свидетельство слабости и разобщённости градозащитного сообщества, оказавшегося неспособным противостоять чужеродному и вандальному проекту. Были, конечно, критические выступления в СМИ, попытки воздействия через упомянутый ИКОМОС, но всё это потонуло в потоке глянцевых картинок, демонстрировавших чудеса слияния природы и хай-тека. Как известно, лучшая оборона это нападение, а критиковать надо, предлагая нечто лучшее. Градозащитникам для эффективного противостояния было необходимо дружно поддержать некий альтернативный проект, который бы в наибольшей степени соответствовал историческому наследию Зарядья. И такой проект существовал – проект МГО ВООПИК Авакумова-Иванова-Цеханского http://peresedov.pro/zaryadie_alternative/ Он предусматривал восстановление исторического рельефа, стен Китай-города и храма Николы Мокрого. Наряду с показом археологических памятников планировалось создать «Нижние торговые ряды» на историческом месте и установить макет Кремля-Китай-города на месте стилобата «России». Вероятно, данный проект нуждался в некоторых доработках. Но он полностью соответствовал рекомендациям ИКОМОСа – в плане сохранения исторического рельефа и сохранения видовых связей Кремля-Красной пл. и памятников Зарядья. Если бы был реализован проект ВООПИК, мы бы снова имели один из лучших городских ансамблей России, запечатленный многими живописцами и фотографами. Но не случилось… Отчасти потому, что в градозащитном сообществе немало принципиальных противников воссоздания утраченных памятников. Их довод - воссоздания могут быть оправданием новых сносов. Но ведь и сносы без воссозданий тоже не редкость. Скорее всего, общее правило выработать тут невозможно. Известны как удачные примеры воссозданий (Казанский собор, Фрауернкирхе), так и проблематичные (ХХС). В данном же случае китай-городская стена - частично сохранившийся памятник, что снимает даже такое возражение. Другая причина неуспеха проекта ВООПИКа – его компромиссность и недостаточная радикальность в отличие от реализованного проекта «обнулителей» Зарядья - Кудрявцева-Ренфро и Ко. Восстанавливаемые стены и храм скучновато смотрятся в обычном парковом окружении – им необходимо соседство в виде рядовой деревянной застройки, преобладавшей в Зарядье до 19 века. От 1/3 до 2/3 нового Зарядья могла бы занимать застройка в виде мощёных деревом улиц, дворов с садами, которые могли бы использоваться для популярного ныне знакомства с историей методом погружения. Такой проект можно было бы хорошо разрекламировать и добиться поддержки народа и властей - если не московских, то федеральных. Думаю, стоит готовиться к тому, что выстроенный «Парк Зарядье» окажется нежизнеспособным, крайне дорогим в эксплуатации, и снова встанет вопрос его реконструкции. Тогда у нашего Зарядья снова появится шанс на воскресение!
Прекрасный фильм о Воспитательном доме Рустама Рахматулина, подчеркивает идейную и архитектурную взаимосвязь этого старейшего учебного заведения с храмом Николы Мокрого в Зарядье. При строительстве американцами "парка" храм запретили возрождать, что указывает на принципиально новую идеологическую концепцию. Новые веяния в образовании к нам пришли тоже из США. Что никак не может быть случайно. Таким образом "Парк" Зарядье является програмным сооружением США призванным перечеркнуть, обнулить всю многовековую историю России! Нынешний пожар в Воспитательном доме это лишний раз подтверждает.
Квази-парк " Американские горки "-ритуальное осквернение символа русской государственности-Кремля. За это уродливое новообразование мы все ещё и заплатили гигантскую сумму-14 миллиардов.Эксплуатация этого монстра,апофеоза невменяемого собянинского китча,обойдётся в гигантские суммы.
Каждый Человек хочет оставить о себе Память. Большинство людей делают это скромно - дети, результаты любимой работы ... Я - не архитектор, не художник. Я - врач, преподаю в вузе. Надеюсь, что память о себе я смогла и смогу еще оставить у своих студентов - бывших, сегодняшних и будущих. Знаниями, которыми с ними делюсь, любовью к ним, вниманием......чем могу т.е. Когда побывала в этом парке, подумала - почему....? Почему люди, которые профессионально и к лучшему, наверное, стремились изменить это Место в центре моей любимой Москвы - города, в котором я родилась и живу все мои шесть десятков лет, опять ошиблись...? Память тем самым такую нелепую о себе оставили... Да! Прочитав эту статью и комментарии к ней, захотела, наверное, впервые, что-то сказать сама. Что...???? Грустно все это! Очень грустно... Вздыбленный холм, поросший мхом, дорожки, которые усердно наши неутомимые гастербайтеры в перманентном режиме от темного щебня вокруг насыпанного метут, стеклянный парус над трибунами непонятно для чего сооруженных трибун..... именно здесь, рядом с Кремлем, в исторической части города моего, столь любимого......... Одно порадовало! В праздничный день, когда с внучкой оказались в этом т.н. парке, духовой оркестр играл.... Вот, наверное, и все мои впечатления от этого "новодела"... Грустно... Очень.....

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *