Премьера московского Общественного совета по наследию

Под занавес года, 22 декабря, столица вступила в клуб регионов, выполнивших поручение В.В. Путина о создании Общественных советов.

Немного сложной арифметики

Поручение было дано еще 4 апреля 2016 года, соответствующий приказ Мосгорнаследия о создании Совета и утверждении положения о нем вышел 18 июля 2016 года. И вот – не прошло и полутора, а строго говоря, двух лет (о необходимости общественных советов по наследию заявил координатор «Архнадзора», главный редактор «Хранителей наследия» Константин Михайлов на президентском совете по культуре в конце 2015 года) – как первое заседание состоялось на базе Общественной палаты г. Москвы. А если считать с осени 2010 года, когда Архнадзор впервые выступил с идеей создания Общественного совета по культурному наследию Москвы – то всего-то семь лет прошло.

Напомним, что 7 декабря 2017 года идею создания общественного совета по наследию одобрил мэр Москвы Сергей Собянин.

«Это установочное заседание совета при Департаменте культурного наследия, — сказал Алексей Емельянов, руководитель Мосгорнаследия. — До этого у нас был только Научно-методический совет. И я долгое время считал, что его достаточно. Но жизнь вносит свои коррективы. Возникает много вопросов создания общественных пространств, вопросов популяризации, так что требуется совместное принятие решений, и чтобы в этом процессе участвовали не только профессионалы отрасли. В нынешнем совете представлены три группы: члены научно-методического совета, Общественной палаты Москвы и… известные общественники, которых много лет я знаю и которые занимаются этой темой.

При этих словах Алексей Александрович улыбнулся и ласково посмотрел на столы по левую руку от себя. Там и правда сидели … те, кого можно назвать общественниками сферы сохранения культурного наследия: Галина Маланичева – почетный президент ВООПИК, Вадим Бреев – секретарь Общественного совета при ГУ МВД по Москве, координаторы столичного «Архнадзора» Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов.

Состав совета из 15 человек был сконструирован Мосгорнаследием по принципу квот: пятеро общественников, предложенных руководителем Департамента, пять представителей Научно-методического совета, пять представителей Общественной палаты Москвы, делегированных ею же.

Момент выбора и выборов

На первом заседании предстояло выбрать председателя совета, его заместителя и секретаря. И это было сделано, хотя на процесс ушли все отведенные полтора часа: члены Совета стали делиться своими опасениями.

Эксперт Андрей Баталов предостерег новый Общественный совет от дублирования работы Научно-методического совета при Мосгорнаследии и предложил оставить наиболее сложные профессиональные вопросы экспертному сообществу, т.е. не заниматься рассмотрением проектов реставрации, что предусмотрено президентским поручением о создании общественных советов.

Однако Константин Михайлов призвал не ревизовать поручения Президента РФ, а Рустам Рахматуллин — не суживать функции Общественного совета до популяризации и информирования. Общественный совет может быть не формальным, а вполне активно работающим органом, тем более что согласно Положению об Общественном совете, его члены имеют право запрашивать и знакомиться с проектными материалами, ГИКЭ, приглашать специалистов и экспертов, разбираться с наиболее резонансными случаями. Совет – Общественный не означает — формальный и внушаемый.

И с этой точки зрения предложение Алексея Емельянова назначить председателем Совета Маргариту Русецкую – человека уважаемого, но не имеющего опыта в сфере архитектурного наследия, ректора Института русского языка им. А.С. Пушкина, зампредседателя Общественной палаты Москвы – не встретило единодушного одобрения.

Для самой Маргариты Николаевны такая инициатива явно не стала сюрпризом. Она выразила готовность окунуться в волшебный мир архитектурного наследия, мотивируя тем, что Общественному совету – как структуре – нужен эффективный менеджер прежде всего. И такие навыки у нее – есть. К тому же она занимается сохранением русского языка, который, по сути, то же самое наследие, только нематериальное.  Что же касается профессиональных знаний, то это – вопрос формирования команды плюс профессионалы из Мосгорнаследия всегда протянут руку помощи.

«Дело председателя Общественного совета, по большому счету,  открывать и закрывать заседания», — с готовностью отозвался Андрей Баталов…

«Посмотрите на наши лица, — добавил Борис Пастернак, имея ввиду левый фланг собрания, где сидели опытные многолетние и профессиональные защитники и эксперты. – Мы уже устали от проблем сохранения и видим ситуацию на несколько ходов вперед. Нужен человек, который впишет наследие в более широкий контекст. Поможет задействовать ресурс Общественной палаты. Председатель выбирается на год. Главное – начать работать, там посмотрим…»

Что вышло в итоге

Константин Михайлов, заметив, что если бы он каким-нибудь чудом оказался в некоем общественном совете по проблемам русского языка, то поостерегся бы претендовать в нем на руководящие должности, предложил «пакетное» голосование на ответственные посты в совете. И призвал определиться с главным: это совет при департаменте, его «приводной ремень» по связям с общественностью, или же Совет по культурному наследию Москвы, помогающий мобилизовать разнообразные общественные и экспертные ресурсы города для сохранения культурного наследия.

В результате при одном воздержавшемся Рустаме Рахматуллине был-таки избран «руководящий состав». Первый Общественный совет Москвы по наследию выглядит так:

Маргарита Русецкая, ректор Института русского языка им. А.С. Пушкина, зампредседателя Общественной палаты Москвы – председатель Совета

Галина Маланичева, почетный председатель ЦС ВООПИК – заместитель председателя Совета

Ольга Яковлева, аттестованный эксперт Минкультуры, эксперт ВООПИК – секретарь Совета

Члены Общественного совета:

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, аттестованный эксперт Минкультуры, член Президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры РФ

Леонид Беляев, член-корреспондент РАН, член Президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры РФ

Вадим Бреев, заместитель генерального директора общероссийской общественной организации «Российское авторское общество», секретарь Общественного совета при ГУ МВД по Москве

Леонид Вайнтрауб, главный специалист отдела по разработке мероприятий по обеспечению сохранности ОКН ГУП «Специализированная дирекция объектов культурного наследия»; писатель-москвовед

Лариса Лазарева, архитектор-реставратор высшей категории, аттестованный эксперт Минкультуры РФ, член президиума ЦС ВООПИК

Мария Лазутова, советник при ректорате ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», председатель Комиссии Общественной палаты Москвы по образованию, науке и культуре; доктор исторических наук, профессор

Константин Михайлов, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, координатор общественного движения «Архнадзор», главный редактор сайта «Хранители Наследия»

Ирина Орлова, профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, член Общественной палаты Москвы

Борис Пастернак, архитектор-реставратор высшей категории, аттестованный эксперт Минкультуры РФ

Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор», преподаватель МАрхИ, писатель-москвовед

Арина Шарапова, заместитель председателя Общественной палаты Москвы, президент ООО «Школа искусств и медиатехнологий»

Александр Шарлай, председатель комиссии Общественной палаты Москвы по развитию общественного контроля и взаимодействию с общественными советами.

Таким образом, Москва получила общественный совет по культурному наследию, в котором треть членов, в том числе председатель, имеют о курируемой сфере, скажем так, общее гуманитарное представление. Для «общественного контроля» за деятельностью ведомства – то, что доктор прописал. Вероятно, Мосгорнаследию так удобнее работать.

Выборная процедура продолжалась так долго, что поглотила все отведенное на заседание время, поэтому программу и регламент работы Общественного совета, а также повестку дня очередных заседаний обсуждать не стали. Правда, было решено, что будет создана рабочая группа для оперативного обсуждения актуальных вопросов в промежутках между заседаниями. С какой частотой они будут происходить, тоже пока не известно, Положение о совете предусматривает – не реже раза в квартал.

Договорились обсудить все, что не успели, на следующем заседании совета – в третьей декаде января 2018 года.

Фото: Евгения Твардовская

Опубликовано: Хранители наследия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *