- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Никогда еще Суриков не жил в такой большой и красивой гостинице

[1]

Остоженка, 4-6: улучшение инвестиционного климата

Константин Михайлов

10 октября 2018 года Архитектурный совет Москвы рассмотрел и одобрил проект [2] «многофункционального комплекса с апартаментами» в начале четной стороны Остоженки. За последние несколько лет это, пожалуй, первый случай, когда столь масштабный проект застройки в центре столицы изменился к лучшему, проще говоря – стал гуманнее к историческому городу.

В целом, если все обещания сбудутся, это можно расценить как совместный успех: градозащитников, госоргана охраны памятников, архитекторов. Хотя, конечно, до соответствия нормам «регенерации» в охранных зонах и этому проекту еще не расти и расти, а уменьшаться и уменьшаться в размерах, чего, конечно же, не будет. Но тут уж надо выбирать, с чем сравнивать – с идеалом или с предшествующими замыслами.

Триумф аллегории

Как повествует официальный сайт Архсовета, архитекторы бюро Kleinewelt Architekten «решили соединить в своей концепции образ древних московских палат и стиль итальянских палаццо». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов их похвалил: «Коллеги молодцы, что поработали с объектами наследия, и добавили культурные и общественные функции. Но отмечу, что произойдет еще доработка».

Концепция именуется Allegoria Mosca. «Мы используем приём наслоения больших брутальных арок на регулярную сетку окон, которые связаны с квартирографией. В своём проекте мы также возвращаем утраченный формат небольшой площади — пьяцетты, насыщая двор между палатами и всеми постройками будущего комплекса событийным контентом и инфраструктурой для будущих жильцов», — пояснял партнер Kleinewelt Architekten Николай Переслегин.

[3]

Сразу скажу, что не стану и пытаться оценить архитектурные достоинства нового комплекса, это дело профессиональных критиков. Градозащитников и краеведов, и меня в том числе, во всей этой истории в первую очередь интересовали и интересуют судьба домов 4 и 6 по Остоженке [4], которым ранее грозил снос; сохранность памятников XVII века – Красных и Белых палат [5], поневоле вовлеченных в проект; и, конечно, общий объем строительства в охранной зоне и изменение облика целого исторического квартала.

Отметим, что проект, заказчиком которого является ГК «Стройтэкс», на Архсовете поддержали такие видные эксперты в деле сохранения наследия, как Андрей Баталов и Дмитрий Швидковский. Они говорили о высоком качестве работы архитекторов в историческом контексте (что по нынешним временам и вправду большая редкость) и о перспективах реставрации и культурного использования древних палат.

[6]

Краткое содержание предыдущих ужасов

Дома 4 и 6 по Остоженке [7], не значащиеся в списках охраняемых государством памятников Москвы, конечно же, должны состоять в них по праву. И, думаю, состояли бы, если бы не мудрые распоряжения правительства Москвы 15-летней давности.

Дом № 4 – мемориальный адрес Петра Ильича Чайковского, который не раз бывал здесь у музыкального деятеля Н.Д. Кашкина. В основе здания – главный дом городской усадьбы Римских-Корсаковых, показанный еще на плане 1740-х годов.

Дом № 6 –мемориальный адрес художника Василия Ивановича Сурикова. Он квартировал здесь, в 46-м нумере меблированных комнат «Париж», во время работы над росписями храма Христа Спасителя зимой 1877/78 гг. В одном из писем в Красноярск, помеченных этим адресом, он просит родных прислать ему «сушеной черемухи: здесь все есть – и виноград, и апельсины, и слива, и груши, а ее, родной, нет!»

Тревога за судьбу домов 4 и 6 по Остоженке поселилась в душах градозащитников и краеведов сразу после издания распоряжения правительства Москвы № 1861-рп от 17 сентября 2004 года «О реконструкции, реставрации зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов между «Красными и Белыми палатами» по адресам: ул. Остоженка, д. 2, д. 4, д. 6, стр. 1, ул. Пречистенка, д. 3, стр. 1…»

Распоряжение разрешало инвестору – тогда это был НИИ социальных систем МГУ – построить на территории охранной зоны, рядом с палатами XVII века, 5-этажный «многофункциональный комплекс» общей площадью более 21000 кв. м.

[8]

При этом инвестору разрешалось («при необходимости» — !) снести дома 4 и 6. Предусматривалось и освоение 3-этажного подземного пространства, что вселяло опасения за судьбу Красных и Белых палат.

Слава богу, проект не успели осуществить в 2000-е годы; в конце десятилетия протесты и публикации Архнадзора [9] и гуманистические заявления о намерениях нового городского правительства, казалось, смогут вообще остановить стройку на Остоженке.

Помнится, был даже момент, когда покойная «Сносная комиссия» [10] при правительстве Москвы приняла вполне сносный градостроительный регламент для здешней охранной зоны, который предусматривал сохранение всех объектов исторической среды и новое строительство действительно в рамках «регенерации», т. е. без серьезного превышения исторических габаритов. Правда, торжество гуманности было недолгим: через несколько недель на следующее заседание комиссии был командирован высокопоставленный представитель мэрии, который популярно объяснил участникам, во что обойдется городу их вольнодумство. Регламент переголосовали, результатом чего могло стать появление в охранной зоне в начале заповедной некогда улицы внушительного сундука, без каких-либо аллегорий.

[11]

Шли годы, застройщиком участка стал известный меценат и коллекционер Владимир Семенихин, и в 2016 году на суд экспертов и зодчих были явлены два проекта вожделенного многофункционального комплекса.

Первый, мартовский, был настолько разнуздан и неописуем, что его отклонил даже столичный Архитектурный совет [12].

Второй, октябрьский, авторства Buromoscow, Архсоветом был принят [13], хотя и с замечаниями и пожеланиями доработки.

Он, к ужасу градозащитников, предполагал «воссоздание» (т. е. снос) дома 4 и решительную надстройку дома 6.

[14] [15]

 

Ответом стало открытое письмо Архнадзора Владимиру Семенихину [16] в феврале 2017 года, в котором мецената и коллекционера призывали «отказаться от плана разрушения домов, связанных с памятью Сурикова и Чайковского», прельщая его тем, что «будучи отреставрированными, вверенные Вам здания могут стать истинным украшением Остоженки и, может быть, послужить достойной «антикварной оправой» какой-то части Вашей коллекции».

Трудно сказать, что произвело на мецената и коллекционера большее впечатление: письма общественников или отказ Мосгорнаследия [17] (по нашей информации, неоднократный) согласовывать проект со сносом исторических домов. Но как бы то ни было, Владимир Семенихин решил прибегнуть к услугам других архитекторов.

[18]

Плоды просвещения – 2018

Результат был явлен 10 октября 2018 года на Архсовете. Градозащитников туда не пригласили, видимо, чтобы не испортили праздник.

Но мы ребята объективные, потому и скажем, что прогресс налицо.

Дом 4 сохраняется, не «воссоздается» и не обрастает пристройками.

Дом 6 сносится не полностью: остается уличный фасад, части боковых брандмауэрных стен с запада и востока. Надстройка отступает вглубь от красной линии, таким образом исторический объем дома объемно выделяется в составе нового строения, а уличный фронт застройки на этом участке сохраняется.

Конечно, никакой «регенерацией» в охранной зоне тут и не пахнет, внутренний двор нынешнего дома погибает безвозвратно, общий объем строения вырастает кратно. Но это уже и не снос, и не бессмысленное нагромождение объемов, и не агрессивный, только себя слышащий, «модернизм», и к старинному дому продемонстрировано некоторое уважение. В общем, никогда еще Суриков не жил на Остоженке в такой красивой и большой гостинице.

Это не все. Подземное пространство теперь осваивается только в пределах двора между домами по Остоженке и палатами, не заходит под здания. Вместо трех подземный паркинг занимает теперь один этаж, остальные 1700 кв. м отданы музейной и общественной функциям.

[19]

И это не все. Белые и Красные палаты будут не только отреставрированы, но и наполнены художественным и идейным содержанием. В Красных планируется галерея искусств, в Белых – исследовательский центр изучения и перспективного развития Москвы, который, как говорят, уже согласился возглавить один из видных столичных экспертов и историков архитектуры.

И даже это еще не все. Как сообщил нам Николай Переслегин, проект даже отступает на 1,2 м от регламента по высоте. В сторону уменьшения. Архитекторы сознательно не стали делать здание выше соседнего доходного дома № 8 по Остоженке.

В общем, чувствуется, что партнер Kleinewelt Architekten раньше работал в Мосгорнаследии и офис имел в Белых палатах.

[20]

«В режиме хирургического вмешательства»

Комментарий Николая Переслегина, партнера архитектурного бюро Kleinewelt Architekten:

– Это очень непростая задача, возможно одна из самых профессионально сложных: работа в таком месте может быть только в режиме хирургического вмешательства. Кроме того, наши исследования показали бесконечное количество наслоений исторических и событийных пластов в этом месте: старинные палаты, тектонический излом рельефа в этой части города, исторически повлиявший на структуру сословного расселения здесь, следы участия Аристотеля Фиораванти. Реакцией на это стал архитектурный спектакль, сюжетом которого является город и его история, а сценой – двор между Белыми и Красными палатами. Фасад нового дома – декорация к этому спектаклю. Это стало основной визуальной эмоцией проекта.

Комментарий руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова:

– Можно с удовлетворением констатировать, что инвестор серьезно работал над проектом, откликнулся на рекомендации привлечь к нему архитекторов, умеющих творчески работать в городской исторической среде. Безусловно, были приняты во внимание и четкая позиция нашего Департамента о необходимости сохранения зданий в соответствии с градостроительными регламентами, и обращения общественности.

[21]

От редакции: и с тем и с другим мы согласны. Но кто-то (в данном случае мы) должен все же сказать: несомненный, повторимся, успех 2018 года – это не более чем минимизация дурных последствий градостроительной агрессии в охранной зоне, начатой распоряжением лужковского правительства Москвы 2004 года. Мы уверены, что с 2010 года у нынешнего городского руководства были все возможности принять вполне законное политическое решение – и без всякого “хирургического вмешательства” сохранить, отреставрировать прекрасный исторический квартал, создав в нем общественное пространство.

Опубликовано на сайте «Хранители наследия [22]«
Иллюстрации: архив редакции; Kleinewelt Architekten
9 Comments (Open | Close)

9 Comments To "Никогда еще Суриков не жил в такой большой и красивой гостинице"

#1 Comment By Ирина On Четверг, Октябрь 11, 2018 @ 13:34

Прогресс, да есть слава Богу. Но как архитектор (это мое мнение, с которым могут не согласиться), вижу, что с новой архитектурой у братьев Переслегиных не очень. Вместо того, чтобы подхватить историческое прочтение фасадов и вписать новое в контекст старого, архитекторы, наверно, решили «разыграть карту удачи». Такое престижное место, как же не показать свою архитектурную харизму и всё, что умеется в проектиртвании. Но дом получился тяжёлый, придавив своими крупными деталями и членениями фасадов более низкую застройку с другими масштабами ритмов и деталей. Получился образ сундука, поглотившего (проглотившего) всё историческое окружение этого дома. Увы, не хватило профессионализма для решения чисто архитектурных задач. Или не захотели вникать в историю архитектуры…

#2 Comment By Владимир On Четверг, Октябрь 11, 2018 @ 19:09

Подобное «сохранение наследия» уже было на Краснопролетарской улице и на Малой Дмитровке. Убожество с моей точки зрения коренного москвича!

#3 Comment By Евгений On Четверг, Октябрь 11, 2018 @ 23:40

Очень средняя студенческая работа.

#4 Comment By serge On Суббота, Октябрь 13, 2018 @ 23:37

То есть надо радоваться? Увольте.

#5 Comment By илья On Вторник, Октябрь 16, 2018 @ 11:51

Хотелось бы знать мнение земляков В.Сурикова в связи с варварскими планами «реконструкции» Остоженки. Где заявление Патриархии и причта храма Христа Спасителя? Где заявление Союза художников и Третьяковской галереи? Почему все они хранят молчание?

#6 Comment By Петр On Понедельник, Февраль 25, 2019 @ 13:51

В конкурсе бессмысленности и уродства проект претендует на победу.

#7 Comment By Татьяна On Вторник, Февраль 26, 2019 @ 23:57

Да потому, что у них у всех рыльце в пушку, особенно у Третьяковской галереи, потому помалкивают.

#8 Comment By Елена On Четверг, Март 7, 2019 @ 2:04

Когда знаешь изнутри всю эту архитектурно-чиновничье-инвестиционную кухню, становится просто смешно: не нагревших лапы на этом проекте не будет. Расслабьтесь, горожане! Мы — гражданское общество — проиграли. Окончательно и безповоротно. Поберегите эмоции для детей и близких.

#9 Pingback By Остоженку продолжают уничтожать. Меценат Семенихин сносит усадьбу Римских-Корсаковых — МОХ On Пятница, Март 15, 2019 @ 14:11

[…] регламентами, и обращения общественности», – говорил глава ведомства Алексей […]