Сносная комиссия ликвидируется по суду
Сносы 2016 года — первые следствия правового вакуума, в котором оказалась историческая Москва.
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
У нас четыре новости. Три плохие, четвертая – очень плохая.
Первая – новость дня. Накануне, 25 февраля, на Павелецком вокзале снесено до цокольного этажа здание Элеватора Рязано-Уральской железной дороги (Дубининская улица, 17, строение 1), заявленное к постановке на государственную охрану в качестве памятника деревянной архитектуры XIX века. Снос начался еще под Новый Год, остановлен Департаментом культурного наследия по сигналу «Архнадзора», однако вчера доведен собственником – ЗАО «Экспериментальная реалбаза хлебопродуктов имени Дубова» – до конца. Доведен вопреки статусу заявленного памятника и вопреки протокольному решению Комиссии Правительства Москвы по градостроительной деятельности – в просторечии, Сносной комиссии – об отказе в сносе.
Вторая новость – новость недели. На территории бывшего завода ЗИЛ (Автозаводская улица, 23) завершается снос Модельного цеха (корпус 5), также подлежавшего сохранению по решению Сносной комиссии. Начало сноса – 16 февраля – день в день совпало с началом общественного обсуждения Акта государственной историко-культурной экспертизы на проект охранной зоны, по которому градостроительный регламент участка предполагает реконструкцию корпуса, но не снос.
Третья – новость месяца, пришедшая с опозданием. 29–31 января в Рязанском переулке снесен скромный исторический дом под № 13 (строение 1).
В отношении этого здания также существовало решение рабочей группы Сносной комиссии о сохранении, проигнорированное девелопером – тандемом компаний «Coalco» и «MR-Group». У них на кону строительство в зоне охраны памятников «клубного» жилого дома (ранее – гостиницы), утвержденное еще десять лет назад.
Критическая близость протяженного 18-этажного здания к церкви Петра и Павла на Новой Басманной, построенной по рисунку Петра I; к щусевским башням Казанского вокзала; к сталинским высоткам на Комсомольской площади и у Красных ворот – не смутила прежнее городское руководство. А нынешнее выдало всю разрешительную документацию, кроме согласия на снос одного строения, да и сносу не препятствовало.
Почему? Ответ на этот вопрос составляет четвертую новость.
И это новость года. Еще 25 декабря Мосгорсуд удовлетворил иск застройщика Рязанского переулка – входящего в группу «Coalco» ЗАО «Ведомство-Капитал» – к Правительству Москвы «О признании недействующими пунктов (…) постановления Правительства Москвы от 4 октября 2011 года № 455-ПП (…)»
Это не что иное, как судебная ликвидация Сносной комиссии.
Решение суда вступило в силу месяц назад, но информация о нем стала появляться только что, в связи с угрозой сноса конструктивистского квартала на Погодинской улице, 2/3. Правительство Москвы даже не пыталось оспорить решение в месячный срок, а Прокуратура города в судебном заседании согласилась с иском.
Напомним, что проект постановления Правительства о ликвидации Сносной комиссии уже выносился на общественное обсуждение в октябре 2015 года, подвергся острой критике и до сих пор не подписан мэром. Характерно и то, что текст декабрьского судебного решения отсутствует в публичном доступе, на сайте Мосгорсуда дана лишь общая информация.
По нашим сведениям, суд нашел, что «реализация прав собственников на распоряжение объектами капитального строительства, не являющимися объектами культурного наследия, но расположенными в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, ставится в зависимость от решений Комиссии» и что это противоречит законодательству.
Так, незаметно, историческая Москва вступила в новый период своего выживания. И это новость даже не года, а сорокалетия, поскольку в 2011 году Сносная комиссия была лишь восстановлена, создана же она в середине 1970-х годов. Ее создание стало необходимостью после принятия отечественного Закона об охране памятников истории и культуры, поскольку в нем не был прописан – и не прописан в полной мере доныне – порядок обращения с теми историческими зданиями, которые не обладают индивидуальным охранным статусом. Снос таких зданий, даже расположенных в зонах охраны памятников, законом текстуально не запрещен, отсутствует и определение «историчности». В этих обстоятельствах Москва сорок лет рассматривала сносные инициативы на межведомственной площадке.
Пока собственность на здания оставалась государственной, это работало. С появлением частной собственности Комиссию переформатировали, но сохранили. Теперь она опрокинута натиском собственников. Хуже того: на Павелецком вокзале, на ЗИЛе и в Рязанском переулке собственники демонстративно опрокидывают ранее принятые решения Комиссии. Хотя постановление о ней признано недействующим лишь со дня вступления в силу судебного решения.
Итак, с начала 2016 года культурное наследие Москвы оказалось разделено на две неравноправные части: памятники, защищенные законом, – и историческую застройку, оказавшуюся в правовом вакууме.
Наделить историческую застройку, определяющую лицо города, презумпцией сохранения; ограничить собственникам возможность бесконтрольно распоряжаться ею; создать ясные правовые основы обращения со старым городом – вот требование градозащиты к законодательной и исполнительной властям всех уровней. “Архнадзор” готов участвовать в этой работе.
6 комментариев