Михалково: вторжение в ландшафт

Многострадальный парк усадьбы Михалково, подвергшийся летом 2017 г. варварскому «бульдозерному благоустройству», ждут новые испытания. Намеченное в непосредственной близости от усадьбы высотное строительство окончательно убьет панорамные виды и во много раз увеличит антропогенную нагрузку на уцелевшие исторические ландшафты.

Московское правительство в очередной раз занялось корректировкой зон охраны усадьбы. Пересматривая режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам, проектировщик – ГУП города Москвы «Специализированная дирекция объектов культурного наследия» – руководствуется вовсе не соображениями охраны памятников и их подлинного исторического окружения, чего, казалось бы, следовало ожидать от предприятия, находящегося в ведомственном подчинении у Департамента культурного наследия. Как видно из проекта зон охраны, цель у проектировщиков совсем другая: оправдать планирующуюся вблизи усадьбы XVIII века многоэтажную коммерческую застройку.

Визуализация из материалов публичных слушаний по проекту планировки территории. На визуализации отсутствует стометровое здание, ради узаконивания строительства которого планируется очередной пересмотр регламентов зон охраны.

Предложения по корректировке зон охраны не вызвали возражений аккредитованных Министерством культуры экспертов В.Ф. Гуляева, Ю.А. Свешниковой и Т.Н. Яхно, которым было заказано проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта. Вызывает недоумение тот факт, что к проведению ГИКЭ проекта корректировки зон охраны столь важных для исторического и культурного наследия Москвы памятников были привлечены эксперты саратовского ООО «СВИФТ». Возникают сомнения в том, что эксперты из этой удаленной организации имели возможность в достаточной степени изучить рассматриваемую территорию и провести все необходимые исследования непосредственно на местности. К тому же, ООО «СВИФТ» печально известно в нескольких регионах своими «заказными» экспертизами. Не только в Саратове, но в Нижнем Новгороде, Тамбове, Оренбурге… Почти всегда это либо отказ во включении в реестр, делающий возможным снос исторических зданий, либо сокращение зон охраны или изменение их режима ради нового строительства. Теперь они активно «осваивают» Москву, где и застройщиков побольше, и где они, как правило, щедрее.

Напомним: границы единой охранной зоны № 288 объектов культурного наследия и режимы содержания зон охраны памятников истории и культуры были утверждены Постановлением правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1215 «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г.Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города). В октябре 2017 года границы охранной зоны 288 и зоны регулирования застройки 15, а также градостроительные регламенты на участках этих зон были скорректированы действующим Постановлением правительства Москвы 736-ПП от 03.10.2017 «Об утверждении границ единой охранной зоны N 288 объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данной зоны и части территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 15». Этим постановлением уже предусмотрены возможные зоны размещения объектов нового капитального строительства на регламентных участках 6 и 7 (высотой до 65 и 40 м соответственно).

Произведенное в 2017 г. урезание границ объединенной охранной зоны

Но застройщику, которого представляет заказчик экспертизы — проектная организация ООО «СТРОЙПРОЕКТ», — подобных объемов нового строительства показалось мало, захотелось поставить рядом еще одно, стометровое здание. Для этого в новом проекте появилась очередная «зона размещения объектов капитального строительства» на регламентном участке 8, с предельной высотой застройки в 100 метров.

Отметим, что недавнее включение в реестр объектов культурного наследия двух зданий ансамбля фабрики Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш», т.е. появление в объединенной охранной зоне еще одного статусного объекта, должно было бы скорее привести к ужесточению режимов зон охраны по сравнению с утвержденными ранее (например, к уменьшению максимальной высоты новой застройки), но никак не к появлению новых площадок с еще большей разрешенной высотой застройки.

Предлагаемое проектом высотное строительство в непосредственной близости от целого ряда объектов культурного наследия, в том числе объекта федерального значения – усадьбы Михалково, грубейшим образом исказит панорамы и нарушит сложившиеся визуальные связи и визуальное восприятие памятников. Высотки от 19 до 30 этажей, о допустимости сооружения которых пишут проектировщики, инородным телом вторгнутся в исторические ландшафты, подавят существующую застройку, представленную объектами культурного наследия и ценными градоформирующими объектами (не превышающими пяти этажей), и будут присутствовать на всех панорамных видах.

Обосновывая вторжение в исторические виды старинной усадьбы, проектировщики и эксперты ссылаются на результаты некого визуально-ландшафтного анализа проекта строительства. Однако любой бывавший на Головинских прудах может оценить объективность подобного анализа, мысленно вписав в панораму прудов высотки за фабрикой «Йокиш». Между тем визуальные характеристики – взаимосвязи объектов культурного наследия с природным окружением, ценные видовые раскрытия, включая панорамные виды берегов Головинских прудов – входят в предмет охраны объекта культурного наследия, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства «Усадьба Михалково».

Архнадзор считает предложенную корректировку объединенной зоны охраны объектов культурного наследия № 288 и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности № 15 неоправданной, поскольку она фактически направлена не на сохранение объектов культурного наследия, а на обоснование новой коммерческой застройки в зонах охраны. Принятие новых режимов использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам рассматриваемой территории поставит под угрозу подлинную историческую среду объектов культурного наследия и приведет к грубому нарушению их визуальных характеристик и визуального восприятия. Требуем отказаться от проекта пересмотра зон охраны усадьбы Михалково и предлагаем Министерству культуры Российской Федерации обратить особое внимание на деятельность государственных экспертов, одобривших подобный проект корректировки зон охраны.

4 комментария

Были на прошлые майские праздники слушания ( как вы понимаете неслучайно в праздники). Выставлялся проект. Первоначально они переводили земли под пром.пользования под земли для жилого строительства. Мы ходили с мужем, подписывались в управе против. Перед нашими записями были записи "за". Детским почерком. Какой здравомыслящий человек мог дать добро? Очевидно, что все как всегда решено..
На рассмотрение в рамках "консультационных услуг" поступил проект "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, с подземным гаражом" по адресу Михалковская, влд.48. Согласно материалам раздела 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", в рамках второго этапа демонтажа предполагается снос строения по адресу: Михалковская ул, д.48, стр.2
Есть ли какие-то подробности по этому проекту? Сроки?
Ярослав, можно ли с Вами как-то связаться для уточнения деталей? Это Елена Петрова, я курирую этот адрес от Архнадзора. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *