«Шестигранник»: нужна дискуссия

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

Музей «Гараж» представил проект восстановления для своих нужд руинированного павильона «Шестигранник» в Парке Горького — хрестоматийного памятника раннесоветской архитектуры (Крымский Вал, 9, строение 28).

Это одно из двух сооружений, уцелевших от огромного ансамбля 1-й Сельскохозяйственной выставки 1923 года, которая ознаменовала возобновление архитектуры после двух войн и двух революций, на переходе от неоклассицизма и иных неостилей к авангарду. В проектировании сотен павильонов под руководством Алексея Щусева, по плану Ивана Жолтовского участвовали архитекторы и художники всех поколений и направлений, от Федора Шехтеля до Константина Мельникова. «Шестигранник» (первоначально «Механизация») проектировал сам Жолтовский при участии Виктора Кокорина, Николая Колли, Михаила Парусникова. Оформляли павильон авангардистка Александра Экстер и классицист Игнатий Нивинский одновременно. В шести портиках и соединительных галереях демонстрировалась сельскохозяйственная техника.

Павильон сохранился как единственный бетонный среди деревянных, построенный на верхней береговой террасе с прочным грунтом. В 1930-е годы «Шестигранник» стал столовой под этим названием, в 1960-е занят по частям кафе, рестораном, дискотекой и проч., впоследствии надолго заброшен и горел.

На сайте «Гаража» директор музея Антон Белов говорит, что проект сохраняет предмет охраны памятника, включая «материалы колонн», то есть бетонную конструкцию. Однако накануне презентации проекта, в октябре 2021 года, был опубликован для общественного обсуждения акт его историко-культурной экспертизы, в котором «реставрационное решение» описано словами «замена существующих конструкций с учетом нового функционального использования» (стр. 41 акта), «…выполнить каркас в металле» (стр. 25 акта), причем «возведение каркаса в металле значительно сократит время реставрационных работ» (там же). Кроме того, предполагается отделка стен здания алюминиевым листом вместо исторических, хотя и утраченных, деревянных панелей (стр. 24 акта), а также соединение всех частей павильона через двухуровневое подземное пространство.

Многочисленные аналогии наводят на мысль, что цель замены каркаса, то есть его разборки, — беспрепятственное заглубление в землю.

Эксперты Александр Волков, Юлия Семина и Игорь Демкин одобрили проектные предложения.

Заметим, что через несколько дней, 9 ноября, при переаттестации в Министерстве культуры Семина была лишена права выступать экспертом в номинации «проекты работ по сохранению объектов культурного наследия».

Презентация проекта называет его авторами архитекторов японского бюро «SANAA». Но генеральным проектировщиком выступает отечественное бюро “АПЕКС”, с которым градозащитники сталкиваются главным образом на объектах сноса: Бадаевский завод, Убежище для слепых мужчин с церковью Трифона мученикаЗавод памяти 1905 года.

Сегодня сайт «Хранители наследия» взял комментарий у исполнительного директора АПЕКСа архитектора Александра Мамаева, который «настаивает на том, что проект в реальности предусматривает не замену, а усиление и переборку подлинных конструкций павильона». «Внутрь элементов подлинного железобетонного каркаса, — говорит Мамаев, — внутрь колонн и балок мы будем вживлять новую арматуру и сердечники – старые уже не держат. Железобетон Жолтовского останется железобетоном. Для этого мы прямо на площадке развернем реставрационный цех, где будем усиливать конструкции». Освоение подземного пространства, по словам Мамаева, будет происходить поэтапно: секции «Шестигранника» будут по очереди временно демонтироваться для усиления и переборки конструкций, и именно в это время будет отрываться соответствующий сегмент подземелья. Что же касается алюминиевой обшивки — это, как считает Мамаев, единственный способ обеспечить теплоизоляцию павильона, а дерево не согласует МЧС.

Описание проекта в этом комментарии отличается от его описания в тексте историко-культурной экспертизы.

На утро среды, 24 ноября, согласие Департамента культурного наследия Москвы с актом экспертизы не опубликовано. Общественное движение «Архнадзор» призывает Департамент отклонить акт и отложить согласование проекта, чреватого утратой подлинности памятника, до поступления нового акта. Предлагаем организовать публичное обсуждение проекта на месте, с открытым участием экспертов в области наследия и градозащитников.

*
«Шестигранник» в Красной книге Архнадзора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *