Казанское подворье

Александр Можаев

Любимое Казанское подворье в Ветошном, 11 снесено год назад, но вот собрал наконец немногие старые фотографии. Подворье было одной из достопримечательностей, что отмечены на яндекс-карте нарядной звёздочкой, но живьём его мало кто помнит: лет 20 тому перекрыт двор, лет 10 спрятан за глухим баннером фасад, даже на pastvu всего пара паршивых фотографий, одна из которых моя. Ниже кое-что на память.

Подворье Казанского и Свияжского митрополита прописалось по этому адресу, вероятно, в конце XVII века (первое известное упоминание в 1695 г.). Ранее здесь был частный двор Лукиных, а до 1676 г. двором, вероятно, мог владеть Ф.П. Нарышкин, купивший у купца Кляпошникова погорелые палаты в 1671 г. Краевед К.С. Романюк сообщает, что подворье было отведено для Греческой школы, преподаватель которой Софроний Лихуд «сделал на свой счет много каменной пристройки», коли так, то это могло произойти между 1685 и 1701 годами.

Также Романюк нашел интереснейшие свидетельства краеведов Снегирева и Аверина, наблюдавших подворье в 1836 г. и полагавших его остатками мифического монастыря Николы Старого. Аверин описывает «каменное древнее здание, очень обширное… Железные решетки в окнах, погреба, выходы, следы келий, железные затворы, своды из крупного старинного кирпича». Снегирев уточняет: «Здание, по-видимому, XV и XVI в., в два этажа с полуколоннами двойными во втором этаже, а в другом здании, примыкающем к нему, внизу, темницы для монахов». Версия Снегирёва и Аверина о первоначальном расположении Никольского монастыря на этом месте основана исключительно на впечатлении, произведённом на них старинными сводами «некогда может быть церкви». Далее это романтическое предположение ушло в краеведческую литературу, было принято на веру А.Г. Векслером, в отчёте 2009 г. уверенно поместившем Старый Никольский монастырь в границы вл. 11 по Ветошному переулку, а теперь транслируется в Интернете с припиской «выяснено по результатам археологических раскопок».

Судя по упоминанию сдвоенных полуколонн, это была постройка 2-й половины 17 в., возможно, на более раннем основании. Очевидно, именно она значится в описи 1752 г. как трёхэтажный дом о девяти каменных «покоях», т.е. жилых комнатах. На плане 1803 г. владение имеет передний и задний дворы, между которыми стоит основное здание (нижний №38, Ветошный ряд подписан Перинным). Существующие корпуса торгового подворья выстроены по периметру участка в 1874 г., в пору, когда строители охотно использовали крепкие части старых построек. В начале 2000-х была короткая возможность заглянуть в очищенные от штукатурки помещения 1-го этажа, где древний большемерный кирпич лишь изредка встречался в составе поздней кладки. Вся надежда была на подвал, но о нём не было вообще никаких сведений (поэтажных планов тоже не нашлось). Однако из Акта ГИКЭ 2021 года стало известно о том, что подвал имеет цилиндрические своды, что в его стенах есть участки кладки из кирпича длиной 32 см и — самое интересное — что в центральной части двора наблюдался провал заасфальтированного свода (палаты стояли именно поперёк позднего внутреннего двора).

Вот, собственно, и всё. В 2021 г. «проектной документацией предусмотрена реставрация сводов подвала методом переборки с использованием работоспособного исторического кирпича», а на деле здание было снесено полностью, включая фасадную стену. Фасад был самым изящным в переулке, создавая очень важный, живой акцент в сплошной линии его застройки. Отдельно хороши были асимметричные проёмы второго этажа – прямоугольный слева и заложенный арочный над проездом. Ну и сохранность фасада,столярки; даже закрашенный жестяной номерной знак был на месте (между центральными окнами 2 и 3 этажей). Во дворе уцелело замечательное чугунное литьё лестницы, в простых проёмах окон торговых помещений были видны подставы ставен, в перспективе двора возвышался купол Богоявленского собора.

Подводя итог 350-летней истории – здесь было то самое наслоение простых сюжетов, отражающих общую биографию места, за которое мы, собственно, и любим старую Москву. 13-16 века – частные дворы, терема да огороды (об этом наверняка могла бы рассказать археология, которой тоже не будет). 17-18 столетия – Китай-город прирастает множеством архиерейских и монастырских подворий, по именам которым можно учить географию страны. 19-й – подворья становятся насквозь торговыми, сохраняя прежние имена и очертания (кстати, Казанское 1870-х строилось фасадом ещё не в переулок, а в узкий проезд старинного торгового Ветошного ряда). 20-й – коммуналки, потом мелкие ведомства. Перестройка – публикуется замысел реконструкции подворья под нужды Салона театрально-зрелищных программ столицы. Девяностые – над крышей вновь поднимается купол соседнего собора, но вокруг отселено всё, кроме безымянного бара (самый центральный из бюджетных), 2000-е – разорено и опечатано, 2009 — постановка на госохрану, 2021 — утверждён проект реставрации, 2022 — снос.

(Это по-вашему яркий финал?! Соев, поднатужтесь!) Финал вот: в марте 2023-го Замоскворецкий районный суд оштрафовал виновного в сносе регионального памятника в ста метрах от Красной площади на 100 тысяч рублей (для сравнения – в этом сезоне таков, например, штраф за оскорбление госорганов в интернете). Что-нибудь будет здесь и дальше (даже с именем и очертаньями), но дальше мне, пожалуй, неинтересно, разве что дождусь очередной бюджетной поилки – помянуть былые надежды.

 

Фото А.Можаева, С.Коротаевой, Моспроект-2, «Архитектура и строительство Москвы» 1989, Р. Рахматуллина.
Опубликовано в Живом журнале автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *