Закон о наследии стал лучше

Заявление Общественного движения «Архнадзор»
В Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» внесены важные поправки. Они подписаны президентом России 4 августа.
Поправки касаются главным образом защиты памятников с промежуточным статусом — заявленных на охрану (в терминах закона – «обладающих признаками объекта культурного наследия») и выявленных (ожидающих отнесения к единому реестру). Кроме того, поправки касаются защиты и экспертизы территорий памятников всех видов.
1.
О заявленных на госохрану памятниках сказано немного, но самое главное: их снос запрещен (добавление к статье 16.1, пункт 10).
Теперь памятники всех рангов, включая те, которые только «обладают признаками», то есть заявлены физическими и юридическими лицами, подлежат защите. До сих пор у государственных органов охраны наследия, которые и принимают заявки, не было законных рычагов воздействия на застройщиков ни в случае угрозы сноса «объекта», ни после него. Хуже того, в отсутствие только что введенной нормы закона сама подача заявки могла спровоцировать застройщика на снос.
Следующим шагом, по нашему мнению, должна стать криминализация сноса заявленных памятников (дополнением к статье 243 Уголовного кодекса), как это сделано ранее в отношении выявленных.
2.
О выявленных памятниках. Во-первых, изменения касаются защиты его территории.
Напомним, территория памятника – его исторический (по мере сохранности) участок, сформированный не как кадастровый, а как поле правовых ограничений. В сущности, территория памятника есть его часть. Например, в усадьбе или монастыре сохраняются не только здания, но и воздушное пространство между ними. Ясно, что оно должно защищаться еще до отнесения выявленного памятника к государственному реестру. Теперь с этим согласился законодатель.
Установлено, что на территорию выявленного памятника распространяются те же требования, что и на территорию реестрового (добавления в пункт 4 статьи 5.1).
3.
Наконец, установление и изменение границ территории памятников отнесены к целям и объектам государственной историко-культурной экспертизы (изменения в статьи 28 и 30).
Сейчас границы территории выявленного памятника проектируются при его отнесении к реестру в составе акта экспертизы, и это публичный документ. Но уже изменение границ, а также границы территорий памятников, включенных в реестр ранее законодательного регулирования (условно, в 1960 году) проектируются или изменяются привлеченными организациями или собственными силами госорганов охраны, то есть произвольно и негласно. Фактически сложились два порядка проектирования и утверждения границ территорий – для «старых» и «новых» памятников. Для утверждения единого и гласного порядка требовалось дополнить перечень целей и объектов экспертизы пунктом о границах территории объекта культурного наследия и об их изменении. Теперь это сделано.
Оговоримся, что сама историко-культурная экспертиза, особенно в последнее время, может служить инструментом легализации пожеланий застройщиков. Таких экспертов мы называем «черными». Тем более важна публичность экспертиз.
*
Заметим, что законопроект был внесен депутатами – членами Комитета Государственной думы по культуре еще в 2020 году. Это стало одним из результатов взаимодействия с градозащитниками в рабочей группе комитета.
Законопроект был принят в первом чтении в начале 2021 года, затем его прохождение на два с половиной года застопорилось.
С его принятием исполнены пункты 3 и 7 Законотворческой хартии градозащитных организаций России, опубликованной перед выборами в Государственную думу действующего созыва.
Архнадзор благодарит законодателей и напоминает, что Хартия состоит из 22 пунктов.
2 комментария