Демонтаж захватками

Два с половиной года назад мы впервые сообщали об угрозе сноса в усадьбе Никиты Акинфиевича Демидова на Мясницкой улице.
Два с половиной года мы надеялись, что резонанс наших публикаций и попытки переговоров удержали застройщика — Московскую Марьинорощинскую еврейскую общину — от реализации первоначального плана.
А план прост: построить на месте флигеля усадьбы (точный адрес — переулок Огородная Слобода, 7, стр. 2) новое здание школы «Бнот Менахем».

Флигель середины XVIII века, исключенный из состава усадебного ансамбля при его отнесении к реестру, — древнейший на сегодня дом Москвы из числа находящихся под угрозой намеренного сноса. Только ради сноса ему и было отказано в охранном статусе.
Стилистически флигель относится к эпохе барокко, а мы надеялись, что сносы в этой «номинации» остановлены 20 лет назад, в 2004 году.

В 1990-е годы демидовский флигель расчищали от штукатурки, и специалисты видели срубленный барочный декор. Ныне дом снова оштукатурен, да еще и закрыт баннером. Однако это не безликий «сарай», а образец стиля и память крупнейшего предпринимателя России, владельца знаменитого Нижнетагильского завода.

Как может выглядеть флигель в случае реставрации, показано на рисунке специалистов Архнадзора. Есть и реставрированный аналог — флигель другой усадьбы Никиты Демидова, на улице Радио.

Но вот на сайте Мосгорнаследия опубликован Акт историко-культурной экспертизы, посвященный сохранности культурного слоя при сносе Демидовского флигеля. Цинично, зато откровенно: такова процедура. Общественное обсуждение Акта заканчивается 5 октября.

Из текста ясно, что проект школьного здания на месте Демидовского флигеля исполнен в том же 2021 году; что его автором остается, к сожалению, Александр Асадов.

Заказчик уведомляет автора экспертизы, что проект является «собственностью Религиозной организации ортодоксального иудаизма — Московской Марьинорощинской еврейской общины с грифом «для служебного пользования»» и не подлежит публикации (стр. 146). Впрочем, на стр. 145 публикуется план нового здания.


На странице 11 Акта приводятся подробности сноса: «Демонтаж будет производиться механизированным способом, с использованием экскаватора, оборудованного ковшом, и ручным способом <…> Демонтаж конструкций ведется захватками».

Флигель даже не будет официально обследован и обмерен, то есть исчезнет и для науки, потому что раскрыть его фасады снова — значит признать необоснованность исключения из числа памятников.

Напомним, Архнадзор уже обращался к заказчику с предложением прийти в себя — и не получил ответа. Обращались мы и в Министерство культуры, имея в виду проверку исполнения полномочий московским органом охраны наследия. Наконец, мы призывали экспертов Нащокину, Замжицкую и Свешникову отозвать несколько экспертиз зон охраны, легализующих сносы, в их числе снос в усадьбе Демидовых. Первая из экспертов, Мария Нащокина, до сих пор остается… зампредом Общества изучения русской усадьбы.

Сегодня мы обращаемся только к читателям, возможно — к высокопоставленным. Давайте вместе предотвратим очередную «объявленную смерть».

1 комментарий

Ну ничего удивительного. Рядом бывший детский сад уже частная еврейская школа. С другой стороны от школы, мосгортур 7 лет пишет, что ведутся реставрационные работы, сменили деревянные окна с наличниками резными на пластик. На этом реставрация закончена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *