Созидая, не разрушай

Первая публичная акция движения «Архнадзор» состоялась. Пикет в защиту усадьбы Шаховских на Большой Никитской прошел возле памятника Тимирязеву, как и планировалось, с 13 до 15 часов в воскресенье, 22 февраля.

Мы дебютировали в 10-градусный мороз при ясном небе и ярком солнце.

В общей сложности нас – тех, кто успел постоять за эти два часа в пикете, набралось человек сорок. Замерзших сменяли вновь пришедшие. Мы – это мужчины и женщины разных возрастов и профессий, преимущественно молодые. Все спокойные и веселые.
Было весело, правда.

Далеко не все мы были знакомы друг с другом, но у нас были общие убеждения и общее дело, которое в этот нежаркий выходной выгнало нас из дома и привело на площадь. Вот это и есть гражданское общество – познакомьтесь.

Над нами, возвышаясь в небе, каменный Тимирязев – образцовый русский интеллигент классической формации, много на своем веку повидавший, ныне друг голубей и мирный страж Никитских ворот – с укором взирал туда, где ядовито-зеленая сетка скрывала фасад усадьбы Шаховских. Впрочем, шила в таком дырявом мешке не утаишь. О том, что происходит за сеткой, можно было прочитать в нашей листовке; с тем, что там собираются натворить, можно было воочию ознакомиться на наших планшетах.
То, что мы думаем обо всем этом, было написано на наших лозунгах:
«Усадьбе Шаховских – защиту закона!»
«Прощайте, московские дворы?»
«Созидая, не разрушай».

Мы любим театр, мы уважаем оперу. А еще мы любим Москву и уважаем закон. И нам непонятна извращенная логика, противопоставляющая интересы сегодняшней культуры интересам культурного наследия.

Нам непонятно, почему вместо того, чтобы подарить городу еще один современный оперный театр в дополнение к малому залу, уже имеющемуся в доме Шаховских, надо с упорством, достойным лучшего применения, крушить памятник федерального значения.

Мы не понимаем, почему прекрасный двор – этот бесплатный уличный театр древнерусской архитектуры, срежиссированный в 1886 году Константином Терским, вернее, то, что от него останется, должен быть отнят у горожан и навсегда заперт в интерьере театра, куда можно будет проникнуть только по билету.

Мы не понимаем, почему уважаемые органы охраны памятников – Росохранкультура и Москомнаследия – допускают надругательство над памятником и над законом, который его охраняет.

Все это нам попытались по-своему объяснить десяток женщин, пришедших на нашу акцию с рукописным плакатиком «Руки прочь от «Геликона». Их явление порядком оживило начало пикетирования. Правда, они, как выяснилось, и сами не очень-то понимали, что происходит. Тот, кто обзвонил этих самоотверженных театралок, наговорил им ужасов и поднял на защиту любимого «Геликона» неведомо от кого, здорово их подставил. Несанкционированное пикетирование – вот как на языке Кодекса об административных правонарушениях называются те действия, на которые их подбивали. И только благодаря снисходительности сотрудников милиции и представителя управы дело обошлось без задержания и штрафов.

Минут через десять контрпикетчицы, не преуспев в своем деле, отправились по домам. А мы остались. Акция пошла своим чередом.

Сто экземпляров листовки, которую мы раздавали прохожим, разошлись в первые полтора часа. По листовке каждые 54 секунды.

Прохожие… О, это стоит отдельного рассказа. Мы отчего-то убеждены, что живем в городе равнодушных, ничем не интересующихся людей. Может быть, это случайность, но с 13 до 15 часов 22 февраля мимо памятника Тимирязеву проходили совсем не такие люди. Они шли поодиночке, семьями и дружескими компаниями. Они замедляли шаг при виде пикета и разглядывали лозунги. Они останавливались на морозе, чтобы вчитаться в листовку. Многие подходили, чтобы внимательно рассмотреть планшеты, и заговаривали с пикетчиками. Они знали, в чем суть дела. Они узнавали «Архнадзор».
Некоторые пытались нас предостеречь. «Вы не знаете, с кем вы связались!», — говорили нам. «Да нам, вообще-то, все равно, — искренне отвечали мы. – Мы же не против кого-то или чего-то, мы – за. За памятник, за закон, за наследие».
Вот так мы и простояли свои два часа. Мы довольны.

Мы благодарны всем, кто пришел нас поддержать, всем, кто сочувствовал, всем, кто информационно освещал нашу акцию, и всем, кто помог организовать её и обеспечивал безопасность.
Спасибо вам, активисты организаций и движений, выступающих в защиту культурного наследия нашего города.
Спасибо, не активисты, а просто граждане, просто неравнодушные москвичи.
Спасибо, местные жители.
Спасибо, журналисты.
Спасибо вам, замечательные прохожие.
Спасибо, префектура ЦАО. Спасибо, управа и ОВД Пресненского района.
Нам понравилось. Мы придём еще.

Фотографии Сергея Бреля

3 комментария

Здорово! Можно узнать, как на это отреагировали власть предержащие? Успехи есть? И ещё: мне бы очень хотелось сотрудничать с вами, потому что я люблю московскую архитектуру, хотя пока ещё мало в ней разбираюсь.
Пишите всем участникам движения! Власть держащие и удерживающие пока суетятся и ищут способ все это замолчать.
Граждане активисты Архнадзора! Архнадзор вместо полезных дел с некоторого времени стал творить всякие безобразия. То он гнилой хрущевский барак 1967 года в центре парка "Царицыно" объявляет "дачей Муромцева", а сейчас совсем оборзел: мешает реставрации здания усадьбы для Геликон-оперы и строительству оперного зала на месте двора усадьбы. Поймите,а если вы что-то не понимаете подучитесь малость,ведь вы творите вандализм настоящий! Оперный театр европейского уровня должен иметь нормальное здание с нормальными сценическими возможностями. Маленький зал в самой усадьбе не сможет обеспечить уровень режиссуры, необходимый в современном музыкальном театре и соответствующий возможностям Геликона. Там на сцене можно будет только пластиковые тулья поставить и чахоточную занавеску повесить! А ведь в Москве кругом одни "драматические" помойки на каждом углу - оперу посмотреть негде. Из трех нормальных театров на всю Москву (Большой, Стасик и Геликон) только Большой театр имеет достойное здание. И вот одобренный Алексеем Комечем (самый строгий судья в вопросах реставрации памятников- не чета вам, марионеткам зелёным!) проект новой сцены (в котором экстерьер двора гармонично и стильно становится интерьером зала) блокируют какие-то неграмотные щенки, которые привыкли пить пиво и слушать попсятину, а подлинную культуру не понимают. Уж сколько раз тыкали вам, Архнадзору на ПОДЛИННЫЕ проблемы: спасайте парк Коломенское, его весь, все его ландшафты усеяли и обезобразили шоссейными столбами. В кошмарном состоянии Красная площадь,с ее псевдо-памятником Жукову на коне неправильной фигуры и загнутым копытцем, уродливо открытыми торцами Монетного двора рядом с Казанской церковью, изрисованная брусчатка цветными полосками. Это то уродство, которое каждый день видит 99% туристов и гостей столицы. Вот где беда, вот где акции устраивать надо. Вместо этого Архнадзор мается дурью и творит прямой вред, уничтожая настоящие культурные ценности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *