Дом образцового содержания

Известно, что в современной московской практике аварийность памятника (даже совсем не бесспорная) может служить достаточным основанием для его ликвидации, а износ конструкций, вполне естественный для старого дома, порою становится причиной «замены реставрационного материала». С этой точки зрения у дома 19 по Малой Якиманке вообще не было шансов: прекрасный, но вполне рядовой замоскворецкий особняк несколько раз горел и представлял собой действительно жалкое зрелище. Тем отраднее читать отчёт профессионалов: дом не воссоздан, а именно исцелён, такую реставрацию действительно можно считать образцовой.

О восстановлении дома Четвериковых рассказывает архитектор Мастерской №13 Второго Моспроекта Алла Филиппова.


История усадьбы

Первое известное изображение этого здания появляется на плане владения купеческой жены Татьяны Евдокимовой в 1772г. Здание представляет собой стоящий в глубине двора квадратный в плане, каменный одноэтажный объем. Эта перекрытая сомкнутым сводом палата выявлена в современной стpyктype здания: в кладке первого этажа обнаружены кирпичи с клеймом «ШИ», используемые в строительстве середины XVIII в. На основание зондажей можно также сделать вывод о разновременности возникновения свода и западной наружной стены. Возможно, эта стена является частью более ранней утраченной пристройки. Плоскость стены, в настоящее время обращенная во внутрь помещения, вероятно, первоначально была фасадной. Первоначальный входной проем, вероятно, располагается в северной стене, где находится большая распалубка.

Позже дом переходит к «сильному и видному суконному торговцу» Ивану Васильевичу Четверикову. На плане 1845г. каменный объём имеет более вытянутую форму за счёт пристройки с южной стороны. Здание обозначено как 2-х этажное с деревянным мезонином. В результате устройства зондажей на внутренней продольной стене обнаружены заложенные оконные и дверные проемы, что свидетельствует о том, что эта стена первоначально была стеной дворового фасада. В ее кладке обнаружен кирпич с маркой «МК» (1820-е гг.). Таким образом, основная планировочная структура и композиция главного фасада дома складывается в начале XIX в. Очевидно, при надстройке здания возникает парадная анфилада из трех помещений. После пристройки к восточному фасаду 2-х этажного объёма (в 1863г.), анфилада дополняется еще двумя помещениями. Усадьба переходит к купцу Н.О. Сушкину, почётному тульскому Гражданину, с 1868 года — агенту московского комитета о просящих милостыню. В это же время фасады и интерьеры здания получают декоративное убранство, частично уцелевшие до настоящего времени. Стоит отметить, что в начале 1990-х на лепнине парадных залов ещё были видны остатки позолоты, а на своде палаты первого этажа  сохранялись остатки росписей — круглая розетка с растительным орнаментом в центре свода (нижнее фото). А в прилегающей к ней юго-западной угловой комнате сохранялся потолок, затянутый холстом, на котором читался довольно грубый орнамент, нарисованный коричнево-зелёной масляной краской (условно обозначен на приведённом выше обмерном чертеже 1980-х) — яркое свидетельство нехитрых вкусов замоскворецкого купечества предреволюционной поры.

На основание произведенных научно-исследовательских работ и натурных обмеров здания бьл разработан проект реставрации (1987 г., МОСПРОЕКТ-2, Маст. №13). Проектом предусматривалось воссоздание исторического облика здания на период 60-70гг. ХIХв., т.к. этому периоду отвечают существующая в настоящий момент планировочная структура, декоративная обработка фасадов и убранство интерьеров. Наряду с этим в общей структуре дома вычленяется первоначальный объём палаты 1772 г.

Инженерные мероприятия.

Согласно проекту противоаварийных мероприятий (Инж. Т.В. Бухарркина ГИП АПРМ-13), в июне 2003 года были разобраны все деревянные перекрытия в доме. Но далее события обернулись новым испытанием для многострадального дома: заказчик в лице директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессора Л.М. Рошаля, задумал на месте дома построить подземную двухуровневую парковку, с последующим «воссозданием» особняка. Основным аргументом служило тяжелое состояние дома, по существу, памятника-руины. Многочисленные делегации из различных чиновников выражали своё недоумение, ведь перед их глазами находилась совершенная развалина, в которую предлагалось вложить немало средств города. (Вспомним, сколько достойных памятников Москвы поглотило безжалостное время перемен — исторический город, по сути, остаётся заложником чиновничества).

За сохранение дома помогала бороться немногочисленная общественность (в средствах информации появлялись сообщения о критическом положении памятника федерального значения). Результат пятимесячной борьбы с чиновниками был определён выездным совместным заседанием Ответственных представителей Москомнаследия и Министерства культуры РФ.

В конце сентябре начались ранее запланированные мероприятия по раскопке и усилению фундаментов дома. К сожалению, ГИПом на памятнике был инженер Мастерской № 5, не реставратор, что привело к значительным огрехам в проектировании и реставрации. Вместо деревянных исторических балок поначалу были запроектированы металлические балки высотой до 45 см, что уменьшило бы высоту второго этажа и сделало бы невозможным восстановление исторических карнизов. Усилиями Главного инженера АПРМ -13 Б.Н.Крашенинникова и технического заказчика ЗАО «ИНВЕСТРОЙ» удалось изменить инженерный раздел и возвести железобетонные перекрытия высотой не более 15 см. Но основным следствием непривлечения инженера-реставратора стало то, что каменная кладка не была усилена, не выполнен проект инъектирования стен. Одновременно на прилегающем участке (на месте поуснесённого дома 18 века) строился шестиэтажный хирургический корпус с четырьмя подземными этажами и вертолетной площадкой на крыше. Забивание 26-метровых свай происходило в пяти метрах от южного фасада усадебного дома. В следствие этого на всех внешних стенах реставрируемого дома появились микротрещины.

Архитектурный декор

По чертежам АПРМ №213 реставрационной фирмой «Туран`реставрация» были качественно выполнены четыре гипсовые капители, наличники окон, базы пилястр, лепные фасадные кронштейны, сандрики, а также многочисленные пояски. Особенно удачно выполнен венчающий карниз в виде монолитного пояса из искусственного монолита (этот пояс способен, в какой-то мере, предохранить раскол прямоугольного в плане здания — вспомним о котловане хирургического корпуса).

Благодаря профессиональным действиям реставраторов-каменщиков, работавших зимой на орозе, удалось в полном объёме отреставрировать кирпичную кладку как внешних так и внутренних стен. Вычинено около 70% разрушенного влагой цоколя, вокруг дома устроен приямок полуметровой глубины. Из кирпича выполнен несохранившийся деревянный мезонин. Полностью восстановлена историческая планировка дома.  Поскольку проектом приспособления занималась реставрационная фирма АПРМ -13, при восстановлении печей удалось использовать вентканалы старинного дома и использовать их для принудительной вентиляции. Это дало возможность восстановить лепные карнизы на прежних местах, сохранив пропорции комнат. Декор восстановлен по натурным фрагментам и обмерам 1980-х. По аналогам выполнены лишь дверные полотна, козырьки над входными дверями и ограда усадьбы. Особой гордостью реставраторов является сохранённое старое дерево, растущее у главного фасада дома Сушкина.

А в одной из комнат второго этажа спасённого памятника ныне находится собственный кабинет профессора Рошаля.

15 комментариев

Великолепно, что у этого дома счастливая судьба. Это даёт надежду на то, что и другие дома получат хороший уход.
А что за полуснесенный дом 18 века - его таки снесли до конца или там осталась часть строения в составе новодела?
отрезана ровно половина, поперёк сводов - оставшаяся выходит на Полянку, дом 22
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Все же справедливости ради надо бы сказать, что под расширение клиники доктора Рошаля на Полянке "пожертвовали" целым рядом зданий 18-19 вв., да и этот дом "вытащили с того света". Только вот компенсирует ли это понесенные утраты в исторической застройке ? И стоило развивать весьма нужное медицинское учреждение в условиях плотной и ценной исторической застройки центра Замоскворечья? Это самое густонаселенное место в Москве ? Там самые удобные пути подъезда ? Большая озеленёная территория? Хорошая экология ? Нет, нет и нет. Значит - что остается ? Пресловутая престижность места + личные амбиции руководства.
увы, реставраторов об этом не спрашивали..
В статье похвалили труд рестовраторов по конкретному объекту, думается, это правильно. А совершенно отдельную статью нужно писать о том, что в массовом уничтожении наших памятников виноваты все - а не только чиновники и бизнесмены, как это принято представлять.
рестАвраторов :)
Еще раз повторяю, как юрист, вы должны влиять на принятие законов о реставрации, о штрафах и т. д. В сегодняшнем бардаке законов вы не исправите ситуацию. Если вы, члены "Архнадзора", действительно болеете душой за сохранение памятников, не распыляйтесь! НЕ ПИАРЬТЕ СЕБЯ, А БЕЙТЕ ПО КРУПНОМУ!
Сергей, подскажите как юрист, как это сделать.
Когда я вижу, что в нынешних условиях находятся люди готовые вкладывать деньги в реставрацию здания, а не в создание нелепой копии, просыпается надежда, что этот город еще не до конца потерян, и может вот люди одумаются и начнут сохранять то, что имеют. Из последнего, что радовало: реставрации флигеля усадьбы “Покровское” (Попов проезд, д. 2 стр. 1 http://wikimapia.org/p/00/00/61/32/01_big.jpg ). Довольно часто проезжаю мимо, дом долгое время на вид был в аварийном состоянии, кода известная компания Интеко задумала рядом стройку, решил, что все, конец, однако отреставрировали, и, на мой непрофессиональный взгляд, довольно качественно. Также порадовало то, что в сохранившейся стороне Рогожской-Ямской слободы по ул. Сергия Радонежского, после варварского сноса городской усадьбы Тарасова, наконец происходят сдвиги к лучшему, отреставрирован дом 13 (http://www.taganka.ru/upload/iblock/4c1/%20e%2013.jpg) ; реставрируется городская усадьба Лепехиных (Андроньевский пр. д.4 http://www.giprovuz- a.ru/portfolio/projects/andronievskaya.html ), которая, как я думал, уже приговорена к сносу. Пусть так называемая “реконструкция” по-прежнему правит бал, тем не менее появляется какая-то надежда на светлое (хоть и такое далекое) будущее. П.С. Также очень пугает псевдо реставрация, когда более или менее сохранный памятник не сносят, но уродуют, уничтожая и искажая поддающиеся реставрации подлинные части. Примеров много, но из самого последнего, что ярко запомнилось - усадьба Гончарова на Яузской ул. и всем известное Царицино.
сколько же домов замечательных,первые этажи которых относились к 17 веку, были уничтожены...
Замечательно, что не дали окончательно исчезнуть прекрасному дому. Но хотела бы высказать мнение с совершенно другой стороны. Представьте, что почувствовал бы хозяин (или его наследники) увидев, что стало с их домом...Представили? Тогда вы должны понять мои чувства. Я потомок Сушкина. Александра Сушкина. Я не против, что все возвращают к жизни, но я против того, что это делвт ЧУЖИЕ дому люди. На основании чего они считают это здание своим? На основании того, что когда-то в революцию его просто взяли о отобрали? Представьте, что у вас прямо сейчас отбирают дом и выбрасывают на улицу, как сделали с моей семьей. Когда забрали все, что было честно заработано. Да, в нашей стране умеют замечательно замалчивать историю, грабить и отбирать.
Это уж не к нам вопрос... Мы можем только ещё раз поблагодарить тех, кто помог дому выжить - они его, слава Богу, ни у кого не отбирали.
Хочу поблагодарить реставраторов, строителей, и всех кто принял участие в возрождении этого дома. Этот дом для меня не только памятник архитектуры, но и дом моего детства. В этом доме я провела чудесные детские годы. И очень хорошо помню этот дом. Высокие потолки с лепниной, необыкновенно красывый чугунный камин на мезонине, входная мраморная лесница. Очень бы хотелость посмотреть как теперь воссоздали внутренние комнаты дома. К сожалению мне не разрешили войти во внутрь. А очень хочется ещё раз окунуться в атмосферу дома твоего детства. И ещё хочу добавить. Вокруг этого дома был прекрасный дворик, засажанный цветами и акацией. Очень жалко, что теперь там везде один асфальт и только одна осталось лиственица, которая наверняка помнит всех жителей этого чудесного дома. И конечно последних хозяев этого дома - Сушкиных. Замечательных, настоящих русских интелегентов с которыми моей семье посчастливилось жить рядом.
Здравствуйте Александра. В этом доме с конца 1918 до начала 1980-х жили родственники. В сохранившихся письмах времен ВОВ часто упоминается Н.С.Сушкина. Возможно это ваша родственница? Вы могли бы мне написать на почту [email protected] Во время войны большинство жильцов были эвакуированы из Москвы. И связь могли поддерживать только через Н.С.Сушкину. Она же и присматривала за оставленными вещами. Инициалы к сожалению не раскрываются и не известно полное имя отчество этой женщины. С уважением, Валерий Николаевич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *