Беспрецедентные сносы в Немецкой слободе

Ответственность за них несут правительство Москвы, концерн «МонАрх» и МГТУ имени Баумана

Расследование Архнадзора

1.

Как мы неоднократно сообщали, 1-5 марта 2021 года в Бригадирском переулке, 12 снесено здание бывшего Училища имени принца Петра Ольденбургского с церковью Александра Невского. Дворовый корпус этого здания (Бригадирский переулок, 12, стр. 1) скрытно снесен ранее.

Параллельно 4-5 марта начался снос цейхгауза (арсенала) бывших Фанагорийских казарм в Бригадирском переулке, 15. К концу недели отрезок переулка между Бауманской (бывшей Немецкой) и 2-й Бауманской улицами, в самом центре Немецкой слободы, превращен в руины.
Снесенные здания не имели статуса памятника, но защищались объединенной охранной зоной соседних памятников, охватывающей основную территорию Немецкой слободы.

Согласно Федеральному закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…», в охранной зоне «устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». Снос исторических зданий не является регенерацией утраченного.

Решения о сносе должны быть обоснованы, но для начала они должны просто быть. Между тем за все время сноса ни на месте, ни в публичном пространстве, ни градозащитникам, ни депутатам Мосгордумы, ни офицерам полиции не были показаны разрешения на снос. Поэтому полиция дважды останавливала работы, которые, однако продолжались после ее уходов.

Информационные щиты на площадках отсутствовали, за исключением вымпелов концерна «МонАрх», производящего снос. На утро 9 марта ни один департамент правительства Москвы не выпустил пресс-релиз, ни один чиновник не дал комментарий.

Происходящее неотвязно напоминает теракт, цель которого неясна и за который никто не берет на себя ответственность.

Лишь генеральный директор группы компаний «МонАрх» Сергей Амбарцумян прокомментировал падение сносимых конструкций цейхгауза на уличную парковку, случившееся 5 марта и повредившее не менее трех легковых автомобилей: «Пусть те, кто жалуется, ищут, идеально ли все у них».

Вероятно, крупнейшего строительного магната России нужно понимать в том смысле, что люди, у которых пол не метен или кошки не кормлены, должны смиряться с угрозой своей жизни, здоровью и имуществу, когда паркуются напротив желтых экскаваторов «МонАрха». Это объясняет решимость, с которой днем ранее, 4 марта, «МонАрх» завершал снос уличного фасада Училища принца Ольденбургского. Если утром экскаватор остановился на несколько часов, когда градозащитники встали в цепь под сетчатым ограждением стройки, то днем он продолжил работу уже не глядя на столь досадное препятствие. Как и на возобновление пешеходного движения в переулке.

Судя по приведенному выше комментарию г-на Амбарцумяна, он мог принять решение, обозревая стройку дистанционно, с видеокамер. Возможно, его сотрудники наблюдали снос фасада от угла Бригадирского переулка с Бауманской улицей.

Не получив никаких разъяснений, мы предприняли собственное расследование.

2.

Еще 1 марта нам стало известно, что снос осуществляется в интересах МГТУ имени Баумана, на главной территории которого находится и строительный штаб «МонАрха». Ректор университета Анатолий Александров не вышел на связь ни с нами, ни с депутатами, ни с прессой, тем самым косвенно подтвердив причастность к происходящему.

3 марта, накануне полного сноса училища, нам стал известен архитектурный проект развития МГТУ, выполненный «Творческим производственным объединением «Pride»».

Неважно, на какой стадии согласований находится этот или иной вариант проекта. Важно, что техническое задание, выданное проектировщикам, охватывает сносимые здания без их сохранения: на месте Училища принца Ольденбургского и цейхгауза Фанагорийских казарм показан хайтек, предназначенный для подразделений МГТУ. Надо ли говорить, что эти картинки не имеют никакого отношения к «регенерации исторической среды» в охранной зоне.

4 марта, в день окончательного сноса Училища принца Ольденбургского, мы узнали, что к его организации причастен Департамент строительства Москвы.

Это казалось странным по двум причинам. Во-первых, МГТУ – федеральный университет, его основные постройки относятся к федеральному имуществу. Во-вторых, оба сноса велись во владениях бывшего военного городка № 45, известного в недавнем прошлом как Академия химической защиты имени маршала Тимошенко. В 2006 году Академия выведена из Москвы, однако ее основная территория, Фанагорийские казармы, объект Красной книги Архнадзора, оставалась в распоряжении военных и в федеральной собственности.

Вторая странность разъяснилась, когда мы получили выписку Росреестра о переходе Фанагорийских казарм в собственность «субъекта федерации», то есть Москвы.

Разъяснился и свежий приказ Мосгорнаследия об утверждении границ территории Фанагорийских казарм, то есть о ее сокращении. Территория сокращена до периметра двора главного здания-памятника. Цейхгауз и другие постройки, не входившие в состав памятника, выведены теперь и за границы его территории, то есть особого правового режима, что облегчает снос.

Приказ подписан – внимание! — 2 марта 2021 года, а уже 4 марта начался снос цейхгауза.

Закон гласит, что изменение границ памятников «осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных исследований». Хотелось бы на них взглянуть.

Снос на сопредельной с памятником территории также подлежит юрисдикции Мосгорнаследия; проект сносных работ подвергается публичной историко-культурной экспертизе. (Именно поэтому, как теперь понятно, Архнадзор получил отказ по заявке на госохрану Общежития Императорского высшего технического училища в Бригадирском переулке, 14: его участок граничит с участком только что снесенного Училища принца Ольденбургского.)

Но до тонкостей ли департаменту сегодня, когда такая спешка. И даже если мы дождемся пресс-релиза о незаконности сноса цейхгауза без экспертизы; даже если дождемся возбуждения административного производства, штраф в каких-нибудь 200 тысяч уже заложен в бюджет стройки.

В тот же день, 2 марта, вышел приказ Мосгорнаследия о сокращении территории другого памятника федерального значения – Слободского дворца. Это главное здание МГТУ, к югу от которого предусмотрены и уже идут сносы и новое строительство.

3.

Оставалось понять, почему федеральный вуз «развивается» на муниципальной земле.

Ответ нашелся в «Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы», утвержденной постановлением правительства города 3 ноября минувшего 2020 года. На странице 325, в графе 1609, значатся 25 миллиардов рублей на строительство «учебных корпусов и административных зданий с адресным ориентиром: пересечение 2-й Бауманской ул. и Бригадирского пер. …»

Ориентир дословно соответствует адресу в альбоме архитектурной концепции развития МГТУ. Приблизительность адреса связана, вероятно, с тем, что миллиарды выделены раньше, чем бывший военный городок был оформлен в собственность Москвы.

Итак, правительство столицы взяло МГТУ на бюджетный буксир. Москва строит ему новый кампус на городской земле и сама распоряжается сносами.

В этой ситуации ректорат будет либо возглашать тосты, либо помалкивать, а если и настаивать на соблюдении законности, то кулуарно, рискуя получить ответ на непечатном языке стройкомплекса. Что не снимает с университета как минимум моральную ответственность за проектирование сносов и нового строительства в охранной зоне.

4.

Но есть еще один виновник происходящего. 20 января нынешнего года Департамент строительства Москвы (в лице своей «дочки», АНО «Развитие спортивных и инфраструктурных объектов») разыграл конкурс на «проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы» по уже известному нам адресному «ориентиру». То есть на освоение 14 с «копейками» миллиардов из 25, выделенных МГТУ «Адресной инвестиционной программой». Конкурс не состоялся по причине подачи единственной заявки; но именно с единственным заявителем и был заключен договор. Это концерн «МонАрх» Сергея Амбарцумяна.

Тот, кого мы принимали за отмороженного подрядчика, приславшего на стройку пару желтых экскаваторов, оказался проектировщиком и застройщиком нового университетского кампуса, главным выгодополучателем всей комбинации.

Доверенное лицо Сергея Собянина на выборах, бывший замглавы стройкомплекса в администрации Юрия Лужкова, «золото партии».

Как говаривал Шерлок Холмс, «за такой куш любой может начать рискованную игру».

PS. В конце минувшего года координатор Архнадзора Константин Михайлов рассказывал президенту страны о беззаконии, царящем в охранных зонах Москвы. Президент обещал поговорить с мэром, а позже дал поручение генеральному прокурору разобраться. Вероятно, Сергей Собянин решил подкинуть прокурору новых фактов. Мы, со своей стороны, направим Игорю Краснову материалы этого расследования.

9 комментариев

Мэры приходят и уходят, а строительная мафия бессмертна! Смычка чиновников с алчным бизнесом - прямая угроза историческому наследию.
А какова реакция жителей властей и жителей Ольденбурга на снос? Если бы у них снесли училище принца Московского, -реакция была бы незамедлительной.
Между тем город, по-немецки называемый Ольденбургом — это славянский Старград, один из основных городов ободритов.
Разрушения сравнимы с разрушениями в Нагорном Карабахе. Такая же жуткая картина. В центре Москвы.
Только что была там. И сейчас активно продолжаеют сносить! . Буквально завтра планируется снос ещё одного памятника архитектуры по адресу 2я Бауманская 10. Это хим лаборатории императорского технического училища Арх. Кекушев.!!! Жители района собираю подписи против этих массовых сносов исторической среды. Хотя вокруг есть много действительно диссонирующей панельной застройки 70-х годов. Ее снос не вызывал бы такую волну возмущения!
очень нелогично, что правительство Германии никак не реагирует.
Какое правительство германии, [censored]. "училище принца ольденбуржского" это начальная школа открытая 1879 году, в перестроенном здании, ни к германии ни к ольденбургу ни к царской фамилии оно отношения не имело. Здание сгорело в пожаре 1812 года и было перестроено на деньги "Московского Дамского общества попечительства о бедных". Для нужд академии Химической защиты было полностью перестроено с заменой перекрытий, там где находилась часовня, над которой все так трясутся был сделан лестничный пролет, то же самое и с "цейгхаузом" он был полностью перестроен в 50-х.
admin: Германия конечно ни при чем, остальное в комментарии Ивана - оправдание сноса
Марина Анатольевна больше года назад   Изменить
Я училась в Мвту им. Н. Э. Баумана с 1976-1982 го затем работала в ЦНИИчермет... Давно не была в этих местах... Сегодня проезжала мимо и... реально не сошла с ума от увиденного что сотворили на территории самого МВТУ и академии химзащиты. Варвары! Негодяи! Собянину плевать на исторические места Москвы! Он их не знал и не помнит! А вот что мы допустили это...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *