Виктор Гюго: юбилей градозащитника


Иван Борисов

26 февраля 2022 года исполняется 220 лет со дня рождения Виктора Гюго. Неожиданная дата для Архнадзора, подумаете вы. И напрасно. Сегодня мы отмечаем юбилей… французского градозащитника.

Как писал литературовед Наум Берковский, «Виктор Гюго был не только плодовит, но и чрезвычайно разнообразен в своем творчестве. <…> для французов это прежде всего поэт. И только во-вторых — драматург. И только в-третьих — романист. У нас порядок обратный». К этому перечню званий следует прибавить Гюго-публициста и… да-да, градозащитника. Предводитель французского романтизма не только пробудил всеобщий интерес к средневековой архитектуре и тем самым спас от реконструкции Собор Парижской Богоматери, но и непосредственно участвовал в защите памятников древности. Об этом не самом известном амплуа юбиляра — наш рассказ-поздравление.

Современный облик Парижа во многом сложился во второй половине XIX века. Реконструкция столицы, инициированная Наполеоном III и энергично проведенная бароном Жоржем Османом, кардинально изменила структуру города. Средневековому Парижу, описанному в романе «Собор Парижской Богоматери», пришел на смену узнаваемый и любимый многими город бульваров, проспектов и площадей.

«Османизация Парижа» уничтожила целые исторические районы, однако строительные работы невольно поспособствовали и ценнейшим археологическим открытиям. Так, в 1869 году в результате прорубания улицы Монж археолог и спасатель французских древностей Теодор Вакер обнаружил стены римского амфитеатра – Арен Лютеции. О существовании в Париже остатков римских арен было известно исключительно из письменных источников. Уже в Средние века арены были заброшены, стены разобраны для строительства зданий и городских укреплений, а позднее и руины памятника оказались под слоями земли. К XIX веку местоположение римского амфитеатра изгладилось из памяти парижан.

Открытие Вакера вызвало живейший интерес среди археологов и историков. Руины арен наглядно связывали историю Парижа с его предшественником – галло-романским поселением Лютецией. Амфитеатр был построен во II веке нашей эры, вмещал 15000 зрителей и во времена Римской империи служил ареной для гладиаторских боев, травли животных и других зрелищ.

Jean Camille Formigé (1845-1926). "Les arènes de Lutèce. Reconstitutions". Plume, lavis. Paris, musée Carnavalet.

Радость открытия была, однако, омрачена тем, что найденный фрагмент памятника оказывался в зоне застройки. Фирма «Compagnie générale des omnibus», державшая монополию на пассажирский транспорт в Париже, намеревалась построить на этом месте депо для омнибусов с конюшнями и кормовыми складами. В надежде спасти памятник Общество нумизматики и археологии Парижа обратилось к властям города с просьбой выкупить землю и придать руинам охранный статус.

Предложение потратить значительную сумму денег на покупку древних камней не встретило энтузиазма в городском совете, и вопрос о ценности археологических находок был переадресован Комиссии по памятникам истории. Несмотря на то, что среди членов комиссии были известные археологи, реставраторы и такие исследователи архитектуры, как Эжен Виолле-ле-Дюк, вердикт экспертов был неутешителен: «Комиссия считает, что сохранение фрагментов арен, обнаруженных возле улицы Монж, представляет определенный интерес с точки зрения истории Парижа, но что с художественной точки зрения, значимость этих остатков не оправдает тех значительных жертв во стороны государства, которых потребовало бы это сохранение».

Заключение комиссии вызвало волну возмущения, но кампания в защиту памятника, возглавленная Обществом нумизматики и археологии и возникшим вскоре Обществом друзей арен, не привела к успеху: в 1870 году доступ к руинам был закрыт и часть древних стен похоронена под зданием депо. В этом же году разразилась франко-прусская война, приведшая к низложению Наполеона III и учреждению Третьей республики. Более десяти лет спустя, в 1883 году, под застройку была расчищена вторая часть арен, но на этот раз республиканские власти учли ошибки своих предшественников и оказались более восприимчивы к общественному мнению: арены наконец получили охранный статус. Решающую роль в защите памятника сыграло письмо Виктора Гюго, адресованное председателю городского совета. Вот текст этого послания:

«Господин председатель городского совета,

Невозможно, чтобы Париж, город будущего, отказался от живого свидетельства того, что он был и городом прошлого. Прошлое несет в себе будущее.
Арены – это примета великого города античности. Это уникальный памятник. Городской совет, который их разрушит, в некотором смысле разрушит самого себя.
Сохраните Арены Лютеции. Сохраните их во что бы то ни стало. Вы сделаете полезное дело и, что еще лучше, подадите хороший пример.

Виктор Гюго
27 июля 1883 года».

Со времени описываемых событий прошло почти 140 лет. Спасение Арен Лютеции стало одной из важных вех в истории градозащиты. В 1885 году – на последнем году жизни Виктора Гюго — было основано Общество друзей парижских памятников, которое спасло от сноса многие исторические здания и значительно повлияло на формирование представлений о ценности культурного наследия. Арены Лютеции в начале XX века были отреставрированы и теперь входят во все путеводители по городу как один из древнейших памятников Парижа, а гостиницы на улице Монж предлагают туристам номера с видом на достопримечательность.

Слова же Виктора Гюго о городе будущего, который не должен отказываться «от живого свидетельства того, что он был и городом прошлого», актуальны и по сей день.

1 комментарий

Хорошо бы и московским властям помнить слова писателя. Пока же они действуют наоборот, сознательно уничтожая археологию ради сиюминутных сомнительных проектов. Фонтан на Биржевой площади вместо раскрытия храма XVI в., апартаменты на месте снесенных Теплых торговых рядов вместо раскрытия построек Певческой улицы и много других примеров...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *