Просто Москва

IMG_9255

Наталья Самовер

6-й Ростовский переулок, 12 сентября. Обычный московский двор. Несколько десятков деревьев, дорожки, гаражи, детская площадка, голубятня… Впрочем, обычный ли? Много ли осталось в Москве таких дворов — обжитых, уютных и насыщенных памятью места? 150-летний дуб еще помнит тихую, малоэтажную, провинциальную окраину, по сути слободу, обращенную к Благовещенской церкви — остатку средневекового подворья Ростовских архиепископов. Голубятня, еще полвека назад — обычный атрибут московских дворов, предмет любви, ревности и постоянного внимания горожан от мальчишек до стариков, от рабочих до университетских профессоров, сегодня — редкость, о которой с гордостью и нежностью рассказывают местные жители.


Когда-то Ростовских переулков было как сказочных братьев – семеро. Словно ручьи по склону стекались они к храму, стоявшему на высокой Мухиной горе над Москвой-рекой. Теперь их осталось четверо – 2-й, 4-й, 6-й и 7-й.

6-й Ростовский переулок из них самый короткий. По правой стороне только три дома. Еще недавно было три. Элегантный, облицованный глазурованной плиткой дом 2, легким изломом следующий изгибу переулка, держит угол с Плющихой. Он построен по проекту Александра Мейснера в 1914 году . Заявлен к постановке на охрану. Следом дом 4а – редкий образец «кооперативного» дома эпохи конструктивизма середины 1920-х годов. Выселен, обречен на снос. И наконец дом 6 – расположенный торцом к переулку скромный доходный дом начала ХХ века с фасадом в кирпичном стиле. Практически полностью снесен две недели назад. Амбициозные планы новой застройки на месте владений 4 и 6 временно отложены, но могут возродиться в любой момент. Город уже готовит площадку для грядущего инвестора, расчищая территорию от исторической застройки.

Дом 6 пал жертвой пресловутого распоряжения Правительства Москвы № 1457-рп «О сносе освобожденных домов и строений на территории города Москвы в 2010 году». Текст этого формально несекретного документа оберегается чиновничьим аппаратом получше иной гостайны. К ознакомлению со списком строений, от которых город решил избавиться, не допущены даже депутаты Городской Думы. Говорят, в нем сорок адресов. Сорок зданий, находящихся в собственности города, в животе и смерти которых город властен, вот и присудил им смерть – без всякой с их стороны вины. По видимости эти сносы бесцельны. Уничтожение ради уничтожения. Уничтожение как признание городом неспособности эффективно управлять своим имуществом и, в частности, неспособности привлечь инвестора, готового бережно обращаться с исторической недвижимостью. Ясно, что на пустые участки среди сложившейся застройки инвесторов долго искать не придется — сами прибегут, а уж собственный запрет на точечную застройку мэрия как-нибудь преодолеет…

Был дом (Ростовский пер.)

Атака экскаваторов фирмы «Сатори» (единственного привилегированного исполнителя городского заказа на снос по 1457-му распоряжению) на шестой дом захлебнулась в канун Дня города. После праздника разрушители ушли, забрав свою технику и оставив поле себя руины, напоминающие последствия бомбежки. Городская прокуратура тем временем разбирается, может ли считаться законным исполнение незаконно засекреченного распоряжения.

Сейчас во дворе на 6-м Ростовском спокойно, но угроза нависла над домом 4а, пока не тронутым разрушением, не считая открытого дождям люка на крыше. Еще в 2006 году он был приговорен к сносу рабочей группой «несносной» комиссии, «учитывая отсутствие историко-архитектурной ценности и неудовлетворительное техническое состояние». С тех пор дом покинут людьми, но в ожидании казни держится молодцом; он крепок, подтянут и опрятен как будто еще надеется, что у людей откроются глаза, они увидят, какой он на самом деле, и одумаются, и помилуют. В стенах – ни единой трещинки, крыша цела, стильная конструктивистская столярка в окнах, необычная мансарда, высокие печные трубы… Что-то непривычное как иностранный акцент – прибалтийский или немецкий – во внешнем облике этого дома невольно притягивает к нему взор.

Это один из четырех последних сохранившихся домов такого типа, плод неудачного эксперимента по созданию нового, обобществленного быта и немногим более успешного опыта применения нестандартных строительных технологий. Кирпичные опорные столбы, металлические несущие балки, деревянное заполнение стен – этот дом никогда не был особенно удобным для жизни, но в оригинальности и запоминающемся образе ему нельзя отказать. В этом районе он один такой. На наш взгляд, этого достаточно для того, чтобы дом 4а по 6-му Ростовскому переулку, даже не будучи памятником архитектуры, мог претендовать на уважение и сохранение в качестве ценного объекта исторической городской среды. Но инвестор, глядя на этот веселый, моложавый дом, видит только одно – драгоценный участок земли под ним. Таким же холодным и ясным взором глядят иные внуки на бабушку, прикидывая, как бы извести старушку, чтобы завладеть ее жилплощадью. Оригинальный выход был найден: квартиры в пустом доме 4а оформлены на частных лиц, которые в один прекрасный момент, создав ТСЖ, примут решение о сносе здания и привлечении инвестора для строительства на его месте чего-то такого, что сполна вознаградит этого самого инвестора за годы, проведенные в ожидании подходящего момента.

Именно поэтому мы решили провести нашу акцию «Адрес из прошлого» рядом с домом 4а, чтобы успеть привлечь к нему внимание до того, как будет поздно. Странный, редкий, особенный дом из 20-х годов еще жив и совершенно цел. Аннушка еще не разлила масло. Ход событий еще можно повернуть вспять. Сделать это могут городские власти, если явят инвесторам – не только в 6-м Ростовском, но и по всему городу — политическую волю и дадут понять, что нормой обращения с рядовой исторической застройкой, не огражденной никакими охранными статусами, должно стать ее сохранение и приспособление к современному использованию. Такова цивилизованная норма обращения с историческим городом. 

Судьба домов в 6-м Ростовском переулке типична для рядовой исторической застройки Москвы. Но если на других улицах утрата одного-двух старых зданий не вызывает катастрофических последствий, то здесь потеря домов 6 и 4а оборачивается фактически потерей целого исторического переулка. Был 6-й Ростовский — и не станет его. Останется одно имя, но что называть этим именем, когда лицо потеряно?

Это не старые дома сносят, это Москву зачищают от истории. Мы не устаем говорить о том, что историческая память – это культура. Но историческая память это еще и совесть. Это чувство ответственности сегодняшних жителей и руководителей города перед теми, кто создал город, которым они сейчас пользуются как месторождением полезных ископаемых. Это чувство ответственности сына перед отцом, внука перед дедом. И еще отца перед будущим сыном, деда перед чаемым внуком.  

12 сентября 2010 года «Архнадзор» совместно с фотоателье «Ретрообраз» пригласил москвичей своими глазами посмотреть на 6-й Ростовский переулок, увидеть руины дома 6, познакомиться с домом 4а, узнать его биографию – негромкую, не украшенную именами известных людей, не связанную ни с какими событиями государственной важности. Биографию простого московского дома.

Воспоминания этого дома подобны семейным воспоминаниям большинства из нас. Мы – простые москвичи, потомки простых москвичей. Мы, рожденные и живущие в домах, полных памяти о людях, чьи имена что-то значат только для тех, кто связан с ними узами родства. О людях, которые создали Москву и населили ее каменную плоть своими живыми душами. Эти дома сегодня беззащитны, но они заслужили, чтобы мы защитили их. Они – наше прошлое, наша семья, наша Родина. Защищая их, мы защищаем себя.

P.S. Огромная благодарность фотоателье «Ретрообраз» — лично Анастасии Аладжаловой и ее чудесным девушкам-моделям, воссоздавшим на ретро-гулянии атмосферу 20-х годов, а также Денису Ромодину (проект «Соварх») и Николаю Васильеву (проект «Москонструкт») за живой, увлекательный рассказ о быте и культуре той поры и за ценнейшие консультации. И, конечно, волонтерам «Архнадзора» — живым двигателям всех наших акций.
Особые слова – о жителях окрестных домов, симпатичных, неравнодушных, активных и знакомых с историей своего района людях. Москва, пока у тебя есть такие москвичи, ты не пропадешь!

Фотографии Натальи Самовер, Дмитрий Борко, raulart.livejournal.com, lunteg.livejournal.com.

6 комментариев

Очень хочется вам помочь и словом и делом.Зачиталась я статьями вашими сегодня.... и душа разболелась...Ведь это не только в Москве у вас творится такое. По всей Росии-Матушке, да еще на перегонки! и не просто здания сносят! Души наши, корни, стирают, чтоб мы жили только сегодняшним днем,были только мгновением озабочены, стали одноразовыми людьми... Такими легче управлять, поэтому и хотят люди "покомфортней" хатенки приобрести, чтоб вроде "жить", а на самом деле не живут, а подживают, так, между делом, от навязанного взгляда, до другого навязанного взгляда. Человек, который должен решать жить дому или нет, ничего о доме толком не знает, кроме адреса.Почему? Где план застройки, разработанный компетентными людьми, где план развития или реконструкции? я в своеу работе иногда с таким БРЕДОМ!!! сталкиваюсь! (о наболевшем)В нашем небольшом городке (периферия России) в проектной организации разработкой генпланов занимаются МАРКШЕЙДЕР И УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ!!!! я со своим архитектурным образованием и (в связи с этим) неуместными замечаниями по планировке была нежеланным начальству субъектом.(сейчас пока бой стих-я ушла в декрет). Не все на своих местах... и с этим надо что-то срочно делать!!!!!!
Настоящая Москва сейчас на окраинах - и дворы, и голубятни.
UPD. Историческая память, которая только в головах и на бумаге в виде фактов и фамилий, имхо, это просто мёртвый список. Нет у города памяти, образ мыслей, уклад жизни - совсем другой. Вот, например, в любом подмосковном лесу к северу - снимите аккуратно слой подстилки - и увидите шестигранники из трещин. Ну, а тундры-то поди нету давно.
Помогите! Комплекс жилых домов, расположенных по адресу: ул. Русаковская. 7, строения 1,2,3, являлся выявленным объектом культурного наследия «Жилые дома («показательные жилые дома для рабочих» 1925-1930 гг. арх. Б.М. Иофан» (ЭК № 122/66 от 21.05.2001., ЭК № 180 от 20.04.2005.). Как фрагмент градостроительной планировки и застройки города 1920-30-х гг. комплекс отнесен также к объектам культурного наследия в качестве достопримечательного места (решение Экспертной комиссии при Москомнаследии № ЭК 143 от 22.01.2003.) Решением Правительства Москвы от 15.07.2009 №1556-РП принято решение об отказе в принятии зданий под госохрану. По словам представителей Москомнаследия под это место есть инвестиционный контракт..., и вообще просто так памятники из под охраны не выводятся!!! Дома ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ 5 лет назад!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Помогите их спасти
Году в 60-м, когда Александра Архангельского с Борисом Пастернаком мл. ещё не было на свете, а весьма мною уважаемый ещё с известинских публикаций Рустам Рахматуллин, Николай Усков и Наринэ Тютчева -- все участники программы "Тем временем", записаннй в августе и показанной 20 сентября -- даже не планировались, я гонял на дорожном велосипеде (марки ЗиЛ) по набережной Москвы-реки от Восточной улицы до места, где сейчас Белый дом, соревнуясь сам с собой и побивая личные рекорды. Мимо, в частности, чудовищной зарядьевской помойки, где позже воздвиглась гостиница «Россия» со знаменитым концертным залом, симпатичными кинозалами, а потом – удобными и недорогими помещениями, где мы пару раз проводили конференции. Эту самую «Россию» Лужков снёс к чёртовой бабушке -- (одно из самых мерзких его деяний), ничего на этом месте пока не построено – и вот я слышу Рустама Рахматуллина, который жаждет воссоздать там старозарядьевскую структуру проездов. ЗАЧЕМ???!!! ведь мы живём совсем по-другому, нежели москвичи XIX века, и проезды нам нужны совсем другие, и много чего ещё…. Тогда же, в 60-е, я впервые прочитал у Солоухина про абсолютную необходимость сохранения и воссоздания старины – и придумал воссоздание описанной Гоголем миргородской лужи (СССР ещё вовсю существовал, и Украина в него входила …); развития идея не получила, поскольку с публикацией тогда были сложности, а я вдобавок подозревал, что воссоздавать ничего не надо, поскольку оная лужа никуда не исчезала. Впоследствии я понял, что ВОССОЗДАВАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО – это правильный принцип по отношению ко всякой старине. Тем более, не надо по-лужковски сносить -- а потом строить то же самое, только гораздо лучше. И – кстати – «возрождение России» -- вполне идиотский лозунг (хоть его и Ельцин запустил). Потому что Россия никогда не умирала и нуждается не в возрождении, но в развитии. Под наши потребности. Точно так же, как окружающая нас московская среда. (Характерно: американцы не воссоздают разрушенный исламофашистами WTC, хотя как шикарно было бы плюнуть таким образом в мерзкую бенладеновскую харю! -- видимо, их потребности поменялись, даром, что силуэта, который украшает собою столько нью-йоркских фильмов, больше нет, хоть плачь …). И ведь невозможно, на самом деле, -- воссоздать. Даже если в тех же размерах по той же технологии – всё равно это здесь и сейчас, а не столетия назад, так что ты, осторожно трогая камень, как бы соприкасаешься с тем, старым миром, …. -- даром что твоих предков там близко не было, да их бы и не подпустили – близко. И что же, рушить кварталами за-ради нашего удобства?! -- Да вот хрен вам с редькою! напротив, сохранять и поддерживать всё, что можно, приспосабливая к сегодняшним нуждам и приспосабливаясь самим. Однако не поступаясь и здравым смыслом. Невозможно, скажем, сохранять дом только потому, что там кто-то известный с кем-то переспал и что-то из школьной программы произнёс или написал, хватит и памятного знака. Снесённый с Тверской «Интурист» построили при мне, он был мне симпатичен, снесли его, я думаю, зря, построили на его месте нечто тошнотворное – но сохранять его вечно потому, что он активно присутствует в романе детективного классика Дика Фрэнсиса, вряд ли следовало. Как бы ни хотели (возможно, не очень бедные) гости программы «Тем временем» жить усадьбами по-замоскворецки, обслугу на это дело им не потянуть -- в отличие от медутиных за государственный счёт или батуриных за как бы личный. А без обслуги сохранить усадьбы не выйдет, только некоторые, в музейном качестве, может быть, закрыв прозрачным куполом и устроив вентиляцию и поверху дорожные эстакады … Совсем анекдот – плач по силуэтам. Силуэты видит архитектор -- на макете или со специально выбранных точек. Обычный горожанин ощущает ближний порядок: рытвины под ногами и гармонию / дисгармонию соседних зданий, а дальний – как удобство / неудобство передвижения. Мне 20-этажный жилой дом загородил вид из окна на газпромовский небоскрёб на Намёткина, так что же, не надо было строить?! У Лема жителей некоей планеты (они -- в переводе -- именуются индиотами) убивают, перерабатывают в разноцветные диски и выкладывают узорами, которые хорошо смотрятся из ближнего космоса при посадке, красота! На сравнительно новый силуэт Сити тоже смотрят – с площади Гагарина … Ужасно то, что лужковская кодла смотрит на Москву как на коммерческое предприятие, должное (ей) приносить прибыль, что-то вроде WTC или того же Сити. Вот на такой основе никакую старину не сохранить и ничьи человеческие интересы не согласовать. Отсюда и требования снести то ли 20, то ли 7 этажей только что построенного дома на Мосфильмовской (о котором у Вас в программе говорил Анненский; дом, кстати, очень уродлив, -- но нельзя же так откровенно вымогать взятки и абсолютно плевать на человеческий труд…). Если же наш город -- это место, где живут и работают его обитатели, постоянные и временные, и им должно быть комфортно, то согласовать и сохранить – в пределах разумного -- можно очень многое. И вот эту позицию я готов отстаивать в любой, как угодно профессиональной аудитории А я привык и люблю Москву, и старую, и новую. Одно из любимых мест – пруд у Новодевичьего монастыря. А самое симпатичное современное здание – офис Макдональдса в на углу Газетного и Тверской, в скромном чёрном стекле которого отражаются окружающие дома. С большим уважением к деятельности "Архнадзора", москвич со стажем 65 лет …
Московская буржуазия это либо люди не совсем русского происхождения, либо те кто в начале 90х на барахолке китайскием тряпьём торговал. Им ничего не стоит снести старый дом ради огромной уродливой стекло-бетонной коробки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *