Хроника борьбы

Марина Хрусталёва

Вот некоторые интеллектуалы пишут: что-то слишком часто в газетах печатают про «Архнадзор» и в телевизоре все время показывают. Может быть, сквозит между строк, «Архнадзор» отрабатывает заказы на травлю честных деятелей культуры? Или вовсе проплачен рейдерами? А вдруг что похуже?..

Отвечаю — увы. Всю неделю у меня в кармане было 4 рубля. Слава Богу, детей кормят в саду, а в холодильнике с прошлой недели что-то осталось. Потому что половину этой недели, вместо того чтобы писать статьи за деньги или готовить к печати собственные книжки, я прыгала по помойке.
Вот хроника.


В ночь с субботы на воскресенье 14 ноября один из волонтеров АН, круглосуточно, по квадратам (бесплатно!) патрулирующих Москву, прислал сигнал, что возле деревянных строений завода Бари на Автозаводской зачем-то спиливают железные гаражи. На протяжении воскресенья вокруг завода ходили рейдами наши мальчики, а юристы, забросив детей и супругов, рылись в открытых источниках: что это за завод, кому принадлежит, кто уже сломал все производственные корпуса с фермами инженера Шухова и построил офисный центр «Омега-Плаза» с фальшивым ониксом в лобби.

1

В понедельник утром волонтеры сигнализировали, что рабочие, выходящие из «Омеги», снимают жесть с крыши бывшего Заводоуправления: деревянный модерн, 1895 год, бревно (лиственница?), резные наличники и подзоры, один из немногих уцелевших адресов великого Шухова. Домов такого типа в Москве остались единицы, уничтожены за последние годы — десятки.

Через два часа на месте было около 30 волонтеров, 4 телекамеры («Культура», «Вести-Москва», ТВЦ, НТВ), Владимир Федорович Шухов — правнук героя и глава фонда «Башня Шухова». Не было участкового, который отказывался приезжать; инспекции Москомнаследия, которая обещала; и собственника «Омеги», который дезавуировался. Рабочих уже тоже не было — убежали. По всей территории действительно срезали металлические гаражи, якобы во исполнение предписания Москомархитектуры по сносу незаконных строений и благоустройству района. Машин в гаражах почти не было, а чего было — боже мой, Портобелло бы лопнул от зависти!

30

В четыре вечера сюжеты были сняты, штурм «Омеги» с четырьмя камерами и требованием пригласить руководство не дал результатов, камеры разъехались, рабочие выползли и начали швырять в контейнеры резные карнизы. Пятеро волонтеров перелезли через забор и с помощью кратких вежливых рекомендаций убедили рабочих детали дома складывать внутрь и бережно. В течение дня коллеги отправли факсы и прозвонили в управу, префектуру, прокуратуру, Москомнаследие, Москомархитектуру и приемную Ресина. К вечеру вышли первые телесюжеты и статьи в лентах агентств, Ресин дал распоряжение приостановить работы.

Утром во вторник работы продолжились. Крышу не трогали, но выставили оконные рамы, стали что-то выкидывать изнутри. Резное дерево по-прежнему попадало в контейнер. Где-то бродила инспекция Москомнаследия, мы с ними разминулись. Я приехала с камерой ТВ-3, рабочих как ветром сдуло. Зато придуло наконец участкового, который довольно бодро начал оттеснять оператора и ненавязчиво ему угрожать. Услышав от меня, какие свои должностные обязанности он вчера нарушил, куда об этом были отправлены письма и сколько лет ждет собственника по 243-й статье УК, участковый Воробьев стал ласковый и быстро ретировался.

28

Днем во вторник в «Омега-Плазу» приехали юристы АН с инспекцией из управы, префектуры, ОАТИ и Москомнаследия, вызвали представителей собственника и строителей, предписали крышу вернуть на место. Москомнаследие бодро рапортовало об оперативном реагировании на просьбы общественности. Всю комиссию пропустили в дом Заводоуправления, вот что там было:

«Элементы декора с люкарны занесены в дом. Демонтирована крыша почти везде на доме, кроме пристройки. На первом этаже снят пол, ходили по стропилам. Первый этаж: разобрана, так полагаю, вся поздняя планировка. Только конструкции сруба и капитальные внутренние стены стоят. Печей не нашел. Второй этаж: пол цел. На втором этаже окнами на бизнес-центр выходит зала, по размерам почти вся середина второго этажа. На втором этаже стены ободраны до дранки, местами есть лепные профили карнизов. И в зале сохранился с частичной потерей отдельных деталей подлинный потолок! Потолок наборный, даже не из вагонки, а из реек, вся поверхность расчленена на отдельные геометрические фигуры, просто, но богато, не ожидал. Также кое-где отдельные карнизы, тоже деревянные. Достаточно интересные» (отчёт волонтёра Алексея Писаренко).

Этот дом принадлежит «Омега-Плазе», и они его должны приспосабливать к своим функциям. Они, конечно, явно хотят увеличить парковку. Стали петь про надстройку мансарды, но какая мансарда на столетний бревенчатый дом??? Вот кто мешает людям сделать там ретро-кафе для своих же клерков с видом на Москву-реку, Симонов монастырь и Кремль? Или хочется что-то восьмиэтажное, чтобы вид был получше?

В среду волонтеры, умнички, продолжали дежурить. Они вообще герои, Мальчиш-Кибальчиш и Тимур от таких бы не отказались. Удивительные, тонкие, начитанные, упорные. В четверг, рабочие продолжили ковырять крышу. В пятницу — снова инспекция, уже с представителями прокуратуры.

В этой истории на стороне дома участвовало уже около 50 волонтеров АН, 5 телеканалов, сколько-то печатных и интернет-СМИ, наследник Шухов и примкнувшие к нам официальные инстанции. Про инстанции и СМИ ничего не скажу, а вот всем остальным НИКТО и НИКОГДА за это не платил ни копейки, НИКТО НИКОГДА об этом нас не просил, и мы, слава Богу, никому ничего не должны.

P. S. От огромной территории Парозавода Бари остался еще один небольшой участок — 13 соток по ул. Ленинская Слобода, с видом на реку, между бизнес-центром «Омега-Плаза» и клубом «Зона», рядом электростанция в виде романского замка. Участок в аренде до 2052 года, на нем сад и два прекрасных исторических дома конца XIX века: бревенчатый двухэтажный дом для рабочих с коваными балконами и резьбой и конюшня — каменный низ, деревянный верх. У обоих немного повреждены крыши, в остальном абсолютно ремонтопригодны: тысячи примеров современной жизни столетних деревянных домов мы видим в Хельсинки, Таллине, Риге, Томске, Иркутске, да и в Москве есть — в 50 метрах. Кто желает дачу на высоком берегу Москвы-реки или ресторан с номерами — собственник лихорадочно хочет продать это счастье за 54 миллиона рублей. Недорого.

21

P. P. S. Достойно настоящего восхищения, что таких сталкеров, рейнджеров и градоведов сейчас стало много — сотни. И что они живут этим день изо дня. И что совет АН собирается раз в неделю без единого пропуска почти два года. И что ежедневно через нас проходят десятки сигналов по адресам, мы даем десятки комментариев в СМИ, каждый день выходят телесюжеты. Не потому, что мы так активно двигаем себя, а потому, что за шесть лет, с начала работы MAPS и «Москвы, которой нет», мы ухитрились сделать эту тему модной и острой. Шесть лет назад такое нельзя было вообразить. Нас было меньше десятка, газеты о рухляди не писали, о роли мэрии — тоже; мы вызывали не восхищение, но сожаление. Мы многое сдвинули, но конца что-то не видно…

Нам нужна помощь — в виде влиятельных мнений и в виде реальных партнерств в спасении конкретных зданий. Сейчас она начинает приходить. Мы благодарны всем.

11 комментариев

Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Какой интересный кусочек города! Сохранить его особенно важно, потому что это тоже Москва - не Москва боярская, дворянская, усадебная, не Москва интеллигентская, купеческая и мещанская, а Москва индустриальная, инженерная, рабочая. Это память о невероятном взлете инженерной культуры и технологий в столице огромной крестьянской империи на пороге ее гибели. Эти простые беревенчатые дома хранят такую благородную память, что они стоят сотни банальных бизнес-центров, цена которым - пять рублей пучок.
Спасибо вам всем!
Владимир Сергеев больше года назад   Изменить
Одно жаль... завод сам не успел заснять... на моей ведь памяти жив был ещё. Такая улица была...
Марина! простите, что не вполне в тему, но - Вы и все то, что вы делаете прекрасны и достойны!
Нужно подчеркнуть, что цена в 54 миллиона рублей для объявленного лота действительно реально невысокая - это оценка риэлторов, посмотревших предложение. Ествественно, не простой общественник будет это выкупать. Но выкупить можно и нужно. Для этого домам завода Бари нужен не только пригляд и постоянный контроль, но и информационная поддержка. Сергей Брель
"Может быть, сквозит между строк, “Архнадзор” отрабатывает заказы на травлю честных деятелей культуры? Или вовсе проплачен рейдерами? А вдруг что похуже?.." Да потому что гнилые люди судят по себе. Никто из них даже представить себе не может, что люди не то что бесплатно, а даже теряя деньги, теряя рабочее время идут защищать старинную Москву. Которую все любят, но до которой никому дела нет.
житель москвы больше года назад   Изменить
54000000руб- фактически за 13 соток в промзоне- это очень дорого.
Вы делаете Великую работу спасая наш все еще прекрасный город. Выйдет лет через 100 учебник "Москвоведения", и будет там параграф "Спасение исторической застройки города в начале 2000-х". Наверное, "никто, кроме вас"...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Спасибо, Дмитрий, на добром слове, но если никто кроме нас, то в итоге ничего не получится. Героические борцы-одиночки были и до нас. Все знают имя Комеча, но рядом с ним в Москве было и еще несколько специалистов, экспертов высочайшего класса, которые понимали, что творится с городом, и пытались, как могли, этому противостоять. Но без общественной поддержки они были бессильны. Безумно жаль, что "Архнадзор" вышел на арену уже после того, как Алексей Ильич ушел, и что он не увидел перелома в общественных настроениях. Однако организации и проекты, которые легли в основу нашего движения, существовали уже при нем, и он знал об этом. В последние годы жизни он высказывал надежду на молодежь. И сейчас нам удается достигать успеха благодаря тому, что те проблемы, о которых мы говорим, находят понимание у людей, которые сами по себе не являются активистами, не привыкли протестовать и бороться. Люди начинают ощущать эти проблемы как свои, как то, что касается и их. Если такой мирный человек начинает сердиться, власть быстро ощущает это и, если она сколько-нибудь вменяема, делает выводы. У Москвы нет других защитников кроме москвичей. Слава богу, москвичи все больше и больше это осознают. В этом нет политики. Тем более нет экстремизма. Но есть гражданская позиция. Иметь гражданскую позицию - нормально. И не страшно. А сознательному гражданину в городе много где найдется дело. Начиная со своего собственного дома и двора и кончая объектами общегородского значения. Таких людей не обязательно вести куда-то под единым руководством, будь то руководство партии, мэрии или "Архнадзора". Они сами умеют видеть проблемы и сами стремятся их решать. Главное - любите Москву. Вот увидите, какие чудеса делает с людьми любовь. Мы рассчитываем только на таких - любящих - людей. Их сила перевешивает силу равнодушных. Город спасут те, кто умеет видеть и хочет гордиться увиденным, а не ужасаться и стыдиться.
Убедить бы Омегу Плазу, что в этой хате у неё были бы достойнейшие залы и прочие помещения - вот был бы готовый девелопер!
Марина, почитайте сколько собственности купил Лужков на деньги бюджета. Там на всю реставрацию хватит ( курорт в Болгарии...), про отстроенные микрорайоны в Севастополе и Осетии уже не вспоминают. Вот идиот, в президенты хотел за наш счёт. http://www.gzt.ru/topnews/politics/-stolichnoe-praviteljstvo-gonyat-iz-banka-moskvy-i-/336020.html?from=1columnupfromindex

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *