Золотая корона Дубровиц

В качестве Рождественского подарка для вас, дорогой читатель, в закромах припасён красочно иллюстрированный доклад преподавателя кафедры Древних языков Исторического факультета МГУ Ирины Кувшинской, представленный на одном из недавних заседаний клуба «АН». Речь пойдёт о реставрации латинских стихотворных надписей в интерьере знаменитой Дубровицкой церкви.

2004

В 2004 году в интерьере храма Знамения в Дубровицах были восстановлены латинские стихотворные надписи. Никто из многочисленных исследователей, писавших о храме Знамения в XX в, не видел этих текстов, поскольку во время реставрационных работ середины XIX в латинские стихотворения были заменены надписями на церковнославянском языке.

03

В 1850 г. директор Оружейной палаты Московского Кремля А.Ф. Вельтман оставил следующее рассуждение о судьбе латинских текстов из Дубровиц: «Бывшие латинские надписи под горельефными изображениями стерлись; не возобновлять же латинские надписи и стихи в православном храме: для них время прошло…». Полвека спустя С.К. Маковский расценивал утрату подлинных латинских текстов как трагическую потерю. Во 2-й половине XX века упоминания о латинских текстах становятся все более сбивчивыми и неточными.

04

В течение десятилетий храм Знамения в Дубровицах стоял в запустении, были повреждены и искорежены скульптуры, окружавшие храм, выброшен вон и уничтожен редкостной красоты барочный иконостас, слепыми пятнами зияли в интерьере пустые картуши.

1910

В ходе последней реставрации, приуроченной к 300-летию торжественного освящения храма, латинские тексты были восстановлены. Одиннадцать латинских стихотворений дошли до наших дней благодаря небольшой рукописи приходского священника храма Знамения о. Сергия Романовского, который во 2-й половине 1780-х гг. собственноручно переписал их.

07

О. Сергий Романовский, возможно, не предполагал, что его труд спасет от забвения уникальную изобразительную программу, не имеющую аналогий в искусстве 17 века. Судьба Дубровицких текстов доказывает, как много может сделать для сохранения исторического наследия неравнодушный и внимательный человек. К сожалению, мы ничего не знаем об о. Сергии Романовском – нам осталось только его имя – и бесценная рукопись, впервые изданная в 2010 году.

Patris sapientia

Стихотворные тексты Дубровицкой церкви отличаются удивительным ритмическим разнообразием, что необычно для надписей в интерьерах храмов. Ритмы стихотворений повторяют хорошо известные музыкальные темы латинской литургической поэзии.

Подобно двум полухориям, слева и справа от горельефной композиции «Распятие» располагались строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina», текст которого написал Эджидио Колонна (1245-1316), ученик Св. Фомы Аквинского. При реставрации 2004 года четверостишия в картушах были смещены, что нарушило первоначальный замысел строителей храма.

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,

Forte clamans spiritum Patri commendavit.

Latus ejus lancea miles perforavit,

Turba tunc contremuit et sol obscuravit.

В час девятый Агнец путь земной свершает.

К небесам взывая, дух Отцу вручает.

Острие копейное бок Его пронзает.

Сонмы содрогаются, солнце тьма скрывает.

09

Hora completa redditur sepulturae

Corpus Christi nobile, spes vitae futurae.

Conditur aromate, complentur Scripturae:

Ingens sit memoria mortis suae durae.

Время повечерия: гробу предаваемо

Тело благородное, вечной жизни чаянье.

Льются благовония: исполнилось Писание:

Незабвенно Господа Крестное страдание.

Hora Nona

Отдельные строфы гимна «Patris sapientia» в каждом средневековом часослове предваряют тексты литургии Часов Святого Креста. Совпадение рукописных строк из французского часослова 15 века с помещенными в картуши латинскими текстами храма Знамения почти дословное.

Hora Nona_The Burnet Psalter_ University of Aberdeen AUL MS 25 folio 267

Во втором ярусе восьмерика под оконными проемами расположены латинские трехстишия. Каждому из них соответствует скульптурное изображение ангела, держащего в руках одно из орудий Страстей Христовых. Ритмы латинских трехстиший звучат как сложное музыкальное произведение. Они то следуют одной мелодии, то образуют новый мелодический строй, повторяя темы великих латинских гимнов: «Vexilla Regis prodeunt» Венанция Фортуната (VI в.) и «Stabat Mater Dolorosa» Якопоне да Тоди ( XIII в).

2004_

Beata coeli ostia

Aperta militis lancea:

Hac itur in coelum via.

Врата небес блаженные

Копьем отверзлись воина —

Так к небу путь свершается.

Intincta aceto spongia

Delentur mundi crimina,

Coeli pandutur limina.

Оцета полной губкою

Мирское зло стирается:

Чертог небес сияет нам

13

Membra clavis perforantur,

Vulnera animae salvantur,

Sic plagae plagis curantur.

Гвозди, что пронзили длани,

Боль души нам исцеляют,

Ранами врачуя раны.

Постоянно варьирующаяся музыкальная тема усиливает впечатление вовлеченности в сложное литургическое действо. Оно разворачивается перед нами благодаря ряду горельефных композиций, связанных с францисканской традицией размещать в монастырях и храмах отдельные изображения событий Крестного пути — Viae Dolorosae.

Над резными барочными хорами расположена композиция «Коронование терновым венцом».

14

Purpurea chlamide induitur Jesus

Cum spinea datur coronide et arundo.

Hoc punitur ludibrio eius

Vetitus hominis et prospicitur mundo.

Плащ пурпуровый, трость и корону из терний

Принял Господь, толпой неразумной ославлен.

Грех человеку прощается древний:

Миру в страдании путь спасения явлен.

Композиция из Дубровиц повторяет многие изображения подобного сюжета в западноевропейском искусстве. Христос стоит на краю балкона перед окружившей его толпой, из окон зданий на происходящее глядят обитатели дворца Понтия Пилата. По замыслу строителей храма, созерцающий эту композицию человек должен был ощущать себя частью осудившей Христа гротескной толпы, грехи которой своими страданиями искупает Спаситель.

Выше над хорами, полускрытое от глаз зрителей, находится латинское трехстишие, совершенное по красоте стихотворной формы. В нем звучит основная тема программы, объединяющей тексты и горельефные композиции храма Знамения в Дубровицах.

Christus Corona spinea

Coronatur, ut nos Aurea

Ornemur inter sidera.

Христос Венец из терниев

Приял: Златой короною

Мы среди звезд увенчаны.

16

Храм Знамения построил в своей усадьбе князь Борис Алексеевич Голицын, старший друг и воспитатель Петра I. Князь Голицын был человеком не только незаурядной образованности, но и глубокой веры. В Немецкой слободе он заслужил прозвание Иоанна Крестителя, поскольку старался обратить в православие как можно большее число ее обитателей.

1654-1714

Князь свободно говорил по-латыни, ценил европейскую музыку, принимал в своем доме католическое духовенство и не был чужд богословских споров конца 17 века. Сохранилось важное свидетельство одного из его собеседников и оппонентов, католического миссионера о. Франциска Эмилиани (Иоанна Милана). В своих письмах он упоминал о том, что князь Голицын всеми способами препятствовал католикам строить в Москве каменный храм. При этом о. Франциск Эмилиани подчеркивал, что Борис Алексеевич Голицын отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов.

18

Архитектурное убранство храма Знамения поражало современников князя Голицына. Среди бумаг Ивана Васильевича Погорельского, секретаря архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, сохранился уникальный рисунок, выполненный в 1697 году – план храма и его изображение.

«А церковь такова удивителная и резная вся в вонную сторону и таким образцом и переводом, что такой и в Москве удивителной по нынешнее время не было», — отмечал И.В.Погорельский.

1697

Еще одно известие о храме Знамения оставил в своем «Дневнике» Иоганнес Корб, молодой секретарь посольства императора Леопольда I, посетивший Дубровицы 28 июля 1698 года. Буквальный перевод свидетельства Корба звучит весьма необычно: «Сoronae species templum exhibet» — «Храм являет собой подобие короны». О том, что корона не только венчает храм, но сам храм должен был представлять собой образ венца, никто больше никогда не упоминал. Возможно, необычное сравнение Дубровицкого храма с короной возникло у Корба под впечатлением от бесед, в которых князь Борис Алексеевич Голицын рассказывал своим гостям о построенном им белокаменном храме и его неповторимой изобразительной программе.

06

Статья для сайта написана на основании публикаций:

И. В. Кувшинская. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах. Архитектурное наследство. Т.53. М., 2010

И.В.Кувшинская. Coronae species templum exhibet. «Аристей». Т.1 М., 2010

12 комментариев

Житель Москвы больше года назад   Изменить
Как в нашей стране во всём хочеться подражать всему иностранному. Тогда- латиняне, потом- Карл Маркс. Может, все проблемы наши в том, что не хотим своё сохранять, ценить...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Ну-ну, что за пессимизм? Разве церковь Знамения в Дубровицах это не наше? Разве вы не видите в ней развитие традиций русского зочества - наших центрических ярусных храмов? А резьба какая! Разве не наша? Это же плод невероятно дерзкой по тем временам попытки создать единый образный язык культуры для всей христианской Европы вне конфессиональных различий, т.е. не только внести в русскую культуру что-то западное, но и запад обогатить нашим. Россия претендовала на то, чтобы войти в Европу как равная, не теряя себя. Именно в этом состоял пафос петровских преобразований. Князь Голицын был истовым православным, с инославными спорил о вере, а художественную культуру пытался синтезировать с западной. Именно синтезировать, а не отбросить все свое и полностью заменить на чужое. Да и не он первый. Собственно, такие процессы в культуре начались еще при Алексее Михайловиче. Это потом уже национальные элементы напрочь и надолго ушли из каменного зодчества. Русские дворяне стали строить себе окровенно итальянские и откровенно французские дома и церкви, в которых православного - один крест на верхушке, но мы почему-то привыкли считать эту архитектуру русской, а вот церковь в Дубровицах воспринимается как что-то чужеродное. Но это несправедливо. Это же наше чУдное богатство. Чего-чего только у нас нет!
Житель Москвы больше года назад   Изменить
Главная наша беда, что мы со времён Петра Первого пытаемся войти в Европу, как равные. Только равными будут считать тех, кто сам из себя что-то представляет, не пытаясь обезьянничать. И именно в это время начались процессы перенимания всего европейского, "просвещённого". Я не говорю, что это плохо- нельзя сидеть в своей берлоге, запершись от всего нового.Но ведь есть же традиции и каноны Православной Церкви. Зачем на стенах православного храма писать тексты католических авторов?на латинском? Сдаётся мне, что такое вряд ли можно увидеть у католиков, не обогатился запад нашим.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Тогда, конечно, Запад не расположен был ничего заимствовать. Но вот сейчас в католических храмах можно видеть православные иконы. Рублевская "Троица" в готическом соборе смотрится гораздо более странно, чем латинские надписи в скульптурно оформленном интерьере Знаменской церкви. Но идея та же - единый культурный язык христианской Европы, в который вносят вклад разные национальные традиции. Вот только Западная Европа недавно пришла к подобным попыткам, а князь Голицын еще в начале 18 века пробовал. На мой вкус, он продемонстрировал гораздо более творческий подход к решению этой задачи. Можно было бы отдельно порассуждать о том, почему русская культура не пошла дальше по пути этого синтеза, но факт налицо - это оказалась тупиковая ветвь в ее развитии. И сейчас, когда мы глядим на немногочисленные произведения типа Знамения в Дубровицах или Рождества Богородицы в Подмоклово, наш глаз, привыкший к совершенно другой архитектуре, воспринимает их как отклонения от "нормы". Но, пг-моему, в них больше национального, чем в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, хотя в Казанском надписи в интерьере сделаны на церковнославянском языке.
Валерий Емельянов больше года назад   Изменить
На самом деле перед нами архитектурный символ очень редкого для истории страны периода, когда православие и католичество, две ветви разделенной церкви двинулись навстречу друг другу. И одним изтаких коротких периодов были годы перед и первого периода петровских реформ, отчасти время царствования Павла и Александра 1, и первые годы Михаила 1 Сергеича. Во все остальные времена, Россия в лице правящей элиты преимущественно, отличаясь кстати. крайним западничеством и ориентацией на Запад еще со времен Ивана IV благоволила догматически далеким от православия протестантам, но при этом не переносила более близких доктринально и с точки зрения церковной эстетики католиков. А зря....
Да, храм этот действительно удивительный.Хорошо, что сейчас его поддерживают на должном уровне, реставрируют, изучают. По-моему, его относили к "Голицинскому барокко". И уже по тому, что выбрали западный стилистический аналог ясно, что церковь-то создана по западной кальке. В православных запрещались "идолы", только мозаики, иконы да росписи-фрески, а в Дубровицах - барельефы, каких множество в римских церквах. Голицына можно понять: хотел услужить царю-преобразователю, хотя, по-моему, это его не спасло...
Виноградов Михаил больше года назад   Изменить
Везде на е-сайтах архитекорами называются какие-то мифические "тальянцы". Не знаю почему, но никто не упоминает, что Грабарь в "Истории русского искусства" храм этот относил к произведению украинца Зарудного, придворного архитектора украинского гетмана Ивана Мазепы (и, кстати, архитектора иконостаса Петропавловского собора в Петербурге.
Храм замечательный. Почему все забывают, что в северных русских храмах много деревяной скульптуры, да и в Можайске был Никола Можайский- скульптурный деревяный образ
Макс Борисович Чернышев считал, что на рисунке И.В. Погорельского изображена церковь Знамения в Перове.
Как бы то ни было, а Дубровицкая церковь настоящее чудо и уникальное произведение искусства, такой красоты в России больше нет
С интересом прочитала всю беседу, всем спасибо! обязательно поеду туда - действительно уникальное явление ( со всех точек зрения)
очень жаль, что многие скульптуры полностью или частично утрачены.Буквально еще в 70ые годы сохранность была на уровне, и вот к нулевым годам все попереломали - как же это могли допустить?Добавлю еще, что ремонт внешний сделан так себе, на от..бись.Нижние плиты известняковых лестниц заменены на новодел, а не отшлифованы, как это должно было быть.Орнаменты разваливаются, никто их должным образом не консервировал, не укреплял.Если подойти близко и присмотреться - бросаются в глаза следы неумелого ремонта.Я лично сам отчасти видел эту"реставрацию" конца 90хх начала нулевых

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *