Простые числа

Константин Михайлов
Опубликовано ИА REGNUM

Говорят, что в Москве жилье, даже плохонькое, на окраинах, недоступно по ценам среднему классу. Не верьте, просто места надо знать. Дворянский особняк 1820-х годов, памятник архитектуры регионального значения, известный среди краеведов как «дом Критцкого», создателя революционного кружка ранней николаевской эпохи, затерялся в замоскворецких переулках меж двух Ордынок. Вид его в последнее время не внушал оптимизма, но впрочем, не внушал и паники. Запущенный, с обшарпанным фасадом, одноэтажный домик с мезонином в три окна. Однако же не брошенный, кто-то в нем жил, в округе поговаривали, что некий художник. В самом конце 2010 года на доме появилась надпись «Продажа», и телефон риэлтерской фирмы.


Примерно тогда же в сети обнаружился видеоролик, озаглавленный адресом дома «Голиковский переулок., 9» и тем же словом «продажа». Безыскусный ролик, камера то и дело вздрагивает, лиц не видно, похоже, что гипотетического покупателя водят по дому. В доме творческий беспорядок, кое-где свален мусор, но видны вполне целая деревянная лестница, печи, потемневший паркет, старинные двери с филенками, незатейливое убранство небогатого интерьера. И разговор — соответствующий: «А что это, тут пол проваливается? — Он же 1820 года. — А, понял. А вот тут протечка была? — Была» — и т.п.

Как же торгуют памятниками архитектуры? «Архнадзор» произвел небольшое, посильное и легальное, расследование. В середине июня 2010 года, судя по выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, правообладателем дома в Голиковском переулке числился город Москва. При этом дом находился в аренде аж до 7 июня 2020 года у некоего некоммерческого партнерства «Московская галерея современного искусства». Однако уже в апрельском 33-м выпуске «Информационного бюллетеня» СГУП (Специализированное унитарное государственное предприятие по продаже имущества города Москвы) за 2010 год можно было прочесть, что здание в Голиковском переулке, 9, общей площадью 201, 9 кв. м. продается с аукциона, по стартовой цене 11 933 779 рублей. В майском 47-м выпуске бюллетеня сообщается, что дом был продан ООО «ЭКО СТАНДАРТ» за 12 233 779 рублей. Двести с лишним метров за 12 с лишним миллионов, примерно по две тысячи долларов за квадратный метр. По средней цене московского жилья осени 2005 года — прямо-таки машина времени в действии. И ведь то средняя была цена, а не особняка в историческом центре…

Подозрения, что город Москва в этой сделке несколько, скажем так, продешевил, стали реальностью после ознакомления с более актуальными объявлениями о его перепродаже. Особняк, судя по сайтам риэлторов, оказался с двойным дном. На одном сайте дом предлагается купить за «взрослую» цену — 103.700.000 рублей. Чтобы у покупателя не оставалось сомнений, есть примечание: «Здание в собственности с готовыми документами на реконструкцию (расширение площади до 300 метров)». На другом сайте изображения и планы дома в Голиковском снабжены завлекательными комментариями: «Жилой особняк площадью 312 кв.м. под реконструкцию. Два этажа и цоколь. Есть возможность размещения гостиной, кухни, столовой трех спален, кабинета и гардеробных комнат. Идеально для тех, кто мечтает иметь собственный дом в центре Москвы. В пешей доступности Третьяковская галерея, парки и скверы».

Что касается пешей доступности Третьяковской галереи — чистая правда. А вот со всем остальным, к сведению мечтающих иметь собственный дом в центре Москвы, не все так гладко. Во-первых, согласно выпискам из ЕГРП, назначение помещения и после ухода дома из городской собственности — «нежилое». А во-вторых и в-главных, от перемены собственника, пусть и за подозрительно малую сумму, статус памятника архитектуры никуда не делся. По закону, реконструкция, т.е. наращивание площадей, на памятниках запрещена. И те, кто обещает покупателям «готовые документы на реконструкцию», в лучшем случае выдают желаемое за действительное.

Летом 2010 года ООО «Эко-Стандарт» обращалось в Москомнаследие за согласованием «эскизного проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия регионального значения». Проект согласован не был, о чем гендиректора ООО «Эко-Стандарт» И.С.Волкова Москомнаследие известило официальным письмом за подписью первого заместителя председателя комитета Ирины Савиной еще 16 августа 2010 года. Заказчику также сообщили, что он должен представить заключение государственной историко-культурной экспертизы «о возможности проведения указанных работ».

А 1 сентября 2010 года комиссия Москомнаследия утвердила предмет охраны дома Критцкого. Констатировав, что «объемно-пространственная композиция здания, его внутренняя планировка и структура интерьеров сохранились в первоначальном виде», эксперты внесли в предмет охраны (опись особенностей памятника, подлежащих безусловному сохранению при работах в нем) не только градостроительные характеристики и общий вид здания, но и высотные отметки, конструкцию крыши, наличники и карнизы на фасадах, конструкции и материал стен и перекрытий, вплоть до тесовой обшивки, расположение лестниц, планировку и убранство интерьеров и даже «материал и характер оконных заполнений». Это прямо-таки образцовое в данном случае исполнение Москомнаследием своих прямых обязанностей делает никакие реконструкции памятника невозможными, причем строго по закону.

Фотографии А.Можаева и А.Тутунова.

17 комментариев

Юлия Викторова больше года назад   Изменить
капец домику.скоро сгорит, если какому лоху не втюхают.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
"Некий художник" - никто иной, как Александр Беликов, человек огромного таланта. На собственном энтузиазме проводил здесь выставки неименитых художников, устраивал литературно-музыкальные вечера. Жаль, если он сгинет вместе с домом...
Нездорово использовать чужой ник. На этой странице уже присутствует одна Юлия Викторова.
Я не понимаю, как дом, который изначально строился как жилой, в друг стал нежилым. Ведь он не годится не для каких иных целей, кроме проживания. В нем можно либо жить, либо музей сделать. Под офисы такие дома практически не годятся.
Вот, к примеру, похожий дом - Особняк в Долгом переулке, в котором сейчас Отдел пропаганды художественного наследия ГосНИИР и проводят регулярно великолепные выставки. Была там осень 2009 г. на выставке "ХХ век. Живопись. Графика. Из собрания В.Н.Набокова-Алексеева", посвященная памяти Саввы Васильевича Ямщикова. Надеюсь, с ним и сейчас всё в порядке (проходила информация, что был объявлен тендер на его реставрацию).
ну или под выставки-тоже вариант! да, здорово, что сказать.
Господа, надо же что-то делать! Куда Минкульт смотрит?! Одинокие подвижники пытаются сохранить дух старой Москвы, сберегают древние постройки, да еще устраивают бескорыстные выставки... Это же во сто крат ценнее, чем все эти арт-монстры на Крымской, на Остоженке и т.д.
Ничего, что я тоже Юля? Уже писла на другой пост про деревянную часовенку в Свиблово, но мой комммент почему-то не прошел(. В принципе, хочу обратить внимание Архнадзора на этот район нашей столицы. Или вы только заповедным центром интересуетесь? Так вот, в Свиблово между новыми спальными домами зажаты несколько таких вот деревянных домиков.Наверняка, у них своя история. И деревянную часовенку возле метро, говорят, собираются демонтировать и увозить куда-то. Мне кажется, тут нужно ваше вмешательство!
Как это собираются? Её уж год как увезли - http://mvm.livejournal.com/486323.html
Увезли храм. Часовенка пока стоит. Завтра сфотографирую. Только не знаю, как к вам закинуть фотку.
Спасибо, не стоит. АН не занимается произведениями современной архитектуры.
Марина Яковенко больше года назад   Изменить
Да, я помню на эти выставки вся Москва собиралась, даже Глазунов посмотреть на "собратьев" приходил! Неужели все в таком состоянии! Надо бить тревогу! Надо спасть этот дом! Молодцы Архнадзор!
Как раз этой осенью там гуляла и дом привлек к себе внимания. Потому что таких вот "типичных замоскворецких домиков" в Замоскворечье почти уже и не осталось. Будет невосполнимая потеря, если и этот снесут. Неужели он никому не нужен такой как есть? Если отреставрировать там бы могла расположиться какая-нибудь художественная галерея. Или музей истории Замоскворечья, например.
Иногда мы можем наблюдать ситуацию, когда некоторые старинные дома стоят будто заброшенные. Причем в некоторых случаях эти здания явно обладают признаками объекта культурного наследия. Но вся беда в том, что дома эти, не имея официального статуса памятников истории и культуры, не получают и ту серьезную защиту государства, которую предусматривает такой статус. И получается - как говорил поэт - "качался старый дом, скрипел среди крапивы и выдержку свою нам предлагал взаймы". Одним из способов, который мог бы помочь привлечь внимание в такого рода старинным зданиям, могла бы стать организация шефства над ними. Для этого общественности, заинтересованной в сохранении наследия в виде старинной архитектуры, нужно прежде всего встретиться и создать список таких особняков. Затем нужно обратиться к известным людям - города, региона, страны - и попросить их каждого выбрать себе "подшефного" - здание, которое приглянется и в судьбе которого "шефу" захочется принять участие. Известному человеку будет легче добиваться улучшения состояния старинного дома, признания его объектом наследия. Кроме того все мы часто слышим об огромных состояниях крупных бизнесменов. Можно обращаться к ним, может среди них найдется кто-то, кому по душе придется какое-нибудь требующее спасения здания, которое те смогут выкупить, отреставрировать, дать им новую жизнь. Но, конечно, это должна быть настоящая качественная реставрация, а не пристройка башенок и установка пластиковых стеклопакетов. Таким образом покровитель сможет вписать свое имя в историю. Помощниками в этом деле могут выступить неравнодушные к теме СМИ, которые периодически писали бы о знаменитости или меценате и о его успехах в сфере спасения здания. Если все вместе мы проявим выдержку в спасении потенциальных памятников, то появится больше шансов для их спасения и возвращения к экономической жизни, часто необходимой для их устойчивого сохранения.
Лучше будет, если просто оставить его в покое. После "реставраций", как правило, от подлинных элементов интерьера не остается и следа.
Домик данный в лесах где то с 20 х чисел февраля 2012 г.
Бывший хозяин дома известный художник г.крутинский•хозяин галлереи ~ арт модерн~•откуда люди черпают информацию•долгие годы я сотрудничал с этим человеком и немало знаю о доме•информация всегда должна быть реальной•

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *