В Барабанном переулке экскаваторы живут

Константин Михайлов

«В Барабанном переулке? барабанщики живут. Поутру они как встанут,?барабаны как возьмут…» — говаривал Булат Окуджава. В эти выходные в Барабанном переулке раздавалась другая музыка. Здесь продолжалась консервация исторической Москвы, которая, судя по выступлениям нового городского руководства, должна стать одной из основ «новой градостроительной политики».


Когда в начале марта «Архнадзор» забил тревогу о том, что несмотря на намерения сохранять исторический центр и запрещать в нем новое строительство, высказываемые мэром Сергеем Собяниным, в столице продолжают сносить исторические дома под новые стройки, в СМИ появились «опровержения»: дескать, разрешений Москомнаследия на снос такого-то дома нет, стало быть, ничего ему не грозит. Если бы все так было просто.

С утра в субботу 26 марта старинный дом № 8 на углу Барабанного переулка и Малой Семеновской улицы стал крушить экскаватор. К обеду он практически расправился с длинным крылом здания вдоль переулка, целой оставалась только часть, выходящая на улицу. От проезжего и прохожего переулка зона сноса была, как ни странно, отделена только бетонными блоками, не было даже забора, не то что навеса. Старинные кирпичи с клеймом в виде огромного двуглавого орла можно было подбирать в качестве сувениров.

Дом № 8 в Барабанном переулке, конечно, не шедевр. Просто старинное, 1880-х годов, здание, типичное для рабочей московской окраины. Но оно стоит в объединенной охранной зоне памятников истории и культуры, стало быть, создает ту самую историческую городскую среду, в которой по закону должны сохраняться памятники.

В марте 2008 года дом был признан правительством Москвы аварийным. В марте 2009 года рабочая группа комиссии правительства Москвы по вопросам сохранения зданий в исторических районах согласилась с его сносом. В июле 2010-го исполнявший в том момент обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал распоряжение правительства Москвы о сносе дома. В марте 2011 года… вы уже знаете.

В субботу Ваш покорный слуга произвел на стройплощадке небольшие изыскания. На ней обнаружился ордер ОАТИ, проект работ по сносу, утвержденный местными властями. Все чин чином.

Представители Москомнаследия, посетившие стройплощадку в выходной, за что им отдельное человеческое спасибо, также видели эти бумаги и оснований для вмешательства не нашли. Тем более, что официальные проверки они теперь проводят только с санкции прокуратуры.

Однако же на свете существует постановление правительства Москвы № 240-ПП от 10 апреля 2007 года, согласно которому в комплект документов, необходимых для выдачи ордера ОАТИ на снос или даже противоаварийные работы на зданиях в пределах исторических районов Москвы, должно входить разрешение Москомнаследия.

Отсутствие которого, как нас убеждали в начале марта, служит надежной гарантией от сноса дома. В Барабанном переулке разрешения Москомнаследия нет. Дом сносят экскаваторами. Консервация исторической Москвы продолжается.

От редактора:  Предупреждая очередные обвинения в том, что «Архнадзор» уделяет нездоровое внимание «сараям и рухляди», позвольте ещё несколько слов о том, что такое архитектурно-историческая среда и зачем она нужна. В одном специальном исследовании, вышедшем 20 лет назад, есть фраза: «Побуждаемые заботой об историческом архитектурном наследии, мы пришли к логическому заключению, что пора изменить подход и заниматься не только лишь реставрацией отдельных объектов, превращая их подчас в «натуральные сувениры» в городской застройке, а решать объём реставраций в границах целых исторических улиц и фрагментах городов.» Однако судя по современной практике, к такому заключению пришли далеко не все российские градостроители, либо побуждения у них совсем иные.

Средовая, рядовая, фоновая застройка — естественнное окружение памятников архитектуры, созвучное, соразмерное, близкое по масштабу и фактуре.  Без неё памятник становится одиноким антикварным экспонатом, либо матрёшкой в сувенирной лавке. Только специалисты опознают на этой фотографии храм Симеона Столпника в Поварской слободе, а между тем, это всем известная церковь-игрушка, стоящая в самом начале Нового-Арбата. Полвека назад её окружение показалось кому-то «малоценным» (очевидно, что сейчас стоящий справа дом считался бы безусловным памятником послепожарной застройки). А несколько лет назад тот же самый сюжет был разыгран на площади Тверской заставы… От старого города остаются вырванные из контекста осколки, вставленные в совершенно чуждую им оправу. «Оправа» от такого соседства безусловно выигрывает, памятники — нет.

Слишком долго наше законодательство было оринтировано на охрану шедевров. В 1970-е была предпринята попытка выделить в городе ряд заповедных зон, но в отутствие чётко прописанных ограничений это мало что значило. Достаточно сказать, что одной из «заповедных зон» являлось радикально преобразившееся в последние 15 лет Остожье. Но летом 2010 года небывалый резонанс вызвала попытка сноса именно рядовой застройки, составляющей окружение знаменитого Кадашевского храма. Общество приблизилось к осознанию необходимости целостного сохранения исторической застройки центра, независимо от уровня её художественной ценности. В двух словах это выражается очень простой аксиомой: старый город должен состоять из старых домов.

Неприкосновенность средовой застройки не менее важна для районов, целостность которых была нарушена в ХХ столетии. Это относится к находящемуся под угрозой сноса дому Кольбе, «держащего» угол разорванной в советские годы Малой Полянки. И к упомянутому дому в Барабанном переулке, являвшемуся естественным фоном для замечательного деревянного дома купца Кудряшова. Вместе они образовывали фрагмент среды, оформляли перекрёсток в бывшей Семёновской слободе — района с богатой трёхсотлетней историей и отнюдь не до конца растерянным краеведческим потенциалом. Реставрированный дом Кудряшова мог стать хозяином градостроительной ситуации. А теперь представьте, как он будет смотреться на фоне многоэтажной новостройки — генплан позволяет здесь строительство высотой до 55 метров…

16 комментариев

Дмитрий Чижков больше года назад   Изменить
Ещё фото кирпича с более чётким оттеском герба: http://fotki.yandex.ru/users/retroradio2007/view/486813/?page=0 http://fotki.yandex.ru/users/retroradio2007/view/486779/?page=0
Уважаемый Константин! Не могли бы Вы написать источник фразы: “Побуждаемые заботой об историческом архитектурном наследии, мы пришли к логическому заключению, что пора изменить подход и заниматься не только лишь реставрацией отдельных объектов, превращая их подчас в “натуральные сувениры” в городской застройке, а решать объём реставраций в границах целых исторических улиц и фрагментах городов.” Спасибо.
Пруцын, Ромашевский, Борисевич, "Архитектурно-историческая среда", М, Стройиздат, 1990.
"...а решать объём реставраций в границах целых исторических улиц и фрагментах городов." Однако судя по современной практике, к такому заключению пришли далеко не все российские градостроители, либо побуждения у них совсем иные." Вот и замечательно, что к такому заключению пришли не все специалисты. Имеют право на другое мнение. И постулат АН: "Старый город должен состоять из старых домов" - вовсе не доктрина,ькоторую обязаны разделять все градостроители. "Общество приблизилось..." Обобщать так не стоит. Общество - это разные взгляды на явления: и на историческую среду, и на градостроение, а на ценность архитектурных деталей... "Дом № 8 в Барабанном переулке, конечно, не шедевр. Просто старинное, 1880-х годов, здание, типичное для рабочей московской окраины". Точно, не шедевр. Выходит, только из-за кирпичей с двуглавым орлом его консервировать? На фотографии он вовсе не создает такой ценимой Вами исторической среды. Не интересен ни с какой стороны, кроме кирпичей. Ну вот кирпичи и можно сохранить. Для музея. “Оправа” от такого соседства безусловно выигрывает, памятники – нет.
А вот эта фраза Вас никак не заинтересовала - "Семёновская слобода – район с богатой трёхсотлетней историей и отнюдь не до конца растерянным краеведческим потенциалом"? Вот, что обнаружилось уже после сноса "Литературного дома" в Санкт-Петербурге - "«Кирпич редкий – свидетельство того, что где-то рядом есть постройка, к которой приложил руку кто-то из великих архитекторов. Растрелли или Фельтен, потому что только их кирпичники делали такие кирпичи», – отмечает заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян." Так как, "только из-за кирпичей"? Или спросим прежде, чем что-то сносить, специалистов и тех, кто умеет увидеть за "развалинами и рухлядью" нечто большее (только не говорите, что для этого нужно непременно снести строение - это не так)? Кто сейчас скажет, что вывезли вместе со "строительным мусором" оттуда, где раньше была та самая, "рядовая", застройка Москвы? Вот Вам небольшая загадка: что "прячет" в себе этот обычный дом 19 века? http://i99.photobucket.com/albums/l309/hitrovka/IMG_3764.jpg Подсказка: сейчас этот "дом" - на очень популярном туристическом маршруте (и для иностранных туристов в т.ч.). А ведь его успели на половину снести, и потребовалось немало усилий, чтобы остановить это варварство.
Господа, всё так, ну, в смысле, к памятнику и вообще к историческому месту должна прилагаться некое, скажем так, легитимное, что ли, окружение. Но если совсем-совсем честно - историчность и преемственность-то не только в камнях, рабочая окраина, по жизни перестраивалась и дополнялась, в какой момент поставили точку? Может быть, историчность и подлинность вот такой, современной в общем-то, среды /почти как в природе, хехх/больше стилистическое и функциональное понятие - высотность, площадь, пропорции, и кстати - назначение?
Печатников переулок, дом № 7 ("Дом с кариатидами") - единственный памятник (статус - "выявленный") в ближайшем окружении. Его "оправа" - ближайшие соседи, дома №№ 3, 5 и 6. В конце июля 2008 г. начался снос дома № 3 и уже в начале сентября он был окончательно разрушен. Буквально накануне его сноса мы узнали о духовном подвиге насельниц тайного монашеского скита, помещения которого и "Лестница в Небо" сохранялись в этом доме, о преподобномученике Игнатии (Лебедеве), его мученической кончине и о монахине Игнатии (Пузик) , докторе биологических наук, профессоре с мировым именем, большую часть своей научной жизни потрудившейся в науке, будучи тайной монахиней. "Москва, которой нет", неравнодушные к истории своего Города москвичи при поддержке МГО ВООПИиК, Комиссии «Старая Москва» и Всемирного Русского Народного Собора не успели спасти этот дом, не смогли... Архнадзора тогда ещё не было. Т.е. названия не было, но люди уже готовы были объединиться, что и произошло в начале следующего года. Дом № 5 (как и дом № 6 - ценный градоформирующий объект, что является весьма слабой защитой от сноса), в котором некогда жил известный церковный историк, секретарь первой советской комиссии по охране памятников Николай Виноградов, в настоящее время существует. То-то и оно, что "существует", поскольку при строительстве элитного дома на месте уничтоженного дома № 3 умышленно был залит через крышу цементом, никак не охраняется и с каждым годом неумолимо разрушается. К чему этот рассказ (один из немногих подобных)? Новый дом на месте дома № 3 построен, казалось бы, "стилистически" и "функционально" верно. То же самое можно сказать и о других новостройках Печатникова переулка. Но многие согласятся со мной: "историчность" и "подлинность" покинули Печатников. Почти покинули - там есть ещё "кирпичи", которые стоит попытаться сберечь. Мы не всегда знаем заранее, что и память о ком, как писала выше, вывозится на свалку (истории?) вместе со "строительным мусором".
Покинули - потому что офисы вместо небольших жилых домов. Хотел сказать, что сохранять "кирпичи" - просто самый верный способ сохранить среду - но не единственный из возможных. Как бы, вот, почему-то совершенно не слышно мыслей про то, что с этим городом дальше-то делать, и этот вопрос не сводится к сохранению, сохранять-то осталось полтора фрагмента, и то будут ещё большие потери. Как включить в городскую среду и жизнь то, что есть - вот ведь задачка!
Не надо "выключать", тогда и "включать" не придётся. Схема всем известна: объявить дом аварийным, добровольно-принудительно выселить аборигенов (особо упрямых - довести до ручки судами или прямыми угрозами, не гнушаясь при этом помощью бандитов), смотреть сквозь пальцы на то, как бомжи и гастарбайтеры дообживают дом, и, наконец с чистой совестью снести, скажем, в связи угрозой здоровью и жизни граждан (т.е. почти по просьбе трудящихся). В Печатниковом, к стати, новенький,с иголочки № 3 - жилой, в домах №№ 12-14 - аж целых 17 квартир, дом № 19 - жилой (по-моему, до сих пор никак в нём не могут все квартиры продать - "кино не для всех"). Да только владельцам этого "жилья" Печатников - по барабану, вместе с его "стилистикой", историей известной, забытой и канувшей в Лету. ...как и Барабанный для тех, кто в нём будет жить (зачёркнуто) существовать.
Валентина, всё правильно. Я именно про это и говорю - кино - не для всех. Или скорее - для тех. 500+ лет шла история, а сейчас поставили точку? Единственное отличие - что счас люди достаточно умны, чтоб искусственно сохранять старину, т.к. уж очень быстро всё меняется, а обращение с артефактами как бы характеризует их интеллект и моральные качества. История, историчность никуда не делась, для этого как раз есть реперы-памятники - делась эстетика, делся эталон, что само по себе ужасно, но гораздо больше - отношение к месту, и образ жизни в этом месте, а эту субстанцию даже старыми стенами не удержишь, хотя когда они есть то т_у_р_и_с_т будет считать, что гуляет по историческому городу. Варшаву и Франкфурт в войну раздолбали до фундаментов, 15-16й века разбомбили, но это всё равно исторические города, почему бы так?
О "не удержишь" я пожалуй бы поспорила. Есть же такие чудаки, которые, несмотря на неудобства, до последнего отказываются покидать старые стены. Понимаю, что остались островки "субстанции", но они же есть. Т.е. снова возвращаюсь к тому, что не надо “выключать”, тогда и “включать” не придётся. После войны люди жили памятью, сейчас - почему-то впали в беспамятство. Но чем не война то, что случилось с Москвой за то время, о котором мы говорим? Ничего, Москва не сразу строилась... :)
Недописал - комментарий нечаянно"улетел" раньше в ленту. Это я про последнюю, "повисшую" строку в предыдущем моем комментарии. Вы пишите, что “оправа” от такого соседства безусловно выигрывает, памятники – нет". Думаю, что "оправа" не менее важна, чем памятники - кто знает, может, "оправа" лет через сто станет памятником архитектуры. Такое небрежное и холодное отношение к оправе не дает развиваться современной архитектуре. Все живущие люди многое меняют в облике своих городов. И правильно. Се ля ви!
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Матвей, вам, наверное, кажется, что ваши рассуждения истинны, потому что подтверждаются здравым смыслом? Увы здравый смысл - не критерий истинности, когда речь идет о профессиональных вопросах. Вы наверняка являетесь специалистом в какой-то области. Как бы вы отнеслись к тому, что какой-нибудь непрофессионал стал бы давать вам советы, исходя из собственных дилетантских представлений, и стал бы делать выводы на основании здравого смысла, не владея при этом базовыми вводными, понятными любому профессионалу? Профессиональное сообщество (профессиональное!) уже довольно много десятилетий назад осознало, что историко-культурную ценность представляют и подлежат охране не одни памятники, изолированные от окружения, но и подлинная историко-градостроительная среда в целом, которая сама является своего рода памятником. Об этом говорится в цитате из работы Пруцына, Ромашевского и Борисевича, приведенной в тексте статьи. Этой книге двадцать лет, а этому подходу - все сорок. Вот на сколько лет вы отстали от жизни. На столько же лет отстала и лужковская администрация, которая надавала столько разрешений на сносы исторических зданий, что их хватит еще на многие годы вперед. Вот поэтому Собянин и делает резкие, радикальные заявления насчет остановки строительства в центре, - чтобы не рассуждать о каждом объекте в отдельности. Но разбираться с каждым все равно придется.
Эх... Вот вроде бы и границы давным-давно все открыты, и народ ездит за рубеж.. А толку ноль. Такое ощущение что из-за границы перенимается только худшее. Ну вы посмотрите елки-палки как проводится градостроительная политика в старинных городах в развитых государствах. А ведь она проводится так, что если приезжаешь в город с 1000-летней историей, то понимаешь, что этому городу действительно 1000 лет. Относительно современной архитектуры - мое субъективное мнение такого, что 70% того нового, что у нас строится- заведомо прошлый век (Я до сих пор недоумеваю, когда вижу, как возводятся панельные дома. Ну вроде, уже всем миром доказано, что строительство панельных домов - это абсолютно тупиковый путь). А в архитектурном исполнении примерно 40-50% того, что строится, прослеживается какой-то тупой вызов дикой безвкусицы всему и всем. Это особенно касается элитного жилья и офисов. Складывается впечатление, что люди на местах, с одной стороны, уже поняли, что проект должен обладать "своей изюминкой", с другой- по-прежнему ничего не умеют. К сожалению, в городе не только проблемы с сохранением исторических зданий, но и проблемы с качеством нового строительства. Тем более не понятно, зачем нужно ломать дом, который не только исторический, но еще и добротный.
Здравствуйте. Я принял решение письменно обратиться к новому мэру по поводу наиболее явного преступления совершенного в Москве по отношению к ценнейшему памятнику русской культуры-усадьбе Римского-Корсакова. Прошу и вас не оставаться в стороне и написать подобные письма. Нужно действовать. Только тогда удасться отстоять Москву. И. Староверов Президенту Д. А.Медведеву, Мэру Москвы С.С. Собянину, Прокурору Москвы Ю.Ю. Семину Усадьба Римского-Корсакова являлась одним из самых крупных культурных центров России, выдающихся и малоисследованных федеральных памятников архитектуры, украшением Москвы. Несмотря на это, усадьба обманным путем под предлогом реставрации была варварски уничтожена ее владельцами. Так и остались неисследованными фасады погубленных палат 17-18 веков. В уничтоженной уникальной усадьбе устроенн элитный ресторан «Пушкин», что является откровенным глумлением над мировой культурой, светлой памятью поэта. Прошу Президента Д.А. Медведева, Мэра Москвы С.С. Собянина, Прокурора Москвы Ю.Ю. Семина прекратить многолетнее, откровенное глумление над Российским законодательством, историей и культурой, наконец привлеч к уголовной ответственности владельцев ресторана «Пушкин» и их высоких покровителей в корумпированном правительстве Москвы, и других государственных структурах, передать здание усадьбы Римского- Корсакова одному из музеев Москвы. И.Старостин
дом снесен, экскаватор разравнивает площадку, засыпая подвалы. груды кирпичей с орлами еще наличествуют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *