Новые рельсы

В спорах о судьбе веерного депо Ленинградского вокзала решается будущее и прочих памятников, состоящих в ведении РЖД: будут ли они по прежнему гибнуть и разрушаться или же обретут новую жизнь. Тем временем, многие недоумевают: в чём смысл сохранения этих, столь неказистых с виду технических построек, каковы варианты их дальнейшего служения народному хозяйству, и кто за это всё платить будет. В качестве наглядной иллюстрации публикуем фрагменты двух студенческих дипломных работ, посвященных конверсии исторических объектов железнодорожной инфрастуктуры, их реставрации, приспособлению и возможностям дальнейшего коммерческого использования.


Для начала напомним о ставшем печально известным веерном депо Николаевской (Октябрьской) дороги. До разгрома, начатого пару недель назад, оно выглядело так:

А это историческая фотография и план депо. Напомним, что здание построено в 1891-92 годах и представляет собой гараж для 19-ти паровозов. Паровоз въезжал на поворотный круг в центре двора, разворачивался по оси своего стойла и отправлялся на заслуженный ночной отдых.

Далее представляем проект реконструкции веерного депо Казанского вокзала, выполненный студенткой МАрхИ Ксении Воробьёвой (руководители Н.Тютчева, А.Петухов, Т.Кудрявцева). По своему устройству Казанское депо аналогично Ленинградскому, оно также построено в конце 19 века в «кирпичном» стиле и также изуродовано поздними переделками. В данный момент используется как вагоноремонтный цех.

Проект создания промышленного объекта для среднего бизнеса предполагает музеефикацию исторического здания с одновременным сохранением его прежней функции. К подковообразному депо пристраивается протяженный объём цеха, специализирующегося на ремонте и рестайлинге вагонов («дизайнерские» частные вагоны для вип-персон или крупных корпораций ныне становятся всё более перспективной темой).

Веерное депо приспосабливается под музей вагонов и выставочную площадку образцов современной продукции. Архитектурное решение нового производственного корпуса, примыкающего к зданию депо, основано на анализе ритма фасадов исторической постройки.

Одновременно решена проблема адаптации промзоны, агрессивной по отношению к прилегающему жилому массиву. Территория озеленяется, значительная её часть становится открытым городским пространством.

Следующий проект выполнен студенткой Международного Славянского института Ольгой Чередниковой (специальность — «Дизайн среды», руководитель В.Н.Ткачёв). Он посвящен реставрации и приспособлению другого известного памятника Николаевской железной дороги, находящегося под угрозой сноса. Круглое паровозное депо Ленинградского вокзала сооружено в 1849 году и относится к числу самых ранних из сохранившихся в России образцов железнодорожной архитектуры. Впрочем, сегодняшнее состояние памятника не даёт представления о его былом благородстве.

Прилагаемая к дипломному проекту пояснительная записка подчеркивает, что в условиях рыночной экономики не может быть речи о поддержании большого количества исторических зданий за счёт государства. При этом использование помещений в качестве выставочных залов помогает решить одновременно и проблему сохранения памятника в первоначальном виде, и получить коммерчески целесообразные выставочные пространства в центре города — то есть самоокупаемость объекта наследия при его полной сохранности.

На проектируемой территории предусмотрено размещение различных функциональных зон: музейно-выставочная, парковая зона с прогулочными дорожками (одновременно исполняющая роль шумопоглощающего буфера между музейной зоной и ж/д путями),  и техническая зона, включающая в себя стоянки автотранспорта и подсобные постройки. Важным достоинством территории является близость к станции метро «Комсомольская».

Исторический купол депо (30 м в диаметре и 14 м в высоту) будет восстановлен. Предлагается оснастить его арочными окнами, предусмотренными проектом К.Тона, но не выполненными в натуре. Это добавит освещенности центральной части депо, где может быть расположена экспозиция с объемным макетом железной дороги. Оформление ажурных ферм купола будет восстановлено по историческим чертежам и литографиям, что поможет посетителям окунуться в удивительную атмосферу эпохи технологических открытий и прорывов.

Для поддержания краснокирпичного стиля архитектуры Николаевского депо, предлагается очистить от штукатурки и внутренние стены здания и экспонировать историческую кладку, в особенности уникальную спиралевидную кладку купола 2 этажа. Прилегающее к депо здание водокачки после реставрации также станет вполне самостоятельным экспонатом, так как является классическим примером романского историзма.

Реализация предложений, высказанных в дипломной работе, потребует серьезных инвестиций, однако создание новой современной инфраструктуры вокруг реконструируемого объекта – это не только деньги, затраченные на восстановление памятника, но и вложения, способные принести доход как собственнику здания, так и городу Москве. Паровозы перестали быть средством передвижения, но стали предметом антикварной роскоши.

И в дополнение — замечательное видео, демонстрирующее поворотный круг паровозного депо в действии (снято в Петербурге). Настоящая романтика эпохи великих технологических открытий, готовый аттракцион для диснейленда. Можно под ковш пустить, а можно детей радовать да добросовестно обогащаться — у кого на что разуменья достанет.

Материал подготовил Александр Можаев.

Распечатать статью Распечатать статью

3 комментария

Приспосабливать усадьбы под музеи еще куда ни шло, но дэпо - это через чур - это раз, и то что это не понимают молодые люди это еще больше печальней. Здание строилось под определенное назначение и в связи с этим принимались объемно-планировочные решения по архитектуре, рассчитывались параметры и конструкции. Мне кажется это неграмотным и кощунственным вешать фонари над подкрановые балки под кран в 32 тонны. Ну и не говоря про то, что это музеев не хватит на все реставрируемые здания. Вообще предлагаю серьезно задуматься над приспособлением реставрируемых зданий в конкретном городе. Мне очень нравится винзавод, гараж, но объекты ЖД профилировать под общественное здание это неправильно в корне. А уж наполовину еще смешнее, а как же безопасность? Да и ударный шум... В конкретном случае собственник точно не сменится, поэтому тут сила советов сомнительна, да и вообще не считаю нужным в конкретном случае этим заниматься, хотя попредлагать можно, никто не запрещает. Просто важно сохранить здание, желательно отреставрировать, а как его приспособить пусть собственник думает. Поездов, электричек меньше не стало, их тоже надо где то обслуживать. Что-нибудь придумают. Просто снести и новое построить дешевле и важно это не допустить, особенно если и закон тоже требует сохранить и привести в первоначальный вид
Ваша жалоба передана в деканат, кощунники будут наказаны.
Примеры, в том числе и реконструкции, циркульных депо вы найдёте в серии заметок "инстерГОДа": http://instergod.ru/biografiya-domov/6-zirkel-1.html http://instergod.ru/biografiya-domov/6-zirkel-2.html http://instergod.ru/biografiya-domov/6-zirkel-5.html http://instergod.ru/biografiya-domov/6-zirkel-6.html http://instergod.ru/biografiya-domov/6-zirkel-7.html Жаль, что нашим схожим проектам всё никак не удаётся найти друг друга. Впрочем же вынужден согласиться с Натальей: всего в музей не превратишь, нужны более активные и самоподдерживающие элементы городской среды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *