Прогулка в зоне риска

В продолжение предыдущего материала, посвящённого планам грядущей реконструкции ВВЦ, предлагаем вниманию публики обзор ряда построек ВСХВ-ВДНХ, абсолютное большинство которых не имеют охранного статуса и находятся под угрозой в случае обещанного инвестиционного «возрождения». Объекты представлены по линии движения от Северного входа к Южному (см. Схему №3).


«Новая советская деревня», 1939-1954 гг.

Комплекс представляет собой ансамбль образцовых зданий для разнообразных деревенских нужд. Его составными частями являются типовые здания машинно-тракторной станции, сельсовета и дома культуры, роддома и общежития. Эти постройки невелики, но их обаяние и ценность в камерной, деревенской атмосфере, которые они задают этой части ВДНХ.

Не будет преувеличением сказать, что это часть выставки – одна из наиболее приятных для тихих прогулок среди шума современного города. Даже отрезки кольцевой дороги, проходящей через всю ее территорию, здесь называются Грушевая и Тополевая аллеи. Согласно представленному плану развития ВВЦ почти все постройки сносятся, на их месте образуется несколько зон – безликие «культурно-досуговый» и «административно-офисный» центры, жилая часть.

Павильон № 510
«Главконсерв», сейчас Гастроном № 1, Г.П. Есменский, 1954 г.

Овальная в плане неоклассическая постройка в удивительной полноте сохранила внутреннюю отделку: инкрустированные деревом прилавки, стеклянные этажерки, светильники, курьезные украшения окон, центральным элементом которых являются муляжи стеклянных банок с консервами. По плану он оказывается на самом краю зоны инноваций. Вероятно, сносить его не собираются, но уцелеет ли после реставрации, как правило, оборачивающейся реконструкцией, его уникальный интерьер? Тем более что это не памятник.

Павильон №422
«Главкондитер», сейчас Дом приёмов ВВЦ, А.Б. Борецкий, Е.А. Розенблюм, скульптор М.Е. Ярославская, художник Г.Н. Опрышко, 1954 г.

В воздушной конструкции павильона чувствуется скорое наступление новой волны модернизма. На открытых террасах располагалось кафе, в котором можно было попробовать лучшие образцы изделий кондитерской отрасли. Павильон уже утратил свои интерьеры и частично подлинные переплеты окон, а также ряд деталей наружного декора, зато получил искажающий фасад козырек над лестницами и входом. Сохранились, однако, скульптура девушки – то ли кондитерши, то ли любительницы сладкого, и венчание в виде охапки колосьев.

Выводной круг в центре Животноводческого городка

Когда-то павильоны отдела животноводства, в которых демонстрировались выдающиеся образцы хряков и свиноматок, не говоря об овцах, крупном рогатом скоте и лошадях, были приманкой для всей московской детворы. Сейчас от всего этого великолепия осталось всего несколько лошадок, которых иногда можно увидеть на выводном кругу. Некоторые животноводческие павильоны используются как нелегальные общежития, другие – заброшены. После «возрождения» на этом месте планируется конноспортивный комплекс, для которого существующие павильоны, скорее всего, не подойдут. Один из них уже исчез – снимок сделан с того места, где стояла сгоревшая осенью 2011 года «Ветеринария».

Павильон №45
«Охота и Звероводство», И.М. Петров, 1937 г.

Скульптуры охотника и работницы зверофермы – единственное, что осталось от этого «фасадного памятника». Среди зданий-памятников на территории ВДНХ у нескольких из них ценным признан и подлежит охране только фасад, что даёт свободу перестройки объёмов этих уникальных сооружений. В 2005 году заброшенный павильон «Охоты и звероводства» сгорел. Теперь его собираются восстанавливать.

Павильон №44
«Кролиководство», А.И. Зайцев, И.С. Телятников, 1954 г.

В этом чудесном павильоне достойным охраны посчитали тоже только главный фасад. В полукруглой нише за колоннадой вход фланкируют две скульптуры, прозванные в народе «мадоннами с кроликами». На фризе представлены зверьки, занятые своими кроличьими делами. А вот две декоративные вазы при недавнем поновлении исчезли.

Павильон №511
Частный дом у пруда

Наверное, самая большая загадка новейшей истории ВВЦ – как на особо охраняемой природной территории и объединенной охранной зоне объектов культурного наследия появилось это сооружение, являющееся, судя по всему, частной резиденцией. «Замок людоеда», как зовут его завсегдатаи выставки, встал на месте ресторана «Поплавок» и теперь гордо отражается в водах пруда. Во время реконструкции ему ничто не угрожает – по отношению к 87 объектам частной собственности, насчитывающихся сейчас на выставке, будет проявлено подобающее уважение. Но неужели разрешение на строительство в данном случае могло быть законным?

Павильон №36
«Водное хозяйство», сейчас «Переработка продукции сельского хозяйства», П.П. Ревякин, Ю.Н. Шевердяев, 1954 г., реконструкция 1960-х гг.


Соседствующий с Главным рестораном павильон Водного хозяйства был частично перестроен в 1960-х годах, что может помешать ему получить статус памятника и вообще сохраниться. Однако стоит отметить, что вполне остроумное присоединение новых частей подчеркнуло модернистскую основу нагруженного ордерным декором павильона 1954 года, между колоннами которого изначально находились крупные плоскости остекления. Жолтовец Юрий Шевердяев, соединив новые крылья павильона перерезающим фасад портиком, позаботился учесть пропорциональные членения. Перед входом в павильон были устроены два неглубоких бассейна для разведения рыбы.

Павильон №284
Главный ресторан ВСХВ, «Золотой колос», А.В.Ефимов, 1939-1954 гг.

Этот павильон фрагментарно является объектом культурного наследия федерального значения – под охраной государства находится только его главный фасад. Фасад действительно прекрасен – это близкая реплика дворца Разумовского, проект которого приписывается одному из лучших мастеров русского классицизма Н.А.Львову. Однако лимитированный предмет охраны позволил в течение многих лет эксплуатировать здание как склад, причем активно действующий – у крыльца постоянно разгружаются и загружаются фуры. В таких условиях говорить о сохранности интерьеров не приходится, а крылья с открытыми террасами, на которые ведут наружные лестницы, находятся на грани обрушения. По одному из вариантов проекта, здание ресторана планируется перестроить под гостиницу.

Павильон №27
«Физкультура и Спорт», М.З. Краевский, Ф.Я. Бялостоцкая, 1939-1941гг., оформление 1954 г.

Наиболее сохранившийся павильон довоенного периода, находится в юго-западном углу выставки, эффектно замыкая дорогу, ведущую к Мичуринскому саду. Необычная форма шестигранного в плане здания отмечена многими чертами, свойственными ар деко 1930-х годов. Первоначально проектировался для МОПРа – Международной организации помощи революционерам, в 1941 году он был передан новым республикам СССР – Литовской, Латвийской и Эстонской, а при послевоенной реконструкции, когда для прибалтийских республик были выстроены отдельные павильоны, был перепрофилирован в «Физкультуру и спорт». Это последнее назначение и отражено в скульптурном декоре.

Перед павильоном установлены статуи «Физкультурника» и «Скалолазки», уже частично разрушенные. Над входом укреплен барельеф с изображением значка ГТО («Готов к труду и обороне»), а на задней стене вмонтирована мраморная доска с цитатой М.И. Калинина, раскрывающей важность спорта для советского человека. Странное шестигранное навершие павильона служило пьедесталом для ныне утраченной скульптурной группы «Атлеты». На облицованном мрамором главном фасаде, по сторонам от входа видны следы от досок, на которых были начертаны цитаты И.В.Сталина. Павильон давно закрыт и не используется, часть декора утрачена.

Павильон №545
Зеленый театр, Б.В.Ефимович, И.В.Иванова, 1939-1954 гг.

Печальное состояние фантастического сооружения, крытая часть которого воспроизводит формы французского шато, показывает, как мало защищает памятник статус объекта культурного наследия федерального значения. Театр необходимо реставрировать, жестко избегая любых «улучшений».

Павильон №516
Книжный магазин, 1954г.


Автор этой удивительной по чистоте реплики античного храма неизвестен. В медальонах на фасаде варьируются различные символы знаний – колхознику следовало быть образованным, и помочь ему в этом должна книга. Внутри сохранились деревянные антресоли и другие элементы первоначального убранства. Павильон не стоит на охране, и находится опасно близко к месту строительства развлекательного центра.

Павильон №524
Чайная №1, сейчас кафе «Лебедь», 1954 г.

Здание богато украшено превосходной резьбой по дереву в стиле абрамцевского модерна. Опорами центрального портика служат резные столбы с гранёными кубышками, характерными для русского деревянного зодчества. Сохранилась резьба центрального и боковых фронтонов, а также часть резных рам и дверей с изображениями птиц. Здание находится в плохом состоянии, внутри уничтожены интерьеры, постепенно разрушаются элементы внешнего декора – налицо обезличивающий это изящное здание ремонт.

Ансамбль Хованского входа
Павильон №16,
«Гидрометеослужба», С.М. Матвеев, Г.И. Семёнов, 1954г., перестроен в 1960-е гг.

Над стеклянным параллелепипедом 1960-х годов возвышается ажурная башня, декор которой совмещен с метеорологическими приборами. За стеклом видны частично сохранившиеся первоначальные стены. Павильон является доминантой Хованской площади, на него же ориентирована ведущая от Хованского входа аллея. Визуально здание взаимосвязано со стоящим напротив павильоном «Метеостанция», также 1954г. постройки.

Павильон №423
«Метеостанция», С.М. Матвеев, Г.И.Семёнов, 1954 г.


Представляет собой двухэтажный прямоугольный объём, увенчанный остеклённым бельведером, простота и чистота форм которого отсылает к постройкам позднего конструктивизма. По новому плану развития павильон сносится, на его место заходит часть торгово-развлекательного комплекса. Важно отметить, что при утрате этого здания, а также здания библиотеки ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ, расположенного напротив, нарушается единый ансамбль площади, а остающиеся оригинальные постройки теряются на фоне масштабного развлекательного комплекса.

Павильон №312
Административное здание


Здесь до сих пор находится легендарный ВНИИТЭ – институт Технической эстетики, в котором в 1960-х годах работали Селим Хан-Магомедов, Александр Раппапорт, Владимир Паперный, Евгений Асс. Заботами института здание, имеющее вид ренессансного палаццо, очень хорошо сохранилось. После реконструкции соседствующий с Хованским входом павильон окажется в гуще коммерческой зоны.

Служебная постройка

Совсем другая «резиденция», на этот раз в левой, юго-западной части ВВЦ – один из скромных «деревенских» домиков, там и сям встречающихся на выставке. Судя по явным признакам жизни, он стал приютом для кого-то из трудящихся в одном из многочисленных заведений мигрантов. Шансов на то, чтобы пережить реконструкцию, у него немного.

Павильон №7
«Семена», З. Арзамасова, инженер Д. Земцов, 1978 г.

Здание представляет собой яркий образец периода модернизма, с характерными для него ясными линиями и сочетанием остеклённых и каменных поверхностей. За исключением замены оригинальных дверей на пластиковые, сооружение сохраняет первоначальный вид. Тем не менее, согласно представленной схеме развития на этом месте запроектирован масштабный крытый парк развлечений.

Павильон №517
Магазин Мосхлебторга, сейчас магазин «Хлеб», 1954 г.


Небольшой павильон, ещё один среди вереницы построек, которые должны быть поглощены новым развлекательным комплексом. Вероятно, ради того, чтобы сделать фактическое исчезновение памятника (не считающегося объектом культурного наследия) менее заметным, с него в октябре была сбита значительная часть наружного лепного декора.

Материалы подготовлены рабочей группой в составе:

Борис Бочарников (Архнадзор), Анна Броновицкая (МАРХИ, DOCOMOMO), Наталья Душкина (МАРХИ, DOCOMOMO, ICOMOS), Борис Кондаков (группа «Дети Иофана»), Ирина Трубецкая (Архнадзор, MAPS); при участии студентов МАРХИ Анастасии Вайнберг, Камилы Зиятдиновой, Анны Машера.
Фотографии: Б.Бочарников, А.Броновицкая, И.Трубецкая, Н.Самовер.

8 комментариев

Сергеев Владимир больше года назад   Изменить
Ух! А я ведь более половины и не видел, хотя вроде старался все осмотреть после пожара на Ветеринарии....
... это фантастически красивые сооружения! Павильоны Кролиководство, Метео, Золотой Колос --- это же настоящие арт-объекты, они же "во плоти" отражают эстетеику той эпохи, знакомую миллионам людей только по "сталинскому" кино!!!! ... ни один из моих знакомых, и москвичей и иностранцев, увидевших их в первый раз не остался равнодушным, все были счастливы, что смогли это увидеть... Если эти здания исчезнут, произойдёт очередная катастрофа.
я очень люблю вднх. с детства часто там гуляю. кажется, что знаю там все, но часто случается набрести на дополнительную подробность, деталь. это как приключение, которое можно позволить себе в любое время. не надо далеко ехать. прямо под боком есть место, которое не похоже на москву, не похоже вообще ни на что. как будто все уездные достопримечательности собрались в столицу на конференцию)) это же проектировалось как то самое светлое будущее. и сейчас у нас есть на руках изрядно запыленное, потрескавшееся, усталое, окаменелое так и не наступившее светлое будущее наших ближайших предков. уникальный памятник! почему вднх не достойна счастливой судьбы парка горького, оставленного наконец-то в покое? вднх больше, интереснее, разнообразнее, познавательнее. не надо делать из нее аттракцион, она уже и сейчас аттракцион невероятного размаха и масштаба. физическое путешествие во времени. да что может быть круче? мне не все равно что будет в этом месте.
Скульптура охотника павильона № 45 "Охота и Звероводство"-1937 года имеет поразительное сходство с Б. Ельциным! Подобное сходство может иметь только генетические корни. Поэтому необходимо подключать историков и искать в архивах данные о модели скульптора. Это и позволит выявить родственные связи.
Эх, в последнюю свою прогулку я ещё «Ветеринарию» видел... Надеюсь, ВСХВ переживёт третий «приступ» реконструкторов.
Любовь Ландышева больше года назад   Изменить
Дорогие неравнодушные господа, вы вспомните павильон "Цветоводство и озеленение", старое здание и новое. Строения выполняли функцию на данный период пропаганды достижений в области декоративного садоводства. Круглогодичные выставки цветов и растений, учеба, популяризация возможностей природы и человека, зарождение новых профессий, объединение специалистов "зеленого цеха", информационно-методический центр Страны. Эмоции переполняют! Можно сжечь строение, а можно уничтожить его Душу, сдавать в аренду !?!? А здание строилось сугубо для сохранения цветов, функцию такую имело - выставка цветов круглый год. А главное, оно было уникальным по своей архитектуре и очень уютным. Вспомните, это было в наше с вами время.
Посмотрите вот тут ещё фотографии разрущения ВДНХ: http://moya-moskva.livejournal.com/3116933.html
Павильон Главконсерв построен по проекту архитектора Глеба Николаевича Есменского (1902-1989). В ваших записях ошибочно стоят инициалы Г.П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *