ВВЦ: наследие в опасности!

Краткие аббревиатуры ВСХВ – ВДНХ – ВВЦ всегда на слуху. Эти странные, типично советские буквенные сплавы, скрывают за собой удивительный мир «выставки» – как правило, явления временного, заменяемого, уходящего. Не так случилось в Москве. Прекрасный ландшафт на севере столицы с водными зеркалами и рощами, ныне входящий в охраняемый природно-исторический парк «Останкино», был превращен в огромное, притягательное для массовых посещений и лирических прогулок публичное пространство, проросшее диковинными павильонами разных исторических периодов.

Выстояв на протяжении десятилетий, пройдя через небрежение, чудовищную эксплуатацию и вандализмы, не раз побывав на грани сноса и осуществления нелепых проектов реконструкции, потеряв многие из своих исторических сооружений, в середине 1990-х годов «выставка» заслуженно обрела статус объекта истории и культуры федерального – т.е. общенационального – значения. Для фиксации памятника в реестре появился правильный обобщающий заголовок «Комплекс ВСХВ, 1939–1954», что на языке культуры означает «Ансамбль». С распадом несуществующего ныне государства, «выставка» как своеобразная ландкарта СССР запечатлела в себе память о советском периоде российской истории. Но не только – в ней в скрытом виде хранятся события имперских завоеваний России в XVIII–XIX вв. – на Кавказе, в Средней Азии. Выставка и есть историческая эмблемата огромной, многонациональной и многоязыкой страны.

«СОХРАНЕНИЕ»

Казалось, что тема «временности» на этом закрыта навсегда, а получение охранного статуса позволит сохранить, отреставрировать и грамотно адаптировать к современному использованию поистине удивительный и грандиозный по масштабу ансамбль построек, не имеющий аналогов в мире, обладающий уникальным архитектурно-градостроительным, художественным и рекреационным потенциалом. Поэтому не удивительно, что в дополнение к постановке на охрану отдельных объектов (36 федеральных памятников; 4 знаковых фонтана, каскад прудов, система цветочных партеров, Дубовая и Каштановая рощи, Мичуринский сад), памятником стала собственно планировочная структура выставки 1939–1954 годов Она-то до сих пор и держит пространственный и композиционный костяк территории. В теории, подтвержденной охранным законодательством, весь замысел этого «города в городе», осуществленный первоклассными архитекторами в несколько строительных периодов, должен сохраняться во всей своей целостности. Поэтому была утверждена и Объединенная охранная зона № 302Б, и границы особо охраняемой природной территории. Ведь именно синтез архитектуры и природы в сочетании с художественными экзотами – наиболее притягательный и востребованный бренд этого места.

Аналитические планы, специально подготовленные для этой публикации, позволяют представить сводную картину эволюции ансамбля ВСХВ — ВДНХ. На Схеме №1 видно, что самый старый слой построек 1930-х годов представлен во фрагментированном, почти осколочном виде. Многие павильоны полностью перестроены в 50-е годы, другие «украшены» поздними «пышными» фасадами. Тем более кажется нелепым, что изящные павильоны 30-х, самые ценные с исторической точки зрения, обладая уже охранным статусом, не перестают гореть и уходить безвозвратно – «Охота» погибла в 2005-м, «Ветеринария» в 2011-м. Наиболее цельным выглядит пласт послевоенных сооружений, в свою очередь искаженных модернистскими заплатами и перестройками 60-х. Функциональная «коробочная» архитектура этого времени в результате крупных сносов проникла в самое ядро выставки.
Планировочная и пространственная структура ансамбля вырубалась кусками, постепенно обесценивая главное – целостность композиции. Всего на территории выставки насчитывается более 30 утраченных построек разных периодов.

Схема № 2 показывает, насколько фрагментарно и поспешно из-за угрозы разрушения ставилась на охрану ВСХВ. Работа не была доведена до конца, границы территории памятника не определены, из концепции сохранения выпали целые ансамблевые узлы и десятки сооружений. Очевидно, что задача сохранить ансамбль ВСХВ – ВДНХ как уникальный «город в городе» даже не ставилась. До сих пор не определен предмет охраны, необходимый законодательно; пользователями и собственниками не подписаны охранные обязательства, о чем косвенно свидетельствует состояние большинства знаковых сооружений, буквально рассыпающихся на глазах.

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»

На пресс-конференции «Возрождение ВВЦ», прошедшей 18 ноября 2011 года в ИТАР-ТАСС, многократно повторялись заверения в том, что планирующаяся реконструкция будет максимально бережной по отношению к историческому ансамблю. «Наша главная цель – вернуть ВДНХ ее блеск, чтобы он снова стал жемчужиной всей страны», – заявил Алексей Микушко, генеральный директор ВВЦ. И продолжил: «Никто ничего сносить не собирается», а «новое строительство будет минимальным». «Наконец-то пришел инвестор, который не рассматривает территорию выставки исключительно как ресурс для извлечения выгоды», – радовалась Ганна Омельяненко из Института Генплана. В тоже время, со своей стороны генпроектировщик Борис Левянт сообщил, что все же главная задача – «не реставрировать и не воссоздавать ВВЦ 37-го года», а пойти по пути ее «возрождения и открытия для современной жизни».

Проект имеет еще довольно туманные очертания; «Мы пока находимся в самом начале пути», подчеркивали участники брифинга. Однако следовать по этому пути они, по-видимому, будут весьма стремительно: Микушко решительно заявил, что поставлена задача завершить реконструкцию через пять лет. Архитектурной и планировочной концепций как таковых нет, однако определенные соображения по поводу программы возрождаемого комплекса и размещения новых элементов уже сформулированы и были предъявлены в виде графических схем. Выяснилось, что под историческим ансамблем понимается, главным образом, центральное ядро выставки от Главного входа до павильона «Космос», где сосредоточены павильоны республик и областей и находятся знаменитые фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок». Остальные же зоны предполагается активно «модернизировать» развивать, то есть уплотнять и застраивать. Тут самое время еще раз вспомнить, что более пятидесяти исторических построек выставки до сих пор не обладают никаким охранным статусом. Некоторые из них ничем не уступают «официальным» памятникам, другие более скромны, но вместе они формируют тот ансамбль, который следовало бы возрождать и беречь.

На сегодня именно окраинные зоны ВДНХ, которые почти не затронула рыночная стихия, являются наиболее привлекательной частью комплекса. Постройки здесь окружены зеленью или картинно отражаются в прудах, создавая образ где дворцового парка, а где – идеальной деревни. Именно сюда приходят гулять в тишине жители окрестных районов, и именно здесь ожидают любителей архитектуры самые интересные находки. Мир ВСХВ — ВДНХ гораздо более многообразен и человечен, чем это можно себе представить по хрестоматийным фотографиям, изображающим парадную часть выставки. Именно на эти камерные, интимные участки паркового ансамбля и покушается грядущая реконструкция (Схема №3). Совершенно целостный комплекс «Новой деревни», спроектированный мастерской Жолтовского, оказывается, вообще не входит в границы проектируемого «достопримечательного места» и попадает под пятно застройки «Инновационного кампуса». Трогательные деревянные домики, оживляющие ландшафт на других участках, тоже явно не входят в программу «возрождения». Более импозантные павильоны, такие, как здание Главного ресторана, или изящный павильон «Кролиководство», рискуют сохранить только фасады – единственную часть, числящуюся объектом культурного наследия. Другие могут просто исчезнуть, как погиб недавно павильон «Ветеринария», или быть поглощенными объемом огромного развлекательного комплекса, проектирующегося в районе Хованского входа. Те, что останутся, потеряют свое ландшафтное окружение и превратятся из элементов парковой среды в «бедных родственников» своих современных соседей, которые неизбежно окажутся более крупными. Не менее горькой окажется потеря самого тихого парка, который гораздо нужнее жителям Москвы, чем еще одна зона развлечений.


В хоре голосов, представлявших концепцию, не было двух главных, важнейших для знакового памятника федерального значения: Мосгорнаследия и Министерства культуры РФ, как будто пораженных немотой. Между тем, в концепции «возрождения» поражает, с какой щедростью будут отрезаны 52,5 га, выводимые из особо охраняемой природной территории для отдачи под застройку; как «актуализируется» охранная зона, превращаемая в достопримечательное место, где четверть всего пятна выставочного и ландшафтного ансамбля покрывается гостиничными комплексами, спорткомплексами и т.д. Прозвучавшие на пресс-конференции заклинания о реставрации, оборачиваются первоочередным осуществлением бизнес-проектов в декорациях «Парка советского периода».

ВВЦ как «город в городе» стоит на пороге крупномасштабного передела, повторяя судьбу исторического центра Москвы – разодранного и хаотически застроенного. Для этого есть и команда управленцев с «положительным опытом реновации исторических объектов советского периода». Речь о гостинице «Украина», прошедшей через брутальную реконструкцию и по многим параметрам утратившей свою историческую и художественную подлинность.
Противовесом этой угрозе должна стать твердо заявленная позиция органов охраны наследия. Необходимо значительно расширить список сооружений, подлежащих сохранению, минимизировать риски сокращения охраняемых территорий и природных комплексов, определить предметы охраны и т.д. Но все это возможно в государстве, кровно заинтересованном в сохранении слоев памяти и в действительном повышении качества жизни своих граждан — не столько путем строительства на ВВЦ «Центра качества жизни» с парком развлечений, сколько путем поддержания и реабилитации ценностей окружающей нас среды, которые и организуют жизнь.

Материалы подготовлены рабочей группой в составе:
Борис Бочарников (Архнадзор), Анна Броновицкая (МАРХИ, DOCOMOMO), Наталья Душкина (МАРХИ, DOCOMOMO, ICOMOS), Борис Кондаков (группа «Дети Иофана»), Ирина Трубецкая (Архнадзор, MAPS); при участии студентов МАРХИ Анастасии Вайнберг, Камилы Зиятдиновой, Анны Машера.

Продолжение следует

4 комментария

окраинные зоны ВДНХ --- это как раз то место, где я и десятки других людей, хорошо знающих ВДНХ, предпочитают для прогулок и отдыха, там есть фантастически красивые постройки, участки парка на границе с Ботаническим садом, окружение "Золотого Колоса". Многих построек уже нет, другие на грани разрушения, но и то, что осталось, фантастически красиво!!! Если эти постройки будут уничтожены, мы лишимся ещё одного живого уголка нашей общей истории, ещё одной возможности побывать осязаемо в нашем общем прошлом, насладиться реальной живой красотой.
Да, периферия Выставки - это место куда часто спасаются местные жители от шума, радио и ажиотажа главной аллеи. Я тоже им являюсь. Строительство планируется по внешней стороне круговой дороги, с обеих сторон - до и после клуба, фитнес-центр за Кролиководством, ну и торгово-развлекательная часть слева. Атмосфера там конечно изменится. Хотя они вроде минимизируют сносы, но нарушают соотношение пустых и застроенных участков, действительно повторяя судьбу ряда московских районов и дворов. Т.е. здесь можно говорить о нарушении целостности ансамбля и увеличении плотности застройки. Этажность новых зданий пока неизвестна, на макете нового проекта они выгодно обозначены плоскими вставками.
Возможно, Мосгорнаследие и Минкультуры молчат по этой причине http://becky-sharpe.livejournal.com/1243288.html Говорят, что Кабаевой подарили Лужники, гостиницу Украину и "Времена Года". А горским, за то, что отдали Украину, дадут строить ВДНХ
вот кошмар, если ещё и ВДНХ изуродуют. похоже, нужно лечь костьми, чтобы хоть что-то отстоять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *