Глазычев

Не стало Вячеслава Леонидовича Глазычева.

Говоря об этом человеке, никаких титулов и регалий называть не нужно, хотя имел он их немало. Острое чувство безвременности его ухода (на 73-м году!) говорит о нем больше, чем может сказать перечисление ученых степеней, академических званий и должностных позиций. Пятнадцать монографий, 500 статей – эти цифры тоже говорят сами за себя. Его труды собраны на сайте www.glazychev.ru.


Сегодня в России урбанистика – модная наука будущего. Глазычев был среди тех, кто осваивал урбанистический образ мышления в те годы, когда страна еще упорствовала в строительстве коммунизма по грубым лекалам начала ХХ века, побаивалась иностранных слов и связывала свое будущее с пуском в эксплуатацию очередных гигантских нефтяных месторождений. Он принадлежал к числу людей, которые сформировали наш язык, оптику нашего зрения, наш инструментарий, номенклатуру, по которой мы раскладываем, анализируя, живые проблемы сегодняшнего дня.

Для отечественной науки территориального развития он сделал то же, что Жуковский для русской литературы; мы узнавали труды западных урбанистов в его тонких и умных переводах и учились понимать свою собственную страну по его исследованиям.

Глазычев был идеальным гуманитарием; в его сознании архитектура и дизайн, социология и политология, история и поэзия, государственное управление и городское планирование, методология и творчество, экономика и культура существовали в единстве, образуя напряженное смысловое поле в центре которого – человек.

Его изящная наружность, щегольская манера курить трубку, его насмешливость и легкость, чуть отстраненная любовь к холодному блеску интеллектуального фехтования формировали образ отточенный и совершенно закрытый.

Много лет он принадлежал к небольшому числу приближенных к Кремлю экспертов. Это очень важно, чтобы около власти был квалифицированный консультант. Но Глазычев был не просто квалифицированным, он был смел и самостоятелен. Не Кремль управлял Глазычевым, но Глазычев стремился использовать возможности власти для продвижения тех идей, которые он сам считал верными.

Политика у Вячеслава Глазычева всегда была своя собственная. Он не был ни любимцем начальства, ни баловнем оппозиции. Кажется, он всегда соотносил себя и свою деятельность только с одним – со страной, с тем, как он сам понимал ее потребности, ее особенности и пути ее развития.

Оценивая то, чего он смог добиться, не забудем о том, что ему удалось предотвратить. С ним считались, потому что он был общественным явлением, не считаться с которым было невозможно. Огромный опыт и знания, полученные исследовательским трудом, осмысленные острым и ясным умом, преломленные талантом в радугу ярких и точных высказываний, давали ему право на собственную позицию.

Люди, достигшие такой степени свободы, редки, с их утратой наш мир скудеет.

Грустная символика видится в том, что он ушел накануне 6 июня — дня рождения Пушкина. В отличие от Жуковского, учеников, превзошедших учителя или хотя бы достигших его уровня, Вячеслав Глазычев не оставил.

Но он оставил нам урок.

Он никогда не строил иллюзий; имея мужество смотреть в глаза всем несовершенствам окружающего мира, он часто ставил тяжелые диагнозы. Но никогда он не впадал в отчаяние и никогда не опускал рук. Разыскивая по всей стране ростки новой жизни, он умел радоваться им и делал все, что было в его силах, чтобы поддержать их. И мир нехотя, медленно, со скрипом менялся вокруг него.

Свое кредо он изложил в финальных строках своей последней монографии «Город без границ», вышедшей в 2011 году: «Изменения неизбежны (лишь бы хватило времени, отпущенного историей), и потому, какие бы новации ни рождались в среде администраторов-законотворцев, следует готовить изменения и готовиться к изменениям, строя собственное сознание и в меру возможности выстраивая собственную практику по его мерке».

Глазычев умер внезапно, от сердечного приступа; ушел, оставив растерянность, недоумение и пустоту.
Он не просто был. Он был Глазычевым.

Нам всем будет очень его не хватать.

1 комментарий

жаль, жаль, жаль. так любил его профессиональный и вместе с тем острый комментарий. смену ему не вижу. среди молодёжи нет тех, кто прошёл подобный жизненный путь... Упокой, Господь его душу и прости ему...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *