Раритет ненужных вещей

Воскрешение Лазаря

Константин Михайлов
Опубликовано в Ъ-Огонек

Древнейшее здание Москвы используется как склад, заставленный старой мебелью и картонными коробками

21 сентября (8-го — по старому стилю) – день Рождества Богородицы. В русской истории этот день неразрывно связан с одной из самых легендарных воинских побед – в день Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 года, произошла Куликовская битва. Древнейший московский мемориал этого сражения практически недоступен.

Из рассказов Иван Иваныча

Летом прошлого года был у меня странный разговор с человеком, который распоряжался сносом одного старинного здания в Москве. Мы сидели за столиком в большом и невзрачном корпусе, в столовой, как будто заброшенной с помощью машины времени из Москвы 1980-х. Мой собеседник, пожилой строитель, пытался уверить меня, что он действует по закону и, в конце концов, Москва не пострадает от утраты еще одного старинного дома. Попутно он рассказывал разные истории из жизни, одна из которых сразила меня просто наповал. Относилась она к середине 1990-х гг., когда мой визави, по его словам, был причастен к реконструкции Большого Кремлевского дворца.

Рассказывал он вот что. Под одной из дворцовых церквей открылась некая пустота в грунте, и решено было ее забетонировать. «Льем мы туда бетон, льем,— говорил мой собеседник,— но как в бездонную бочку, чуть не цистерну залили, а пустота все равно не кончается. Тогда провели совещание: решили остановиться и исследовать, что же там. Решили, но команду, видимо, до рабочих не довели. И вот вечером вбегает ко мне мой прораб, кричит: «Иван Иваныч, беда!» — «Что такое?» — «Пойдем!» Пошли мы туда, смотрю — пустота наконец заполнилась, а бетон продолжали качать, и весь низ помещения уже под ним. А он же особой марки, схватывается почти мгновенно — уже отвердел. Что делать? Долбить — церковь завалим, она же старая, ветхая. Так оставить — голову снимут, этого ни в каком проекте не было. Я огляделся — там в соседнем помещении какие-то старые столы свалены. Снимай, говорю прорабу, столешницы, крой ими бетонную поверхность, выравнивай, а сверху клади половую плитку. Так и сделали. С утра посмотрели — как будто все так уже сто лет было. Никто потом ничего не заметил».

— Что же это за церковь была? И сколько вы так… забетонировали? – спросил я.

– Ну, сантиметров 80 от пола. Вот как этот столик. А церковь – не помню, как называется. Говорили нам, что это якобы самая старая церковь в Кремле. Но я в этом не очень разбираюсь.

— Самая старая? — переспросил я, не веря ушам своим. – Воскрешения Лазаря?

— Может, и Лазаря. Не помню я.

Я поспешил распрощаться с находчивым строителем. Господи, думал я, неужели эти… мексиканские негодяи забетонировали древнейшую московскую церковь XIV века? Вот так, случайно, походя – и преспокойно об этом рассказывают семнадцать лет спустя?

И что было мне теперь делать? Звонить в Кремль и просить: пойдите-ка взгляните, не забетонирована ли церковь Воскрешения Лазаря, мне вот Иван Иваныч кое-что рассказал? Смешно. Нужно было проверять факты самостоятельно. Не буду утомлять вас подробностями, но несколько месяцев спустя мне удалось оказаться под сводами древнейшей церкви Москвы.

Уровень пола

Я основательно готовился к визиту: церковь эта в Кремле не то чтобы распахнута настежь — и, боюсь, большинство туристов, гуляющих в главной цитадели столицы, не подозревают о ее существовании. До этого я видел церковь Воскрешения Лазаря единственный раз в жизни, в 1987 году, благодаря счастливому случаю. В молодежный еженедельник, где я тогда работал, приехали в гости коллеги из братской социалистической страны, захотели посмотреть кремлевские дворцы и терема. И им разрешили, а мы увязались с ними в качестве сопровождающих. До сих пор помню, как радость от первого свидания с национальными реликвиями смешивалась в душе моей с некоей горечью: увидеть-то их я смог только благодаря визиту иностранной делегации…

Но все это было давно, и, конечно же, я не помнил, на каком уровне был в 1987 году пол в церкви Воскрешения Лазаря. Поэтому пришлось раскопать в изданиях 1960-х и даже 1860-х годов несколько фотоснимков с приметами и ориентирами, по которым можно было безошибочно понять, поднялся ли уровень пола на целых 80 сантиметров.

Переступив порог, я сразу успокоился: пол оказался на месте. А на древних стенах, сложенных из крупных белокаменных блоков, не было никаких следов отламывания сверхпрочного бетона.

Воскрешение

Тревога оказалась ложной, и можно было задуматься над тем, куда я попал.

Машина времени

Церковь Воскрешения Лазаря в Кремле, первоначально посвященная Рождеству Богородицы, построена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы великого князя Московского Дмитрия Донского. Впоследствии княгиня была причислена к лику святых и известна под именем преподобной Евфросинии Московской. Первоначальное посвящение говорит историкам о том, что храм был мемориальным, в честь победы в Куликовской битве, которая произошла в день Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 года.

С тех пор в России прошло столько веков и было провозглашено столько отречений «от старого мира», что почувствовать преемственность с героями эпохи ранней русской государственности трудно, почти невозможно.
Помочь могут только камни.

Нужно просто прийти сюда, в церковь Воскрешения Лазаря, и постоять под этими сводами. Камни здесь – настоящие. Они помнят все и всех. Евдокию, которая провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, и оплакивала девять лет спустя, и вспоминала здесь, под сводами только что законченной церкви. Только что, в 1394-м.

Эти камни помнят Ивана III, создателя могучего московского государства, и Ивана Грозного. Помнят Годуновых и Романовых, Петра Великого и Екатерину, дней Александровых прекрасное начало и их же конец. Помнят, как ждали в Москве Тамерлана в 1395-м, помнят землетрясение 1472 года, обрушившее построенный было Успенский собор, помнят нашествие Девлет-Гирея в 1571-м, помнят поляков в Смуту, помнят Наполеона и его пожар. Основание университета, освобождение крестьян, Февральская и Октябрьская революции, 1941-й и 1945-й, Ленин и Сталин, Хрущев и Брежнев – вся история страны проходит здесь перед глазами. И ты начинаешь чувствовать эту историю, потому что эти камни и своды – ее свидетели и участники. Их можно потрогать, даже погладить. Вот ниша в круглом столпе – здесь, по преданию, восседала основательница, Евфросиния-Евдокия.

razum
Вот плоскости стен, некогда украшенных фресками Феофана Грека. Вот белокаменный портал над порогом, который, очень может быть, переступал Андрей Рублев. Это и есть настоящая машина времени, которой задолго до Уэллса умели пользоваться хранители и ценители древностей.

Второе открытие

История храма Воскрешения Лазаря так длинна, что на полтора века он даже скрывался с глаз и из памяти современников. В 1479 году своды храма рухнули (стены и столпы XIV века сохранились на три четверти высоты), но были восстановлены. В 1514-м итальянский мастер Алевиз Новый, строитель кремлевского Архангельского собора, переложил своды в кирпиче и возвел над ними новую церковь Рождества Богородицы. Нижнюю, древнюю, переосвятили тогда во имя Воскрешения Лазаря. В 1681 году Рождественскую церковь отстроили заново. Ее позолоченную главу сегодня можно разглядеть над крышами кремлевских теремов, это единственный ориентир, подсказывающий нам, где находится древнейшее здание Москвы.

KMO_121006_03801_1_t218_122110

А старая церковь XIV века, обстроенная со всех сторон дворцовыми помещениями, оказалась заброшена и забыта. В 1681 году из нее по воле царя Федора Алексеевича вынесли престол, а сам храм, как выражаются авторы старинных путеводителей, оказался «заложен чрез устройство около него стен настолько плотных, что оставался закрытым до 1837 г.».

В 1837-м, когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, храм Воскрешения Лазаря был открыт заново. Рабочие, посланные устроить лестницу в нижней части Теремов, стали ломать стену — а за ней вдруг показались древние своды, столпы, алтарь. Вся церковь оказалась завалена мусором и почему-то бочками с дегтем. О находке доложили московскому митрополиту Филарету; стали читать древние летописи и описания — и поняли, что именно открыли. В 1837 году император Николай I распорядился возобновить храм «в первобытном стиле». В 1840-е гг. церковь отреставрировали, вновь расписали и соединили лестницами с Теремным дворцом и Апартаментами Их Величеств. Во время пребывания в Москве царская семья, как встарь, посещала древний храм для богомолий.

Внешний вид храма в древности неизвестен, поскольку уже несколько веков он со всех сторон окружен поздними пристройками. Считается, что это был одноглавый кубический храм, близкий по облику к собору Успения на Городке в подмосковном Звенигороде. Некоторые специалисты предполагают, что этот храм, построенный в 1398—1399 гг., вскоре после кремлевского, возводила та же артель мастеров каменных дел, самых искусных архитекторов того времени в Московской Руси.

1837 — 2014

Со времени «второго открытия» храма Воскрешения Лазаря прошло почти 180 лет. Она, как и любой древний памятник, вновь нуждается в реставрации. Эксперты могут лучше меня рассказать, в какой именно, хотя даже невооруженным глазом видно, как пострадал белый камень от влаги и времени. Что же касается меня, я не мог поверить глазам своим, поскольку мне открылась примерно та же картина, что и перед рабочими, случайно обнаружившими храм Воскрешения Лазаря в 1837-м.

Нет, к счастью, здесь не было бочек с дегтем. Но древнейшая московская церковь используется как склад для ненужного хлама. В ее стенах – какие-то старые столы и стулья, доски, картонные коробки неизвестно с чем, громоздящиеся чуть ли не до сводов.

IMG_1561

Самая древняя постройка Москвы — не церковь, освященная вновь, не музей, не доступное паломникам или туристам пространство. В любом старинном городе Европы ли, Америки, Азии – обязательно знают свое самое древнее здание, берегут его, заботятся о нем, гордятся им, с любовью и гордостью показывают гостям. В Москве древнейший раритет заполнен ненужными вещами. Мемориал Куликовской победы — раритет ненужных вещей…

В декабре 2012 года в верхнем, Рождественском храме 1681 г. Патриарх Кирилл освящал мемориальную доску в память о великой княгине Евдокии-Евфросинии. После церемонии Патриарх сказал: “Дай Бог, чтобы и то место, над которым мы стоим, как можно скорее было восстановлено, и чтобы мы имели возможность освятить его в память о великих трудах святой, благоверной и преподобной княгини Евфросинии Московской”.

Побывав в древнем храме, я стал осторожно наводить справки о его будущем. Знающие люди рассказывали, что реставрация храма Воскрешения Лазаря – в ближайших планах кремлевских музеев и комендатуры. Правда, никаких упоминаний о том на музейном сайте мне не удалось пока обнаружить.

P.S. А что касается человека, которого я в первых строках этих заметок условно обозначил как «Иван Иваныча», то я так и не знаю, зачем он рассказывал мне страшную историю. Может быть, он так шутил. Может быть, видя мое неравнодушие к старине, решил доставить мне особое удовольствие. А может быть, он и вправду забетонировал какую-нибудь другую церковь – много их в Кремле, всех не упомнишь.

——————————————————————————————————————————————————

ДОСЬЕ

Храм Воскрешения Лазаря Праведного (первоначально Рождества Пресвятой Богородицы) построен в 1393-1394 гг. по заказу великой княгини Евдокии, вдовы великого князя Московского Дмитрия Донского. Освящен в 1394 г. Митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном. Перестраивался в XV-XVII вв., с 1681 по 1837 г. был заброшен и заложен каменными стенами.

Обнаружен в 1837 г. при строительстве Большого Кремлевского дворца. Восстановлен в 1840-х гг.; реставрировался в 1920-х и в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

Относится к типу крестовокупольных храмов; своды опираются на четыре столпа, прямоугольных (восточные) и круглых (западные) в сечении.

IMG_1564

Церковь примыкала к великокняжеским хоромам и в XV-XVII вв. служила домашним храмом русских великих княгинь и цариц. Входит в состав ансамбля Московского Кремля – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Москва, которую мы не потеряли
Контекст

В число самых древних сооружений столицы включены сохранившиеся здания без учета уцелевших подземных фрагментов и археологических артефактов

Ассортимент московской «Лавки древностей» не так богат, как во многих старинных городах Европы. Зданий старше 500 лет — наперечет, построек XVI-XVII веков не наберется и трех сотен. Изначальное небольшое их количество (до конца XVII века жилье предпочитали строить из дерева) усугубило откровенно вандальное градостроительство ХХ века, дающее рецидивы и до сей поры. Впрочем, чем их меньше, тем они драгоценней…

1. Церковь Воскрешения Лазаря (первоначально Рождества Богородицы на Сенях) в Кремле, 1393-1394 годы

Храм построен вдовой великого князя Московского Дмитрия Донского княгиней Евдокией (Евфросинией). Служил дворцовой церковью при великокняжеских покоях. Согласно одной из гипотез, первоначальная усыпальница княгинь Московского великокняжеского дома.

2. Собор Спаса Нерукотворного в Спасо-Андрониковом монастыре, 1420-е годы

Самая древняя постройка Москвы за пределами Кремля. Уникальный образец и родоначальник композиции храма с пониженными углами и пирамидальным верхом на московской земле. Некогда был украшен фресками Андрея Рублева, погибшими при пожаре в 1812 году. Верх храма восстановлен реставраторами в 1960-е.

3. Успенский собор в Московском Кремле, 1475-1479 годы

До постройки храма Христа Спасителя — главный кафедральный собор Москвы XV-XIX веков. Построен итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти, специально для этого приглашенным ко двору великого князя Московского Ивана III. За образец взята композиция Успенского собора во Владимире, переосмысленная архитектором в соответствии с принципами Ренессанса. Собор служил местом коронации (венчания на царство) русских царей и императоров. В нем похоронены православные митрополиты и патриархи всея Руси.

4. Церковь Ризоположения на Митрополичьем дворе в Кремле, 1485-1486 годы

Построена работавшей в Москве в конце XV века артелью псковских зодчих как домовый храм при дворе митрополита Московского. Убранство фасадов сочетает модные московские мотивы и детали того времени с приемами, традиционными для средневекового псковского зодчества. Обладает уникальной конструкцией сводчатых перекрытий.

5. Стены и башни Московского Кремля, 1485-1516 годы

Строились в несколько приемов итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алоизио да Карезано). Первой заложили Тайницкую башню (1485) на южной стороне крепости, последней закончили Кутафью башню (1516) — предмостное укрепление у Троицких ворот. В XVII веке башни надстроены шатровыми верхами, в этом виде дошли до наших дней. Южная стена Кремля (от Благовещенской до Петровской башни) была в 1770-е годы разобрана при строительстве Кремлевского дворца по проекту Баженова, затем восстановлена. Никольская и Водовзводная башни взорваны в 1812-м по приказу Наполеона и выстроены вновь в конце 1810-х.

6. Благовещенский собор в Московском Кремле, 1485-1486 годы

Домовая церковь московских государей. Настоятель Благовещенского собора в средневековой Москве, как правило, был духовником великого князя или царя. Собор выстроен псковскими зодчими, в XVI веке не раз перестраивался и расширялся. Первоначально был увенчан тремя главами, заказчики и зодчие последующих поколений довели это число до девяти. Сохраняет уникальные элементы убранства фасадов.

7. Грановитая палата и Великокняжеский дворец в Московском Кремле, 1487-1491, 1499-1503 годы

Грановитая палата — древнейшая гражданская постройка Москвы. Тронный зал великих князей и царей, предназначался для наиболее торжественных церемоний, в том числе приемов иностранных послов. Построена итальянскими зодчими Марко Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Название породила отделка главного фасада гранеными рустованными блоками из белого камня.

Основанием кремлевского Теремного дворца служат три нижних яруса палат Великокняжеского дворца Кремля, построенных (мастер Алоизио да Карезано) в ходе создания новой резиденции великого князя Московского Ивана III.

8. Церковь Трифона в Напрудной слободе, 1492 год

Одноглавый белокаменный храм старинного великокняжеского села, давно вошедшего в черту Москвы. Датировка здания концом XV века предположительна и не принята некоторыми исследователями, которые относят его к середине XVI века. Первоначальный облик восстановлен при реставрации в 1940-х годах.

9. Собор Рождественского монастыря, 1501-1505 годы

Один из редких памятников раннемосковского зодчества за пределами Кремля. Монастырь основан княгиней Марией Константиновной, матерью серпуховского князя Владимира Храброго, героя Куликовской битвы. Посвящение собора и монастыря Рождеству Богородицы свидетельствует об их мемориальном значении как памятников победе на Куликовом поле.

10. Архангельский собор в Московском Кремле,1505-1508 годы

Усыпальница великих князей и царей Московских (доимператорской эпохи). Собор построен итальянцем Алевизом Новым (возможно, Алоизио Ламберти да Монтаньяна). Представляет собой практически идеальное здание в стиле итальянского Ренессанса, увенчанное каноническим православным пятиглавием. Сохраняет уникальные росписи XVI века.

11. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, 1505-1508 годы

Самое высокое (свыше 80 м) здание Москвы до первой четверти XVIII века. Могучая столпообразная звонница, в первом ярусе которой находится церковь Иоанна Лествичника, построена итальянским мастером по имени Бон Фрязин. Первоначально была ниже и увенчана шлемовидным куполом. Нынешний облик обрела после надстройки по велению Бориса Годунова в 1600 году, когда царь пытался реализовать грандиозный замысел создания в Кремле нового ансамбля соборов — «Святая Святых».

12. Храм Рождества Богородицы в Старом Симоновом монастыре, 1509-1510 годы

До 1771 года — соборный храм Старого (Рождественского) Симонова монастыря. Построен предположительно итальянскими зодчими. Перестраивался в XIX веке, изуродован в ХХ. Реставрация (с 1988-го) возвратила памятнику первоначальный вид. Украшен уникальными керамическими фризами. В храме похоронены герои Куликовской битвы 1380 года — воины-иноки Пересвет и Ослябя.

1 комментарий

Огромное спасибо! Надо же, как церковь переносит судьбу своего очень редкого посвящения. Так и хочется сказать: "Изыди, Лазарь!"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *