Закон об охране памятников изменился в лучшую сторону

DSC00021

Сообщение Общественного движения «Архнадзор»

23 октября 2014 года президент России подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» и отдельные законодательные акты», принятый обеими палатами Федерального собрания несколько дней назад.

Изменения в закон (его номер 73-ФЗ) вносятся регулярно, однако на этот раз речь идет о фундаментальном совершенствовании законодательной базы охраны наследия. Корпус поправок превышает объем действующего закона и составляет около 400 страниц.

У этого проекта почти пятилетняя история. Он появился в декабре 2009 года как пакет поправок, написанных наемным подрядчиком. Проект был явно направлен на разрушение всей логики действующего законодательства – и стремительно прошел первое чтение в Госдуме. Солидарный и громкий протест экспертов, градозащитников и органов охраны наследия позволил остановить катастрофу. В 2010 году при парламентском Комитете по культуре была образована экспертная рабочая группа, сумевшая фактически переписать законопроект в технике внесения поправок ко второму чтению. «Архнадзор» участвовал в этой работе и, насколько возможно говорить об авторстве коллективного текста, разделяет ответственность за результат.

А результат нам дорог. Мы помним, как в конце 2010 года в уже согласованный рабочей группой текст были вброшены поправки депутатов Плескачевского и Давитиашвили, вводившие понятие «реконструкция памятника» и облегчавшие порядок снятия памятников с охраны. В те дни «Архнадзор», продолжая работу в комиссии, одновременно пикетировал здание Госдумы и организовывал общегородской митинг против новых поправок. А митинг стал частью Дня единых действий, впервые проведенного градозащитниками из нескольких регионов России. Уникальную роль в спасении законопроекта сыграли наши петербургские соратники во главе с Алексеем Ковалевым.

Прошло еще два с половиной года, прежде чем проект был вынесен на второе и третье чтение, то есть преодолел сопротивление разнообразных сил, явно или скрыто заинтересованных в сохранении старой редакции закона.

В старой редакции не было, например, определения «территории памятника», хотя фигурировал сам термин, вокруг которого наросла огромная практика. Теперь отдельная статья закона ясно говорит о том, что территория памятника – это границы особого правового режима, устанавливаемые по историческим основаниям, а не по данным современного земельного кадастра. Территория памятника – не кадастровый участок и может не совпадать с ним. Важно, что территория присваивается теперь и выявленным, то есть ожидающим включения в реестр, памятникам.

Изменился и порядок выявления памятников. В частности, законодатель подтвердил, что граждане и организации вправе рекомендовать объекты на государственную охрану без приложения акта государственной историко-культурной экспертизы. В Москве, например, постановлениями правительства установлена прямо противоположная практика, парализовавшая работу общества по выявлению памятников. Теперь эти постановления ждет, наконец, ревизия.

Акты государственной историко-культурной экспертизы становятся открытыми – подлежат обязательной публикации на электронных ресурсах органов охраны памятников. Как и акты этих органов об утверждении охранных обязательств.

Охранные обязательства окончательно приобрели односторонний, императивный характер, то есть перестали быть предметом договора органа охраны с пользователем или собственником памятника. Теперь государство диктует обязательства, а не обсуждает их.

Специальная статья закона посвящена исполнению охранных обязательств в многоквартирных жилых домах-памятниках. Эта статья была одним из предлогов для торпедирования законопроекта; однако обязанность жителей охранять свои дома-памятники установлена прежней редакцией закона, а нынешняя редакция распределяет бремя охраны между жителями, их организациями и государством.

Законодатель установил долгожданные льготы для тех, кто берется восстановить памятники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, и выделил такие памятники в особую категорию.

Увы, в проекте остались и рискованные формулировки, отражающие, например, историю борьбы с лоббистами «реконструкции». Так, закон говорит, что параметры памятников все-таки могут изменяться. Но только в рамках «работ по сохранению памятника», то есть реставрационных и иных работ, предусмотренных исключительно Законом о наследии. И Градкодекс (в который вносятся «смежные» поправки) согласился с этим. Действительно, реставратор может обнаружить засыпанный подвал или снять поздний этаж. Важно не допустить злоупотребления этой формулировкой.

«Смежными» поправками в Административный кодекс установлен новый вид ответственности – за уничтожение предмета охраны исторических поселений, то есть объектов исторической среды, не являющихся памятниками, но составляющих среду охраняемого исторического города.

Особая статья устанавливает ответственных за соблюдение охранных обязательств для разных случаев владения и пользования объектами культурного наследия.

Разумеется, работа над законом не завершена, завершен лишь ее многолетний этап. Новая редакция по-прежнему не дает определения таких ключевых понятий охранной практики, как «предмет охраны» и «регенерация исторической среды».

Ближайшая задача — разработка подзаконных актов: приказа Министерства культуры и региональных постановлений о порядке выявления памятников по рекомендациям физических и юридических лиц.

Архнадзор готов участвовать в дальнейшей работе. Для начала мы посвятим закону подробный разбор на нашем сайте – и открытый урок в нашей Школе.

Распечатать статью Распечатать статью

9 комментариев

Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
Извините, что не очень по теме, но вынесенная в начало поста табличка - пример редкого маразма. Табличка на памятнике должна быть такой, чтобы человек мог прочитать какую-то информацию с неё, не прибегая ни к каким гаджетам и не тратя денег на выход в Интернет. Хотя бы наименование памятника. А так ощущение, что табличку вешали роботы для роботов. Ещё и такого яркого цвета, сразу бросающегося в глаза. Бесит ужасно.
Учазднег Событий больше года назад   Изменить
Совершено согласен! В маркетинге это называется "послать на 4 буквы" - когда клиент чем-то интересуется, а ему говорят: "Зайдите на сайт, там всё подробно-подробно написано". Искусственно создаваемая коммуникативная преграда, часто непреодолимая, потому вызывающая вместо ожидаемой лояльности прямо обратный эффект.
Вот тоже вчера в очередной раз обратил внимание и подумалось: "У нас всё время бросаются из крайности в крайность: то в интернете информации не найти, то на месте не узнать - в интернет лезть надо". А что делать при виде этой таблички мне, у кого мобильный телефон является именно телефоном, интернета в нём нет, и не живу я там, в интернете?
Можно уточнить...изменения УЖЕ вступили в силу...или еще нет. И где можно найти новую редакцию?
Вот здесь: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170121;fld=134;from=148669-5;rnd=0.45136670580884, начало действия - 22.01.2015 г.
О какой Школе идет речь?
Виктор, вот информация о Школе "Архнадзора": http://archnadzor.livejournal.com/203390.html В скором времени будут новые мероприятия Школы "Архнадзора".
В настоящие время происходит процесс закрытия кинотеатра «ПОБЕДА» (г. Москва, ул. Абельмановская, дом 17А), который ничем не обоснован. Здание кинотеатра уже передано в Департамент имущества города Москвы и в скором времени новым хозяином станет театр марионеток. Но в Таганском районе уже долгое время работают два кукольных театра! Местным жителям до сих пор не понятно с какой целью закрывается единственный кинотеатр и одновременно культурный центр для жителей всего района и открывается третий кукольный театр, в котором цены на представления начинаются от 800 рублей и никаких скидок и льгот!!! Кинотеатр «ПОБЕДА», построенный в 1957 году по проекту заслуженного архитектора СССР, лауреата Сталинской премии Ивана Владиславовича Жолтовского. Кинотеатр представляет собой отдельно стоящее здание прямоугольной формы, с колоннами по фасаду. В основу проекта взят дворец из г. Виченца архитектора Палладио XVI века и является памятником архитектурного стиля, известного как «сталинский ампир». Украшением кассового и зрительского фойе служили оригинальные массивные кованые люстры и лепнина (кстати, люстры участвовали в оскароносном фильме Бондарчука «Война и Мир»). В июне 2000 года кинотеатр закрылся на реконструкцию, но уже 1 ноября 2000 года он вновь открыл свои двери для своих преданных зрителей полностью реконструированным и переоборудованным. В кинотеатре «Победа» работают два кинозала — «Красный» и «Синий». Каждый зал рассчитан на 304 зрительских мест и оснащен звуковым оборудованием в формате «DOLBY DIGITAL». Также установлено оборудования для трансляции фильмов в 3D. С экономической точки зрения кинотеатр полностью сомоокупаем (т.е. функционирует без бюджетных средств). И тогда становится еще более непонятным решение о закрытии кинотеатра, ведь он не просто работает для своей прибыли, он работает для жителей! В «ПОБЕДЕ» действует система скидок для студентов, пенсионеров и многодетных семей. В фойе кинотеатра постоянно организовываются бесплатные праздники на Новый год, День студента, 9 мая, День защиты детей и другие мероприятия. На все эти и другие праздники в кинотеатре организуются бесплатные киносеансы. Для молодежи кинотеатр организовывает встречи с ветеранами, а также ежегодную «Вахту памяти». В общем, кинотеатр «ПОБЕДА» по-настоящему является культурным центром для жителей всего района. И новость о закрытии «ПОБЕДЫ» всколыхнула всех: от школьников, до пенсионеров. Уже организованы инициативные группы в защиту «ПОБЕДЫ», к которым присоединяются партии и общественные движения.
Уважаемые члены Архнадзора, а как этот закон можно применить к памятнику культуры- кинотеатр "ПОБЕДА", который хотят уничтожить и уже передали сначала в ДИГМ а потом театру кукол, третьему в радиусе километра, пытаются 70% в торговые площади перевести.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *