Спасти дома Нирнзее и честь города

Садовническая 9 - 3

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

В повестке дня заседания Рабочей группы Комиссии Правительства Москвы по вопросам градостроительства в охранных зонах, которое назначено на 28 ноября – вопрос о сносе строений 2 и 3 домовладения № 9 по Садовнической улице.

Московские градозащитники уже несколько лет отстаивают от сноса превосходный комплекс зданий начала ХХ века по этому адресу, построенный по проекту известного архитектора московского модерна Э.-Р. Нирнзее для предпринимателей Приваловых, ктиторов соседнего храма св. Георгия в Ендове.

По проекту, согласованному городскими властями (в том числе в 2011 г. – Градостроительно-земельной комиссией Москвы под руководством мэра Сергея Собянина) инвестору – ООО «Великан XXI век» – от главного здания комплекса (стр. 1, в основе которого – дом первой половины XIX в.) уцелеет только фасадная стена по Садовнической улице, а два других исторических строения 2 и 3 должны быть полностью снесены. На их месте должен вырасти очередной “многофункциональный комплекс” с освоением подземного пространства и перекрытием внутреннего двора. Именно этими “нуждами” инвестора и объясняется “необходимость” сноса исторических зданий.

Под угрозой не только два ценных памятника московской архитектуры и истории, видимо, лишь в связи с инвестконтрактом не имеющие статуса объектов культурного наследия. Дом в основе современного стр. 1 принадлежал выдающемуся общественному деятелю, дипломату, меценату, коллекционеру предметов искусства Н.Н. Демидову. Строение 2 воспроизводит образ готического средневекового замка с островерхой башенкой, строение 3 связано с именем поэта Сергея Есенина и целой группы видных деятелей отечественной культуры начала ХХ века, посещавших располагавшуюся здесь редакцию литературного журнала. Под угрозой честь и репутация Правительства Москвы: снос домов Нирнзее перечеркнет все рассказы о его “новой градостроительной политике”.

В 2011 году СМИ распространили, со ссылкой на ответственного сотрудника Мосгорнаследия, информацию о том, что проект на Садовнической улице, 9 не будет реализован, а здания «оставят в покое». Однако в том же 2011 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы, председателем которой является мэр Сергей Собянин, подтвердила инвестконтракт, предписав лишь сохранить общие габариты застройки и фасад строения 1 по Садовнической улице. Таким образом, новыми городскими властями согласована грубая реконструкция домовладения со сносом подлинных исторических объектов, изменением композиции, плотности и типа застройки. Это не имеет ничего общего с допустимой законом “регенерацией” объектов исторической среды и грубо противоречит федеральному и городскому законодательству о наследии и градостроительной деятельности в охранных зонах.

Архнадзор” призывает членов Рабочей группы и самой Комиссии Правительства Москвы по вопросам градостроительства в охранных зонах не уступать давлению инвестора и защитить от сноса превосходные образцы застройки старой Москвы.

«Архнадзор» оставляет за собой право выступить на стороне закона в случае продолжения попыток властей и инвестора уничтожить комплекс домов Нирнзее на Садовнической улице в нарушение федерального и городского законодательства.

2 комментария

То, что результатом вчерашнего заседания стала отправка проекта на доработку - однозначно недопустимая и заведомо проигрышная формулировка. Что дорабатывать?? Проект нужно принципиально менять. Если бы это бы мы имели проект реставрации или хотя бы реновации, с некоторыми спорными моментами, тогда да - можно было бы доработать и снова обсудить. Но это проект грубой реконструкции, сноса 2х строений и фасадизма для главного здания. Так что вчерашнее заседание было бесполезным и даже вредным, так как предоставило инвестору время на то, чтобы продолжать игру по его правилам. Или я ошибаюсь? Кто-то из Архнадзора там присутствовал, в каком ключе будет эта "доработка" проекта?
Минина Юлия Львовна больше года назад   Изменить
Музей одного архитектора!!! (См. сноску внизу) Так называлась статья о доме купца Привалова, которая была написана уже в 2011 году и тогда был в интернете помещён чертёж фасада этого здания. Тревогу давно высказывали в Архнадзоре. Неужели не понятно почему обязательно нужно сохранить этот памятник, как и многие другие московские старинные и просто старые дома? Совершенно ясно, что больше такой красоты не построит никто, это же лицо нашей Москвы, той которую мы еще помним!!! Но кроме внешнего очень привлекательного вида этих домов с каждым из них связана масса историй из жизни москвичей разных эпох. С домом в Садовниках №9 также ассоциируется масса фамилий поэтов и художников 20 века. Достаточно вспомнить, что в нём собирались в начале века "Писатели из народа" Суриковский литературно-музыкальный кружок, в который входили в разные годы Ф.С. Шкулёв, Е.Е. Нечаев, М.Л. Леонов, Г.Д. Деев-Хомяковский, С. Д. Дрожжин, И. З. Суриков С. Н. Кошкаров (Заревой), С. Есенин и множество других очень известных людей. Их песни и сейчас поют в народе. В №3 журнала "Дельфис" Ю.Л. Мининой и П.Н. Чернышевой, была написана статья, в которой упоминался дом купца Привалова, и в которой мы выражали своё сожаление по поводу возможного сноса этого дома. Ведь в квартире 56 этого дома №9 располагалось ещё издательство "МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ" очень небогатого приказчика, мецената и поэта Алексея Михайловича Чернышева, ранее принадлежавшего к кружку "Писателей из народа". Он на свои личные деньги ровно 100 лет назад в январе 1914 года выпустил первый номер литературно-художественного журнала с одноимённым названием "М.П", и печатал книги начинающих поэтов: С. Спасского "Как снег", Н. Ливкина "Инок", К. Маригодова "Просёлок", и др. А. М. Чернышёв задумал журнал как ежемесячное издание для поддержки начинающих литераторов и художников, принадлежащих к разным творческим течениям, в том числе и представителей радикального левого направления, как правило, не понятых и гонимых издателями. Вот почему для многих «Млечный путь» стал в те годы той единственной «дорогой к звездам», которая привела их к известности. Алексей Михайлович вспоминал: «Целью моей было дать возможность напечататься неизвестным молодым поэтам и писателям. В этом небольшом издательстве А.М. Чернышева вышли первые стихи С. Есенина "Кручина" и "Выткался на озере алый свет зари". К 1915 году журнал "Млечный Путь" уже являлся единственным в России подлинно художественным серьёзным журналом среди дешёвых изданий. В нём печатались Дм. Семеновский, , Амфиан Решетов, Евг. Недзельский,Ив. Коробов, Б. Пильняк, И. Северянин, Ф. Богородский, издавались рисунки художников: Н.М. Чернышева, Н. Тырсы, В. Барта, М. Доброва и др. В художественной хронике освещалась вся литературная и художественная жизнь Москвы и Питербурга. В 1922 году, после революции Алексей Михайлович продолжил свою издательскую деятельность и опять отрывая деньги из семейного бюджета создал объединение "Искусство-жизнь", затем получившее название "Маковец" по издаваемому новому журналу. На "Субботы" к А.М. Чернышеву собирались и В. Хлебников, и Б. Пастернак, А. Тришатов, Н. Рудин, Н. Асеев, П. Антакольский, В. Чекрыгин, Л. Жегин, С. Романович и много много других представителей искусства, бывал там, в этом доме и философ П.А. Флоренский. Я назвала только несколько фамилий, но на самом деле это сотни известных людей которые бывали там, в этом доме, творили, писали, печатались. Они создали целую эпоху. Так разве мы можем дать уничтожить всё наше достояние. В конце концов не обязательно ломать здания, господа! переносите свои центры и офисы в старые дома и поддерживайте их в порядке ведь из любого положения есть минимум два выхода. Так воспользуйтесь им! Минина Ю.Л. (Москвичка) (сноска) Александр Фролов. Полная версия текста опубликована в газете “Вестник Замоскворечья” (11 ноября 2009 года межведомственная комиссия под руководством В.Ресина рекомендовала к сносу все постройки домовладения 9 “в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды”. Здесь должен появиться очередной многофункциональный деловой комплекс с подземной автостоянкой.) данные Архнадзор.11 апреля 2011г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *