Правда жизни

Нг

Александр Можаев

19 декабря, в день, когда Вести.ру опубликовали этот текст, на проспекте Маршала Жукова снесен заявленный «Архнадзором» на госохрану дом панельной серии К-7. Тем не менее, в Москве остаётся ещё достаточное число «хрущевок» и у нас есть время спокойно обсудить для чего и как сохранять память об этой эпохе в истории Москвы, а также о том, что вообще мы считаем наследием и зачем оно нам надобно.


Примитивная безбалконная пятиэтажка на Жукова, 39, выбрана градоохранителями из полутора сотен оставшихся «хрущёвок», потому что она – самая ранняя, сохранившаяся из первой, экспериментальной серии К-7. Стало быть, заявители предлагают сохранить её как «памятник инженерной мысли и строительных технологий, решивших сложнейшую задачу создания массового жилья в Советском Союзе». Интернет-критики, комментирующие эту новость на разных ресурсах, как бы намекают на то, что заявителей стоит приговорить к пожизненному заключению в стенах этой халупы, а «хрущёвки» должны быть изничтожены в пыль, равно как и любые напоминания о них, ибо «кому нужна такая память?»

IMG_804

Дело в том, что память нужна сама по себе в принципе, не плохая или хорошая, а какая есть. В библиотечный архив принято сдавать по одному обязательному экземпляру любой изданной книги, не зависимо от её качества. А в музеи попадают не только шедевры и сокровища, но и другие «следы материальной деятельности человека», чтобы по ним узнать правду о том, каков был этот человек.

Но это в том случае, если нас интересует правда. В ХХ столетии охрана памятников (в те периоды, когда она вообще имела место) была нацелена на сохранение шедевров. Обычные, рядовые старомосковские дома сначала уничтожались ожесточенно, из принципа – потому что в них народ страдал до 17-го года, а после спокойно и практично, потому что полно у нас подобного хлама. Так из города ушли, например, целые кварталы галерейных доходных домов. Не богатых «доходок» с парадными подъездами предреволюционного времени, а более ранних и дешевых, где вместо подъездов были дворовые галереи с отдельным входом в каждую квартиру. Так жила очень значительная часть города – небогатые районы Китай-города, Хитровки, Замоскворечья. Теперь у нас есть изрядное число уцелевших дворцов, а реальной городской среды того времени – почти не осталось. Пашков дом прекрасен, но шедевры это исключения из общего правила, много говорящие о талантах зодчего и странностях заказчика. Жизнь большинства была совсем иной, и теперь мы должны читать занудные пьесы русских классиков, разглядывать мутные архивные фотографии, чтобы угадать, что же происходило там, окрест шедевров.

Двор Псковского переулка

Возвращаясь к пятиэтажкам: речь идёт о среде обитания целого поколения горожан. Агрессия в её отношении означает, что вчерашнее ещё не стало прошлым, то есть пройденным. С историей нет смысла воевать, она там – мы здесь. И если бы об убожестве хрущоб говорили жители частных домов или хотя бы таунхаусов, тон, наверное, был бы спокойнее. Вспоминая о том, как предки жили в пещерах или землянках мы не призываем эти позорные жилища изничтожить, ибо нам не нужна такая история. Потолки стали выше, чем в хрущевках, фасады в веселые цвета покрашены, в окнах рамы из настоящей пластмассы. Но по сути – те же муравейники, только 20-этажные.

Когда прошлое становится историей, его сдают в музей и успокаиваются. Но у нас нет этой отстраненности даже в отношении того, что 300 лет назад творилось — взять, например, споры о том, как воспринимать Красную площадь – каток, дискотека, кладбище, чемодан луи-виттон, плац-парад, алтарь отечества? Стала бы она музейным пространством – было бы намного проще, причём не отменяя ни одного названного пункта, поскольку в современном музее возможна разная активность и тем паче пассивность. С условием неприкосновенности единиц хранения.

357

Вот ещё что коллеги сказывают: заявляя памятник на международную охрану, надо поставить галочки в графе критериев ценности. Этот дом построил Пушкин, либо Баженов в нём выступал перед трудящимися, либо Ленин здесь изобрёл водородную бомбу. А есть ещё и такая графа: последний дом поселения. Любой, как вы говорите, паршивый барак, любая яранга – если она оказалась последней в своём типологическом ряду, то передаётся в архив как тот самый обязательный библиотечный экземпляр. Последний «галерейный» дом Хитровки, заурядное строение без признаков большой архитектуры, бывший бордель или ночлежка – и в то же время достояние человечества, важнейший хранитель информации.

Неизвестно, удастся ли остановить намеченный снос первой пятиэтажки на проспекте Жукова, но есть время подумать о других подобных, может быть и о дворе, о квартале. Что до практической стороны дела (кто в этих халупах жить будет?) так со временем любой бытовой хлам становится раритетом, чем дальше, тем ценнее. Не потому что шедевр и сокровище, а потому что диковина. Найдутся желающие оригиналы, холостяки и художники. А для потомков — возможность проникнуться странной романтикой прошлого, может быть посочувствовать, и во всяком случае понять, почему выросшее здесь поколение было таким своеобразным. «Просто я родился на улице Ленина и меня зарубает время от времени». Смотрите, дорогие будущие туристы, вот она, эта воспетая древним поэтом улица. Вам-то там хорошо, а мы и правда так жили – не слишком комфортно, периодически зарубаясь, но жили достойно и нередко вполне себе счастливо.

6 комментариев

Обычный жилой фонд музеефицируется тяжело. Кому такое счастье надо? Ни батарею заменить на более современного вида, ни кондей навесить. У алчных коммерсантов вообще всё под руками горит и трансформируется - и ради прибавки квадратных метров и ради евроремонтов, чтоб почище, да посветлее. Остаются режимные объекты. Не будь в Москве посольств - сохранность многих особняков сошла бы на нет достаточно быстро. Может какое посольство переселить в хрущевку? А еще есть удивительное - в далеких неудобьях задворок парка Победы, возле музея военной техники стоят две одиноких хрущевки, кирпичных только. Вроде бы, не то что жилые, а, под сдачу своим работникам городских техслужб. При наличии музейных-то площадок рядом - чем не объект под музей?
Ну при чём тут "муравейник" ? В хрущёвках важен не столько сам дом (где конечно есть недостатки - отсутствует лифт, мусоропровод, и т.д.), сколько сама планировка микрорайона. Это малоэтажная, но массовая застройка очень комфортна для формирования сообществ. Там прекрасное, уютное озеленение. Эта застройка сформировала сам дух, атмосферу "шестидесятых". Охранять надо не только отдельное здание, а микрорайон, содержащий по крайней мере пяток "хрущёвок". Не допускать там высотного или уплотнительного строительства, прокладки новых дорог и расширения существующих, уничтожения озеленения и т.д.
Ул. Братьев Фонченко, 11 и 20 - это очень специальные здания. В одном располагается фондохранилище ЦМВОВ, в другом неизвестно что.
Сама являюсь "переселенцем" из такой К-7. Тот кто жил в панельных хрущёвках, понимает, что сохранить их вряд ли удастся. Дома рассчитанные на 25 лет, отстояли все 50. Подойдите как-нибудь к разрушенной пятиэтажке, посмотрите на то, что было ее стенами. Это же труха! Ещё немного и эти здания начнут сами складываться как карточные домики. Не говорю уже о слышимости, о гнилых трубах, о пятиметровых кухнях на которых было тесно находиться даже вдвоем. Дом мне свой жалко очень, только жить в нем уже было невозможно.
Строительной нормы, что срок службы пятиэтажек 25 лет никогда не было, если подразумевать под этим конкретную норму,введённую компетентным органом такого то числа. Это только "образное выражение", ставшее легендой , хотя, возможно, какой то функционер и выразился как то так, за праздничным столом либо в туманных рассуждениях о "светлом будущем".
Елена Колядина больше года назад   Изменить
Безусловно, хотя бы одну "хрущевку" нужно сохранить! Это наша память, наше детство! Это пример и образец работы инженеров и архитекторов. Аргумент "самих бы вас в хрущевки поселить" обывательский. Следуя этому сиюминутному утверждению, не нужно было сохранять избы, амбары и дворы - ведь в них сегодня невозможно жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *