До основанья, а затем…

В усадьбе Кунцево — памятнике федерального значения — под шапкой «реставрации с приспособлением» разобраны по кирпичам восточный и западный флигели, построенные Нарышкиными после пожара 1812 года (улица Ворошиловский парк, 2 и 8). Если главный дом усадьбы Нарышкиных (дом 5), объект нашей Красной книги, фактически выстроен заново в 1970-е годы, то флигели были подлинными.

Увы, в декабре минувшего года прошли экспертизу проекты «реставрации» обоих флигелей методом «переборки стен вручную».

Эксперты Кожевникова, Милюков и Шаповалова отметили отсутствие кровель и перекрытий, снижающих жесткость конструкций, систематическое замачивание, разрушение верхних рядов кладки и другие дефекты.

Однако крышу и перекрытия сначала на западном, а затем и на восточном флигеле сняла проводящая работы организация ООО «Согласие-Стройинвест». Это произошло только в сентябре 2021 года. Тогда же были разобраны столярные заполнения дверей и окон, а также покрытия полов. Эти же «реставраторы» разобрали верхние части стен под предлогом их аварийности.

 

Теперь авторы новых проектов ссылаются на результаты новейших вандальных работ в обоснование полной разборки памятников, а «эксперты» с ними соглашаются.

Вероятно, «переборка стен вручную» уже согласована Мосгорнаследием, регулярно проводящим плановые проверки на объекте. По информации местных жителей, руководитель департамента Алексей Емельянов приезжал сюда дважды, последний раз в январе. По их же сведениям, Мосгорнаследие фактически игнорировало многочисленные сигналы с места еще при начале разрушений, отвечая, что «всё идет по плану».

В новопостроенных флигелях собственник усадьбы намерен разместить спа-центр с тренажерным залом и сауной. Вероятно, для того и переборка. На участке уже появилась тяжелая строительная техника.

Архнадзор не раз с удовлетворением отмечал, что снос кирпичных и каменных статусных памятников прекратился в 2014 году, после вопиющего уничтожения палат Киреевского на Остоженке. Метод полной переборки и замены материала продолжал применяться только для деревянных памятников. Однако с прошлого года эта тенденция сломана. Почти разобран на кирпичи флигель усадьбы Пашковых в Потаповском переулке, а Казанское подворье в Ветошном переулке, по нашим сведениям, тайно снесено целиком за непроницаемым баннером.

Если не противостоять возвращению этой старой, в сущности, лужковской практики, когда элементарный снос прикрывается «научно-методическим решением» и экспертизой, статья 243 Уголовного кодекса об умышленном уничтожении памятников не начнет работать никогда.

Фото Сергея Завьялова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *