Виноградный сад в Измайлове: незавершенная история
Павел Хоровский
В столице есть места очень большой исторической значимости, которые пребывают в полном забвении и пренебрежении. К таковым местам безусловно относится территория знаменитого Виноградного сада в Измайлове, предназначенная в наши дни под застройку в ходе московской «реновации».
В 1662 году, в разгар войны России с Речью Посполитой (1654-1667), государь Алексей Михайлович основательно взялся за развитие своей родовой вотчины Измайлово. В этом проявилось увлечение царя хозяйственными занятиями. Он интересовался разными новшествами, затевал опыты по разведению новых видов и сортов растений. В Измайлове было создано образцовое сельскохозяйственное производство из всех известных отраслей. Тут же появляются промышленные предприятия: стекольный, кирпичный, винокуренный заводы, льняное производство.
Когда война стала клониться к благополучному завершению, государь пожелал обзавестись в Измайлове обширными и изысканными садами, сравнимыми с теми, что имелись у иноземных монархов.
Это было непростой задачей для нашего сурового климата. Из разных мест свозились саженцы и семена, отовсюду выписывали опытных садовников. Особое внимание было к южным окраинам государства – Астрахани и Малой Руси, известными своим садоводством. Из-под Киева были приглашены монахи-садовники. Вместе с приезжими трудились местные умельцы – упоминаются пятнадцать садовников из стрельцов.
Среди садов Измайлова наиболее обширным был Виноградный сад, устроенный на северном берегу кольцевого Серебряно-Виноградного пруда, который до сих пор окружает остров с Государевым двором.
Приглашались знатоки садового дела и из стран Запада. Наиболее известен Фалентин Давиц, который в Виноградном саду «строил всякие немецкие травы и цветы». За особые успехи он был поставлен в Измайлове главным царским садовником.
Сохранилось описание Виноградного сада 1689 года, приводимое Забелиным («Московские сады в XVII столетии», 1856). Сад занимал обширную территорию в 16 десятин (несколько более 16 га), имел вид прямоугольника размером около 400×450 м. Сад был огорожен, на каждой из сторон ограды были ворота, увенчанные шатрами. В саду имелись три расписных терема с гульбищами на точеных столбиках и два небольших пруда.
Из бумаг Приказа тайных дел следует, что иноземец-часовщик Моисей, трубный мастер Ивашка Афанасьев и десятник Степка Барма занимались в саду водовзводным делом. То есть, подобно Кремлю и Коломенскому, тут был построен механизм, качавший воду из пруда. Имелись и солнечные часы, «писанные красками».
Украшенные беседки, солнечные часы и водяные затеи указывают на назначение Виноградного сада для царского отдыха в дневное время. Там, видимо, происходили и приемы иноземных послов.
Известен чертеж Виноградного сада в виде квадрата с четырьмя кругами по углам. Можно предположить не только увеселительное и представительское значения сада, но и религиозно-символическое. Правильная форма, подобная плану крепости, – не что иное, как изображение Эдемского сада и, одновременно, Небесного града Иерусалима, также квадратного в плане, судя по описанию в Книге Откровения.
Круги по углам предназначались под плодовые деревья – груши, вишни, дули (разновидность груш), сливы. Ряды яблонь образовывали квадратную «раму», касавшуюся углами кругов; внутри – участок, подписанный «немецкие цветы, и травы, и ягоды», а он уже служил обрамлением центральной площадки, где и располагались терема-беседки и рос виноград, давший саду его название.
Примечательно, что в саду имелись участки «под гречу», «под ячмень», «под пшеницу», рожь, овес, коноплю, лен. Видимо, создатели стремились представить в нем всю полноту растений, предназначенных для человека, – как в земном Раю!
Виноград в саду, вероятно, символизировал Древо жизни и одновременно служил образом Церкви: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин., 15:5).
Поддержание этого обширного и сложно устроенного сада требовало больших средств. Виноград тщательно укрывали.
Измайловские сады немало лет поставляли плоды во дворец, часть продавали. Также они стали источником посадочного материала для новых царских садов. Измайловские сады, заложенные Алексеем Михайловичем, послужили и общему развитию садоводства в Москве и в России. Черенки, рассада и семена отсюда постепенно распространялись по усадьбам бояр, дворян, купцов и простого люда.
После Алексея Михайловича сад стал упрощаться, диковины постепенно сходили на нет. В 1689 году упоминается всего «девять кустов винограду, одиннадцать кустов орехов грецких». В описи 1701 года винограда уже нет совсем, ореховых деревьев упомянуто только два.
XVIII столетие стало для царского Измайлова временем постепенного угасания. Неуклонно приходили в упадок царский дворец, храмы, хозяйственные постройки, сады и пруды. Немалый ущерб Измайлову нанесли квартировавшие тут в 1812 году французы.
В начале XIX века Измайлово было крупным подмосковным селом, население которого, помимо сельских трудов, занималось различными промыслами. Рядом с Царским островом появляются ткацкие фабрики. Виноградный сад в каком-то виде продолжал существовать, и в 1820 году, при Александре I, перешел в частное владение.
С 1833 года его владелицей становится Софья Альбертина Баринг, уроженка Ганновера, который был тогда в личной унии с Британией. Софья Крестьянова Баринг, как ее официально у нас именовали, весьма вероятно, принадлежала к известному роду Барингов, британская ветвь которого основала знаменитый банк Барингз. Но история Виноградного сада первой половины XIX века еще нуждается в дополнительном исследовании.
Российская представительница Барингов создала образцовое сельскохозяйственное производство, отмеченное рядом исследователей.
Историк И.М. Снегирев: «Еще и до сих пор здесь уцелели аллеи лип, саженных, по преданию, Царем Алексием Михайловичем, под тенью коих любил гулять в юности своей Петр I с своими наставниками. В последствии здесь был воксал, где давались блистательные собрания. Теперь этот сад Царя Алексия Михайловича принадлежит Мисс Баринг, которая, по словам статистика Арсеньева, устроила в нем образцовое хозяйство огородное и полевое» (Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества /Сост. А. Мартыновым; текст И.М. Снегирева. Год 4. — 1853).
Секретарь Императорского московского общества сельского хозяйства С.А. Маслов восторженно пишет в 1845 году: «В этом огородном округе известно мне замечательное хозяйство в так называемом Виноградном саду, близ села Измайлова, у Англичанки Г-жи Баринг, которая, имея 22 десятины собственнаго сада, нанимает еще, по соседству, 95 десятин земли у удельных крестьян и обрабатывает их наемными людьми… Не любопытно ли видеть и описать деятельность англичанки-хозяйки, почти 20 лет занимающейся под Москвою умно и расчетливо рациональным хозяйством, и при том и наёмными людьми?» (Историческая записка об учреждении И<мператорского> Московского Общества С<ельского> Хозяйства и воспоминания о действиях и деятелях общества за истекшее семидесятилетие. Приложения. Стр. 75-76).
Автор описывает сложную систему многополья и иные агротехнические приемы, передовую технику, которые позволили на бедных землях развить образцовое прибыльное хозяйство, подчеркивая применение в производстве именно наемного (а не крепостного) труда. Весомый довод в пользу освобождения крестьян.
На приведенном выше плане 1838 года мы видим сад регулярной планировки (сельцо Виноградный сад) и в нем главный дом со службами, принадлежащими г-же Баринг. В том же году на соседствующем Царском острове императорским указом учреждается Николаевская военная богадельня.
В 1853 году самоотверженная Софья Альбертина фон Баринг в возрасте 73 лет скончалась от холеры.
В 1859 году Военная богадельня выкупает дачу Виноградный сад с аукциона за 10700 рублей. Богадельня заводит там подсобное хозяйство, включавшее сад, огороды и парники. Для удобства сообщения между Островом и Виноградным садом был поставлен деревянный наплавной мост.
Начавшийся ХХ век сметает устроенный быт Измайлова. После революции, в 1920-е годы, на месте Николаевской богадельни возникает рабочий поселок – Городок им. Баумана. В тех стенах, где обитали около пятисот насельников и служащих богадельни, теперь обосновались более двух тысяч советских граждан. А на месте Виноградного сада уже в 1930-е годы начинает возводиться главный стадион СССР — имени Сталина, по некоторым сведениям, на 200 тысяч зрителей.
К концу 1930-х гигантская стройка встала из-за нехватки средств. Потом началась война. Стадион в сильно упрощенном виде был достроен уже в 1960-е. На восток от него простирался огромный пустырь у Серебряно-Виноградного пруда, который своим названием продолжал напоминать о былой царской роскоши. В 1950-е годы на пустыре косили сено, а в 1970-1980-е устраивали мото- и автогонки.
Крушение СССР привело к новым большим изменениям и в Измайлове.
На месте Виноградного сада и вокруг выстроились бесконечные ряды Черкизовского рынка (пресловутого «Черкизона»). Где был «райский сад», возникло подобие многоязыкого Вавилона. Но и этому Вавилону пришел конец. Рынок снесли, и снова явился пустырь; земля опять «безвидна и пуста».
Генплан Москвы 2010 года предусматривал на месте пустыря парковую зону, что, в общем, вполне логично для режима регулирования застройки рядом с территорией объекта культурного наследия – царской усадьбой.
Но увы! Оказалось, что дикий торговый капитал отступил совсем не из уважения к культурному наследию. На смену стройным торговым рядам должны прийти не менее стройные ряды домов-человейников. Теперь месту Виноградного сада уготовано стать одной из стартовых площадок реновации.
18 августа 2020 года вышло постановление правительства Москвы №1331-ПП, утверждающее планы застройки территории по адресу: Сиреневый бульвар, владение 4. Согласно документу, на участке Виноградного сада должны появиться жилые дома высотой до 65 метров (не меньше 16 этажей). Это, конечно, не 30 этажей, что не редкость для реновации, но нетрудно представить, как будет искажен вид исторической усадьбы.
Сегодня реновационное строительство еще не затронуло территорию Виноградного сада. Стройка пока ведется восточнее и постепенно придвигается к заросшему пустырю, где был знаменитый сад. Еще не поздно скорректировать планы и оставить столь знаменитое место незастроенным. Печально, если у такой значительной и богатой истории будет такой унылый конец.
Виноградный сад при царской резиденции в Измайлове вполне можно уподобить садам Версаля, паркам Петергофа или Царского села. Да, ему не повезло, он не сохранился. Но крайне неразумно и расточительно застраивать места с такой историей и туристическим потенциалом. Было бы уместно, в соответствии с Генпланом Москвы, создать на незастроенной земле уменьшенное подобие сада Алексея Михайловича. И снова посадить там виноград. Благо, климат стал теплее и сорта устойчивее к заморозкам.