Закон против наследия?
В распоряжении градозащитников оказался проект распоряжения правительства, подготовленный Министерством экономического развития и направленный 6 сентября для согласования в Минстрой. Из текста видно, что оба ведомства выступают лоббистами разрушения законодательства об охране наследия. Впрочем, о роли Минстроя нам известно давно; о роли Минэкономразвития мы узнали только что.
Десять дней спустя Архнадзор направил в адрес министра экономического развития Максима Решетникова свои возражения против проекта. Так же поступили некоторые градозащитные организации страны. Публикуем наше обращение для сведения читателей и самих чиновников. Движение лоббистских документов не должно оставаться кулуарным.
Министру экономического развития России
М.Г. Решетникову
Уважаемый Максим Геннадьевич,
Направляем Вам тезисы для Экспертного совета при Министерстве экономического развития РФ по предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия…»
- Предлагаемые изменения не соответствуют цели, указанной в «Пояснительной записке» к документу: введение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Реализация предлагаемого права высших должностных лиц субъектов РФ самостоятельно исключать объекты регионального и местного значения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия приведет к тому, что в хозяйственный оборот будут включаться здания и сооружения, уже не имеющие статуса объектов культурного наследия. Поручения президента РФ предписывают восстанавливать и включать в хозяйственный оборот именно объекты, обладающие этим статусом. Налицо подмена понятия.
- Реализация предлагаемого права высших должностных лиц субъектов РФ самостоятельно исключать объекты регионального и местного значения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия приведет к значительному сокращению числа охраняемых государством объектов культурного наследия, что не предусмотрено ни Посланием президента РФ Федеральному собранию, ни данными в его развитие поручениями президента РФ.
- Реализация предложения о возможности увеличения объемно-пространственных характеристик объектов культурного наследия и капитального строительства на них приведет на практике к искажению исторического облика данных объектов, а также прилегающих к ним комплексов исторической застройки, центров исторических городов. В настоящее время именно объекты культурного наследия и исторические центры служат основой развития индустрии внутреннего туризма, объектами туристического показа. Искажение их исторического облика приведет к снижению их туристической привлекательности, снижению спроса аудитории на данный туристический продукт. Результатом станет сокращение прямых и косвенных доходов от туристической деятельности, что повлечет экономический ущерб как для территорий расположения объектов культурного наследия, так и для предприятий и организаций туристической индустрии.
- Реализация обоих предлагаемых изменений в 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» будет иметь (и уже имеет) ярко выраженный негативный общественный резонанс, связанный с опасениями экспертов и общественных организаций за сохранность и сохранение исторического облика объектов культурного наследия. Этот негативный резонанс, несомненно, напрямую затронет и государственные организации, предлагающие либо поддерживающие подобные изменения.
- Предлагаемые изменения кардинальным образом меняют систему охраны объектов культурного наследия, фактически направлены на перераспределение полномочий между уровнями государственной власти. Так, в существующей системе постановка объекта на государственную охрану может осуществляться органом охраны любого уровня, а снятие с охраны — только Правительством Российской Федерации и только по представлению федерального органа охраны, даже если речь идет о муниципальных памятниках. Таким образом подчеркивается важность и ценность каждого исторического объекта для страны в целом. Передача функции исключения памятников даже не на уровень Минкульта, а на уровень региона ослабит систему охраны наследия. В результате риск утраты объектов наследия только возрастет, что прямо противоречит конституционным основам государства.
Координационный совет Общественного движения «Архнадзор»