Новые жертвы МЦД

На Новой Басманной улице завершен снос дома №8, двухэтажного строения на косогоре железнодорожной выемки. Дом снесен по проекту расширения выемки для пресловутых «Московских центральных диаметров«.

О градозащитных проблемах, вызванных проектом МЦД, мы писали неоднократно. Во-первых, это выбор варианта реконструкции Каланчевского путепровода, тема, к которой мы вернемся в ближайшее время. Во-вторых, угроза полного сноса дома № 8 по Старой Басманной улице. В перспективе — отдельный разговор о судьбе дома № 8 по улице Казакова.

Наконец, нас тревожит отказ в охране Андроникову (Золоторожскому) путепроводу Курской железной дороги (1865 года постройки), выписанный Мосгорнаследием 4 апреля*. В 2008 году параллельно мосту был построен ещё один, под новый путь.

Защитой этих зданий и сооружений, ни одно из которых не имеет охранного статуса, мы занимаемся с лета минувшего года; не только публично, но и на переговорных площадках.

Дом на Новой Басманной — самый неприметный и наименее известный в ряду угроз. Не будучи памятником, он, однако, входил в территорию соседнего памятника, усадьбы и богадельни князей Куракиных (Новая Басманная, 4-6). Сопоставление исторических планов и натурный осмотр позволяют предположить, что сам он принадлежал соседней усадьбе, отчужденной и снесенной в середине XIX века для устройства железнодорожной выемки. Очевидно, это был усадебный флигель.

Как установили наши исследователи, усадьба, которая могла бы иметь №8 по Новой Басманной, известна с первой половины XVIII века. Тогда она принадлежала Матрене (Модесте) Ивановне Балк, вдове генерал-поручика Федора (Фридриха) Николаевича Балка. Изначально, как расположенная в Капитанской слободе петровских офицеров нового строя, вблизи слободской церкви Петра и Павла, усадьба могла принадлежать и самому Балку, сподвижнику Петра I, командиру полка своего имени, губернатору Москвы при императрице Анне.

Планы 1813-1817

Сама же Матрена Балк — не кто иная, как родная сестра Анны Монс, фаворитки Петра I. Все Монсы заигрались в придворной куртуазной игре. Сначала Петр обнаружил измену Анны, двадцать лет спустя – измену императрицы Екатерины I с братом Анны Виллимом, а Матрена выступала их посредницей. В 1724 году она была за это бита кнутом и сослана в Сибирь навечно. Но тут император скончался, и Матрена Ивановна была возвращена с дороги.

В 1745 году усадьба целиком или частями принадлежала сыновьям Балков, Петру и Якову Федоровичам. Еще один их сын, Павел Федорович, принял двойную фамилию при вступлении в брак с последней представительницей древнего рода Полевых. (К этому роду принадлежал святой Герман Казанский, обличитель Ивана Грозного.) Внук этой четы Петр Федорович Балк-Полев — герой нескольких исторических анекдотов. Так, в 1797 году он был выслан из Москвы за демонстративное ношение фрака и круглой шляпы, запрещенных Павлом I.

Петр Федорович Балк-Полев

По нашим разысканиям, наземная часть флигеля построена именно Петром Федоровичем между 1813 и 1817 годами. Причем в годы строительства владелец служил русским посланником в Рио-де-Жанейро, при дворе короля Португалии и Бразилии Жуана VI.

Ко времени строительства флигеля усадьба показана пустой, вероятно, сгоревшей в 1812 году. Однако в подвальном этаже сохранялись сводчатые помещения более раннего времени: сени с дверным проемом на сторону двора и две палаты, с цилиндрическими и парусными сводами. С разрешения последнего владельца дома — института «Росжелдорпроект» — нам удалось осмотреть и даже вчерне обмерить эти помещения уже в процессе сноса. Датировать их с большей определенностью мешала цементная обмазка.

Петр Федорович Балк-Полев жил в Москве до своей смерти в 1849 году; на нем пресекся род. Усадьба разделилась на три части. В 1852 году узкий участок с флигелем принадлежал жене и дочери священника Лебедева. А вскоре этот участок, кроме флигеля, был отчужден и зачищен для устройства выемки Алексеевской соединительной ветки железной дороги.

Впоследствии флигель надстроен вторым этажом, причем в конструкции надстройки были использованы старинные рельсы. На них нам удалось прочитать не только известные клейма заводов Демидова (Нижний Тагил) и князя Белосельского 1880-90-х годов, но и клейма европейских заводов «Brown, Dixon & Bayley» 1880-х годов, почти не встречающиеся в России.

Здесь же, во втором этаже, мы нашли фрагменты художественных обоев 1910-х или 1920-х годов.

Проект «Московских центральных диаметров», включающий снос домов №№ 8 по обеим Басманным улицам, разработан и согласован на федеральном уровне. Правительство Москвы фактически приняло к сведению это решение. Только Мосгорнаследие согласовало работы по сносу на территории соседнего с выемкой памятника «Усадьба Куракиных».

Между тем утвержденные линии градостроительного регулирования проходят под Новой Басманной улицей немного вкось, что позволяло, на наш взгляд, сохранить историческую часть флигеля Балк-Полевых.

Уже после начала ручного сноса, на фоне карантина, удаленно, мы пытались добиться сохранения хотя бы сводчатых подвалов. Поначалу переговоры обнадеживали. Но в итоге удалось лишь задержать работу отбойников на семь — девять дней. 22 апреля снос внезапно продолжила тяжелая техника, пробив свод северной подвальной палаты. Исторические рельсы, о которых мы сообщили застройщику, распиливали во дворе. 29 апреля снос фактически завершился.

Сам ход многосторонних переговоров, в которых участвовали профильная дирекция РЖД, проектировщики, последние владельцы дома, Мосгорнаследие и Архнадзор, показывает, что проектное решение изначально могло быть более щадящим. Что для его выработки заказчик мог заранее обратиться за советом к нам и ко всем заинтересованным сторонам. Формально, как и в случае со Старой Басманной, 8, сохранению части дома помешало наличие уже утвержденного федерального согласования сноса вместо реконструкции.

В нашей Красной книге флигель усадьбы Балк-Полевых перешел в разряд утраченных.

———————————-
* Хотелось бы задать вопрос Мосгорнаследию: отказ в охранном статусе для старейшего железнодорожного моста Москвы укладывается в общую тенденцию не брать в памятник и инженерные сооружения или это свидетельство подготовки к замене этого моста современным?

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *