За занавесом Наполеоновского театра

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

Сегодня на официальном сайте правительства Москвы закрылось «общественное обсуждение» акта историко-культурной экспертизы, легализующего 10-этажное строительство по заказу ООО «ФОКУСАЛЬФА» со сносом флигеля в знаменитой усадьбе Позднякова – Юсупова у Никитских ворот (Большая Никитская, 26/2).

Если Мосгорнаследие «согласится» с этим документом, 18-летняя эпопея защиты усадьбы от разрушения окончится поражением.

В 2020 году, при переводе усадьбы из выявленных памятников в региональные, Мосгорнаследие «потеряло» внутридворовый флигель (строение 3). Отказ в охране был оформлен предельно цинично: эксперт из Томска Петр Зыбайло выразился в том смысле, что два флигеля совершенно одинаковы — и хватит одного. В том же году по экспертизе Марии Нащокиной, Ольги Замжицкой и Елены Горожанкиной был утвержден проект зоны охраны, допускающий снос флигеля и новое шестиэтажное строительство на месте трех его этажей. Так застройщик открыл карты.

В 2021 году Архнадзор тщетно оспаривал в Министерстве культуры и в Генеральной прокуратуре согласие Мосгорнаследия с этими экспертизами.

Наконец, нынешняя экспертиза проекта зоны охраны, написанная вместо предыдущей, согласилась с тем, что после сноса флигеля на его месте может быть построено не шесть, а все десять этажей (стр. 32 акта).

В охранных зонах запрещено законом всякое строительство, кроме «сохранения и регенерации историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». Подвести под эту норму снос исторического здания и 10-этажное строительство – задача нанятых заказчиком экспертов. Оказывается, «регенерация характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды… преследует цель их «восполнения», необходимость в котором может возникнуть как по причине утраты этих характеристик, так и по причине их недостатка, то есть отсутствия «полной формы», «несформированности» градостроительной среды, возникшей в результате запаздывания («пробелов») в ее развитии».

То есть отсутствие 10-этажного дома в трехэтажной усадьбе – «пробел в ее развитии».

Эта псевдонаучная галиматья полностью списана из прошлогоднего ответа Мосгорнаследия на наши возражения против сноса флигеля в другой усадьбе XVIII века — Демидовых в переулке Огородная Слобода, 7А. Мы уверены, что эта формулировка будет кочевать из акта в акт, если не ударить «экспертов» и Мосгорнаследие по рукам.

Авторы новой «экспертизы» Владислав Жомин, Елена Федосеева и Виктор Соснин аттестованы Минкультом одновременно – вероятно, для подобной грязной работы.

Общественное движение «Архнадзор» направило в Мосгорнаследие замечания на акт историко-культурной экспертизы с требованием отклонить его как лженаучный и откровенно манипулятивный. С тем же требованием мы обращаемся к Министерству культуры, участвующему в согласовании зон охраны памятников.

Мы продолжим наши усилия по защите усадьбы Позднякова – Юсупова. Призываем москвичей, экспертов, прессу помочь не допустить ее разрушения.

История вопроса

Усадьба включена в Альбомы Казакова, то есть в свод лучших зданий Москвы XVIII века, с именем Григория Никитича Орлова, обер-гофмаршала Екатерины II. В Альбомах показаны все существующие доныне строения. Этому Орлову принадлежала также усадьба на Мойке в Петербурге – будущее место смерти Пушкина. Как и на Мойке, московский дом Орлова выходит на линию улицы, а замкнутый двор позади него образован несколькими флигелями. К слову, Пушкин, вероятно, посещал дом на Никитской в 1831 году, когда усадьба принадлежала хозяину Архангельского князю Николаю Борисовичу Юсупову.

В начале 2000-х годов администрация Юрия Лужкова передала усадьбу инвестору (ЗАО «НИО») под расселение и застройку. Главный дом (строение 1, надстроен в советские годы) был тогда выявленным памятником, а флигели, не имевшие охранного статуса, дважды заявлялись на снос, чтобы копать подземную парковку и перекрывать двор, в чем сам инвестор откровенно признавался. Для этого в 2004 году флигель по Леонтьевскому переулку (строение 2) был признан аварийным.

Именно в этом флигеле и в пристройке к нему, по мнению москвоведов, давал спектакли Наполеоновский театр – франкоговорящая труппа Московских императорских театров, найденная французами на пожаре Москвы. История театра подробно описана в научной литературе и в мемуарах. Наполеон пренебрегал драматической частью, но однажды посетил оперу в концертном исполнении. Сама усадьба с театральным залом принадлежала тогда генералу Петру Позднякову. После войны генерал и его дом попали в монолог Чацкого:

А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
На бале, помните, открыли мы вдвоем
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щелкал соловьем,
Певец зимой погоды летней.

Усилия градозащитников и последних жителей дома позволили отвести угрозу сноса флигелей, когда в 2005 году они получили статус выявленных памятников. Причем давление инвестора было столь велико, что через 8 месяцев Мосгорнаследие вынесло противоположное решение, а в 2007 году подтвердило первоначальное.

Администрация Сергея Собянина расторгла договор с инвестором, и лучшим продолжением событий стал бы капитальный ремонт всех строений усадьбы для муниципального жилья. Увы, в 2017 году она была продана в частные руки – ООО «ФОКУСАЛЬФА» Артема Иванова и Сергея Мефедова.

Пресса называла Мефедова фактическим владельцем компании «ЛидЭстейт» Андрея Маталыги, которая в том же году со скандалом снесла усадьбу Неклюдовой на Малой Бронной улице.

В следующем, 2018 году те же люди, но уже под вывеской ООО «МэйнЭстейт», запланировали снос дома Булошникова на Большой Никитской, 17 и девятиэтажное строительство на его месте, между Консерваторией и Театром Маяковского. Эта затея оказалась настолько резонансной, что застройщик продал здание городу.

Тогда же мы предположили, что мэрия разменивает дом Булошникова на Наполеоновский театр, стоящий почти напротив. И, похоже, не ошиблись. 10 этажей в усадьбе – это на этаж выше, чем на месте дома Булошникова.

Усадьба в Красной книге Архнадзора.

1 комментарий

По отношению к арх. наследию нынешние московские власти пострашнее Наполеона будут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *