Брусчатка – оружие бюрократа

Разрушенная брусчатка на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н. Самовер

Наталья Самовер

На улице Баррикадной меняют дорожное покрытие – эта рутинная, казалось бы, процедура оказалась в центре внимания прессы, потому что речь идет об известной всей Москве брусчатке. Зернистый темносерый панцирь придавал этой улице незабываемый облик, делал ее особенной; неслучайно родилась легенда, что эта брусчатка – та самая, которая помнит бои Первой русской революции 1905 года.

Глядя на нее, легко было представить, как мускулистые рабочие выворачивают из мостовой тяжелые каменные шашки и строят из них баррикады. Как тут не вспомнить и классическую скульптуру Ивана Шадра «Булыжник – оружие пролетариата»?

Фото скульптуры И.Д.Шадра

Здесь надо, однако, оговориться. В руках у шадровского пролетария, заметим, находится все-таки не камень правильной формы, который ассоциируется со словом «брусчатка», а округлый булыжник. Именно такими были покрыты мостовые Красной Пресни, такое дорожное покрытие скрывается под слоями асфальта на многих улицах столицы. Для Москвы начала ХХ века были характерны булыжные мостовые; брусчатка пришла на смену булыжнику позднее.

Зоосад, фото 1914 год

На Красной площади брусчатка впервые появилась в 1930-м году. С тех пор она не раз перекладывалась и ремонтировалась, что позволяет поддерживать историческое покрытие в работоспособном состоянии, не изменяя его облика.

Ремонт брусчатки на Васильевском спуске

Баррикадная оделась в брусчатку в те же годы. На фотографии 1939 года примерно то же место, что и на предыдущей – вход в Зоопарк. Хорошо видны ровные ряды брусчатки, покрывающей не только трамвайные пути, но всю проезжую часть.

Зоопарк, фото, 1939 год

Со временем протяженность мостовой, покрытой брусчаткой, уменьшалась пока наконец не остался последний 400-метровый фрагмент.

Поддержание такого красивого, дорогостоящего и трудоемкого в изготовлении мощения явно было мотивировано соображениями политического порядка. Здесь, на въезде на Пресню, брусчатка должна была одновременно напоминать о событиях 1905 года, юбилей которых отмечался в 1955-м, и визуально связывать центр Первой русской революции с сердцем сегодняшней страны Советов – Красной площадью. Начала и концы революционной борьбы, первые схватки и окончательная победа партии большевиков символически объединялись через использование одинакового дорожного покрытия.

Красная площадь

Время показало, что брусчатка на Пресне прижилась. Недаром ее разрушение и замена на нечто безлико «современное» вызывает такое возмущение местных жителей и множества москвичей, которым, казалось бы, давно уже нет дела до славной истории РСДРП — ВКП(б) – КПСС. Для них это красивое покрытие – не только пространственный ориентир, который так удобно указывать приезжим, но и гордость района, уникальная особенность, отличающая Баррикадную от десятков других, гораздо более известных улиц и свидетельствующая о некой избранности. В городе, облик которого меняется слишком стремительно, 400 метров каменной мостовой служат якорем памяти, который помогает людям удерживать свою территориальную, культурную, историческую идентичность.

Состояние покрытия на Баррикадной, 8 сенября, 2012, фото Н.Самовер

По информации, исходящей из префектуры ЦАО, замена покрытия на Баррикадной планировалась еще при прежнем городском руководстве — в 2008 году, однако реализовать эти планы помешал кризис.

В 2011 году появились сообщения о том, что брусчатка на Баррикадной сменится обычным асфальтом. Тогда же это вызвало волну комментариев и заявлений о ценности исторического покрытия. Как видим, городское руководство к аргументации критиков не прислушалось.

По официальным данным, реконструкция 13,5 тысяч кв. метров дорожного покрытия обойдется городу в 150 миллионов рублей. Сведения о дальнейшей судьбе вывезенной с Баррикадной брусчатки разнятся. Первоначальная информация о том, что ее планируется сохранить, чтобы впоследствии использовать для ремонта Красной площади, сменилась сообщениями о том, что камни отправятся на утилизацию и будут раздроблены на специальном заводе в Подмосковье. По словам очевидцев, в течение нескольких дней выломанную из мостовой брусчатку действительно без всякой сортировки вперемешку с песком загружали в самосвалы и увозили. Куда? На камнедробилку или, может быть, туда, где кто-нибудь сообразительный все-таки нашел ей другое применение?

Старый и новый камень на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н.Самовер

Брусчатка, от которой задумала избавиться префектура ЦАО, точно такая же, как та, что покрывает Красную площадь и Троицкий мост, соединяющий одноименные ворота Кремля с Кутафьей башней; аналогичное покрытие можно видеть на улице Кузнецкий Мост и на трамвайных путях в разных частях города. Она изготовлена из габбро-диабаза Ропручейского месторождения в Карелии. Размеры ее несколько отличаются от принятой в наше время номенклатуры подобных изделий, она несколько шире и по пропорциям меньше похожа на кирпич. По способу изготовления эта брусчатка колотая, что придает ее поверхности живописную неровность, свойственную естественному камню.

Новая и старая брусчатка на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н.Самовер

Чем же планируется ее заменить? От логичного решения просто покрыть этот участок асфальтом городское руководство отказалось, мотивируя это желанием «сохранить исторический облик улицы». Страшно себе представить, что подобное сохранение исторического облика постигнет, к примеру, Красную площадь…

Брусчатка новая на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н.Самовер
Старая брусчатка на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н.Самовер

Увы, материал, который укладывается на место исторической брусчатки, уступает ей во всех отношениях. Аккуратные пилёные кирпичики из светлого гранита, образующие мертвенно-гладкую поверхность, более уместны на тротуаре, нежели на проезжей части. Недавно такая же несуразная дорога, похожая на болезненно раздутую пешеходную тропинку, разрезала исторический ландшафт в 50 метрах от всемирно известного памятника – церкви Покрова на Нерли. Однако там, как нас уверяют, не планируется интенсивного автомобильного движения, чего никак нельзя сказать об улице Баррикадной в центре Москвы. Помимо шокирующего визуального отличия новой поверхности от исторической, необходимо обратить внимание на то, что гранит существенно уступает габбро-диабазу по прочности и стойкости к истиранию, то есть новое покрытие будет не только некрасивым, но и недолговечным. Зато у него есть одно достоинство – подобная гранитная брусчатка ощутимо дешевле благородного габбро-диабаза. Впрочем, с некоторой точки зрения, недолговечность превращается в достоинство, так как позволяет в перспективе постоянно осваивать средства на ремонт дорожного покрытия на Баррикадной.

Новый гранит на Баррикадной, 8 сентября, 2012, фото Н.Самовер

На сегодня состояние брусчатки на Баррикадной в целом хорошее, явно не требующее тотальной замены. В отдельных местах необходима вычинка камня, особенно там, где в прежние годы на мостовой появились уродливые асфальтовые заплатки; неровности и проседания брусчатки легко устраняются путем разборки внешнего покрытия и выравнивания подстилающих слоев дорожной одежды.

Заплатки на Баррикадной, фото Н.Самовер

Добыча габбро-диабаза на Ропручейском месторождении ведется и в наши дни, поэтому изготовление небольшого количества брусчатки, необходимой для ремонта мостовой, также не составит проблемы.

И пусть эти камни сами по себе не имеют статуса объектов культурного наследия, однако улица Баррикадная находится в зоне строгого регулирования застройки. Это одна из исторических территорий города, насыщенных памятниками и воспоминаниями о прошлом Москвы. Не только градостроительная деятельность, но и любые действия, ведущие к изменению облика сложившейся городской среды, здесь требуют особой вдумчивости и взвешенного подхода.

Но начать следует с того, что решительно отказаться от мысли превратить высококачественную историческую мостовую в стандартную дешевку и от закапывания в землю в процессе этого превращения немереных городских денег.

Разрушенная мостовая, 8 сентября, 2012, фото Н. Самовер

Сегодня работы на Баррикадной приостановлены вследствие активных протестов депутатов муниципального собрания района Пресня. На понедельник, 10 августа, в префектуре ЦАО назначено совещание, в ходе которого будет решаться, продолжать ли реализацию этого проекта.
Брусчатка лежит на Баррикадной более полувека. Уничтожаемая историческая память должна заменяться чем-то другим. О чем будет напоминать новое гранитное покрытие, Пресня-light в стиле 2010-х? Разве что об откате и распиле…

14 комментариев

Анатолий Викторович больше года назад   Изменить
Ремонтировать мостовую на Баррикадной давно пора, ездить там сложно из-за ям, колдобин и заплат. Но зачем вообще менять вполне нормальную, работоспособную брусчатку на что-то новое? На мой взгляд, вполне достаточно было бы переложить её. Может быть, стоило выложить современными "кирпичиками" разделительную полосу и границы асфальта и брусчатки и всё.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Я думаю, проблема в том, что эта разумная идея слишком дешева в реализации. Одно дело - ремонт существующего покрытия и совсем другое - полная замена. Тут и видов работ больше, и закупки материалов в совершенно других объемах, и человеко-часов куда как больше. А если что и к рукам прилипнет, так в таких объемах никто не заметит... Дорожное строительство - классика коррупции. В данном случае за руку никто не пойман, так что о прямом воровстве не говорим, а вот на каком основании расходуется 150 миллионов городских денег, когда можно было бы обойтись меньшей суммой, - это вопрос. Эта ситуация - классический пример того, как и отчего гибнет наше культурное наследие. Конечно же, префектура ЦАО вовсе не враг наследия и исторической памяти, боже упаси! Просто так получается, что способ хозяйствования на территории такой, что наследия в результате остается все меньше и меньше...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Ну вот - префектура ЦАО сообщила, что на самом деле ведет всего лишь капитальный ремонт покрытия на Баррикадной, и собирается после выравнивания основания вернуть брусчатку на место. Порадоваться этому мудрому решению мешает только то, что и в это сообщение вкралось неизбежное вранье. Очевидно, это цитата из того неведомого заключения, на основании которого изначально принималось решение о замене покрытия: "... В результате обследования было установлено неудовлетворительное техническое состояние брусчатого покрытия, в том числе износ лицевых граней более 50% и значительные просадки основания". Просадки основания есть, они видны невооруженным глазом и подлежат несложному ремонту, а вот насчет износа лицевых граней... К сведению авторов этого пресс-релиза: обмеренная мною шашка имела размеры лицевой грани 13,5 на 10 см и толшину 9,5 см. Истираемость габбро-диабаза Ропручейского месторождения составляет 0,17 кг/ кв. см. Чтобы на 50 процентов износить такую шашку, нужно непрерывно ходить и ездить по ней несколько веков. Поздравляю всех людей доброй воли с победой здравого смысла! Теперь остается надеяться, что весь габбро-диабаз не будет заменяться на новый на основании его пятидесятипроцентного износа...
Габбро-диабазовая брусчатка, безусловно, лучше по фактуре, цвету и форме, чем гранитная. Особенно впечатляет контраст ее заглаженной, слегка выпуклой глянцевой поверхности с неровными рыхлыми контурами. При том что камни плотно подогнаны друг к другу, их поверхность выглядит живописной, рукотворной, живой, этакой змеиной или крокодильей кожей. Может быть, такое впечатление достигается технологией обработки. Поверхность гранитного булыжника тоже впечатляет. Но его кристаллические куски-осколки с рыхлой поверхностью неряшливы. Еще хуже полированный гранит. Даже крупные правильные блоки похожи на дешевую плитку. Теряется объем и фактура. Очень важное качество для старых городских кварталов – это то, что брусчатка выглядит древнее, чем 1930-е годы. Она близка рукотворным фасадам. В современной застройке она, очевидно, не уместна. В старой – она превращается в лежачий фасад. А ведь главное качество той среды – единство внутреннего и внешнего пространства. Улица продолжала интерьер дома, дворовую территорию. Дома организовывали пространство, акцентируя малейшие изменения природного ландшафта и создавая новый исторический городской ландшафт, уютный, осмысленный интерьер города. Ни асфальт, ни полированный гранит, ни противно-серо-грязная бетонная плитка не способны придать рукотворной цельности старому городу, где старость – качество положительное. Недаром многие интерьеры кафе состаривают специально, выявляя возраст зданий, а порой и утрируя его. Совершенно ясно, что как только городские власти будут вынуждены взять курс на развитие туризма в Москве, уравнять ее в этом качестве с остальными европейскими столицами, габбро-диабазовая брусчатка покроет весь город, по крайней мере, а пределах Садового кольца. Тогда-то инвесторы и девелоперы будут метаться в поисках старенького, а новенькое обдирать и шелушить.
Однако в настоящее время все участки сохранившейся брусчатки актуально было бы поставить под охрану. Покрытие Красной площади могло бы быть вписано в предмет охраны каждого обращенного к ней объекта культурного наследия. Покрытие Кузнецкого моста принялись латать асфальтом. А это также тревожный сигнал.
Конечно сам факт произошедшего, уже иногда непонятно чем мотивированного, потому что просто не хочется в это верить, в очередной раз удивил. Не был там несколько недель, надеюсь всё действительно разрешилось.
Про Кузнецкий мост: покрытие не латают асфальтом, а просто меняют брусчатку на ужасную плитку! Это ужасно.
ВАРВАРЫ !!! они не были в уютных европейских городах? где массово сохранилось брусчатое покрытие, там это ценят. Почему-то (например в хорватском Ровине или Порече) не меняют скользкие и неровные камни на улицах... они создают колорит города.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Спокойно, спокойно, друзья! На Кузнецком мосту разобранную старую брусчатку аккуратно складывают в сторонке и бетонируют основание, на которое она, вероятно, будет обратно уложена. Я думаю, префектуре ЦАО хватило одного скандала на эту тему.
На Кузнецкий мост завезли гранитную плитку и спокойно ее уже начали укладывать. Упакованная в полиэтилен брусчатка, видимо, поедет к кому-то в частное поместье.
Еще про Кузнецкий мост. http://www.the-village.ru/village/city/city/117229-moskva-pristupila-k-sozdaniyu-pervoy-peshehodnoy-zony-v-tsentre И никто обратно возвращать брусчатку не собирается. И проекта общественность в глаза не видела "Представитель департамента капитального ремонта, говоря о работах на Кузнецком мосту, о восстановлении исторической брусчатки не упоминала." (с) Так что - кто хочет, пока не поздно, сходите сфотографируйте на память.
Но работы начались не с Никольской. Сейчас улица Кузнецкий мост перегорожена строительными сетками — рабочие снимают брусчатку. Согласно информационному баннеру, работы проводятся «в рамках создания пешеходной зоны». В пресс-службе департамента капитального ремонта The Village сказали, что заказчиком работ является именно это ведомство, а не департамент транспорта, заказавший в своё время концепцию пешеходных зон. По словам пресс-секретаря департамента капитального ремонта Татьяны Блиновой протяженность пешеходной зоны составит почти два километра, она захватит Кузнецкий мост, Столешников и Камергерский переулок. Собственно говоря, все эти улицы, кроме части Кузнецкого моста, и так являются пешеходными. Общая площадь пешеходной зоны составит 4,5 гектара. Блинова добавила, что обустройство пешеходной зоны предполагает также реставрацию основания памятника Юрию Долгорукому напротив мэрии, новую ливневую канализацию, новые люки, новые скамейки, урны и клумбы, а также фонари. Улицы замостят гранитной плиткой. Представитель департамента капитального ремонта, говоря о работах на Кузнецком мосту, о восстановлении исторической брусчатки не упоминала.
Больно осознавать, что мой город всё больше и больше теряет свой облик и шарм. Понаехавшие варвары (даже то меньшинство, говорящее на русском) уничтожают моё прошлое и память моей великой Родины. Проезжал сегодня рядом с моим любимым уголком Москвы - начали класть это гранитное (?) уродство. Слов нет... Собянин - враг.
Сегодня наблюдал со стороны за демонтажем брусчатки. Выбивают камни из кладки огромным отбойником, что уже само по себе портит его внешний вид и сбивает те самые грани о которых шла речь выше. Рабочие так же не добавляют целостности камню, бросая его в груду. Камни с треском разлетаются осколками! Что и говорить о "бережной укладке для хранения"??? Камни нещадно разбиваются национальными рабочими. Что для них эта брусчатка??? Резануло по сердцу увиденное.....

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *