Мы в Зарядье или где?

zarydie_hunting_big

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

В Москве подведены итоги международного архитектурного конкурса концепций нового парка в Зарядье. В Музее архитектуры экспонированы шесть лучших, по мнению жюри, проектов парка, в том числе проект-победитель. С самого начала «Архнадзор» поддерживал идею парка на этом месте — безусловно, это лучшее из возможных сегодня решений. Безусловно, позитивны и сам факт проведения масштабного международного конкурса, и экспозиция проектов, и их широкое общественное и экспертное обсуждение. Но результаты конкурса заставляют беспокоиться о судьбе Зарядья как второго по древности, после Кремля, района Москвы.
По нашему мнению, победивший проект, как и другие проекты-лауреаты, не могут быть реализованы без серьезной корректировки. Решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов.

1-е место

Проект-победитель, впрочем, как и все остальные, совершенно игнорирует исторические владения сохранившихся архитектурных памятников Зарядья. Так, владение бывшего Знаменского монастыря на Варварке, 8 в советское время сокращено на треть. Проектировать сегодня улицу (тундру, тайгу, степь) под стенами монастырского собора 17 века — значит продолжать дело проектировщиков 1960-х, окруживших монастырь подъездным пандусом. Старый Английский двор (Варварка, 4, филиал Музея истории Москвы) был именно двором; однако современное владение музея не простирается дальше линии проезда, спроектированного при строительстве гостиницы “Россия”. Никто из проектировщиков не помышляет о восстановлении исторического участка знаменитого памятника, фасад Английского двора XVI-XVII веков вновь оказывается на линии никогда не существовавшей улицы.

Необходимое восстановление границ владений сохранившихся древних зданий Зарядья тесно связано с восстановлением трассировки исчезнувших переулков. Южной границей Старого Английского двора, Знаменского монастыря и его предшественника — Романова двора (родового гнезда царской династии) служил Большой Знаменский переулок. Обозначение его трассы, как и трасс других переулков, возможно средствами ландшафтной архитектуры — и проектируемый парк визуально обрел бы историческую «глубину». Легче всего восстановить устья переулков, выходивших на Варварку: Малого Знаменского, к которому обращены Святые ворота Знаменского монастыря, и Псковского, к которому обращены ворота Музея “Палаты Романовых”. Большинство проектировщиков игнорировали эти подсказки местности.

5

Особенно важно обозначить ландшафтными средствами трассу бывшего Мокринского переулка, пролегавшего параллельно Москве-реке. Изначально это главная улица раннесредневековой Москвы — Великая улица, впервые упомянутая в XV столетии, но существовавшая еще раньше. Великая связывала первоначальный город (Кремль) с главной московской пристанью — тысячелетним центром речной коммуникации, определившим место самой Москвы на карте страны. Трасса Великой улицы была сохранена даже при строительстве гостиницы “Россия”: ее стилобат примерно соответствовал северной линии уличной застройки. Перспективу исчезнувшей улицы до сих пор «держат» на западе — колокольня Ивана Великого и на востоке — церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5). Восстановление самой речной пристани, предусмотренное техническим заданием проекта, во многом теряет смысл без восстановления исторической улицы, ведущей к этой пристани.

Зарядье — часть охранной зоны ансамбля Московского Кремля, и действующий правовой режим его застройки утвержден соответствующим Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 г. N 440. Этот режим предусматривает регенерацию не только исторических градостроительных характеристик, но и исторического рельефа. Игнорируя и этот нормативный акт, авторы проекта-победителя предлагают фантастический рельеф.

Так, «Псковская гора» нарисована проектировщиками не на своем историческом месте и в результате заслоняет собой от Москвы-реки палаты Романовых и церковь Георгия, исторически стоявшую на вершине подлинной Псковской горы. Неясно, как сочетаются откровенно современные архитектурные формы с режимом охранной зоны Московского Кремля. Большинство проектировщиков забыли о существовании богатого археологического наследия XVI-XVII веков в приречной части Зарядья. Это фундаменты церкви Николы Мокрого и крепостные стены и башни Китай-города, сохранившиеся, по некоторым данным, на треть высоты. Никольская церковь – знак старого Зарядья, храм над той самой пристанью, которая столетиями была главными речными воротами города. Восстанавливать пристань, забывая об этом храме —  это нонсенс; между тем, у одних проектировщиков на месте храма нарисован ресторан, у других – водоем. Раскрытие Китайгородской стены вдоль набережной предусмотрено лишь в одном проекте. Подземное строительство на ее месте, предлагаемое другим финалистом, — недопустимое варварство. В новом техническом задании следует предусмотреть по меньшей мере сохранение, а лучше — экспонирование фундаментов Никольского храма и Китайгородской стены, что не исключает и возможность реставрационного воссоздания этих памятников в будущем.

o_848498[1]

При выработке технического задания на рабочее проектирование нового парка в Зарядье, о котором объявили городские власти по итогам архитектурного конкурса, необходимо:

  1. Привести проект в соответствие с законодательством и нормативными актами Правительства Москвы, определяющими градостроительные режимы на территории охранной зоны Московского Кремля.
  2. Обеспечить визуализацию при воплощении проекта исторической подосновы района: находясь в новом парке, посетитель не должен забывать, что он — в московском Зарядье.
  3. До начала любых строительных работ необходимо провести полноценное археологическое обследование территории Зарядья, чтобы сохранить и по возможности экспонировать все археологическое наследие.

55 комментариев

Евгений Чекаев больше года назад   Изменить
Предлагаемая концепция "Нью Зарядье" несет в себе ярко выраженный геополитический смысл, лелеемый "заокеанскими мудрецами", - это Россия без Урала, а соответственно, без Сибири и Дальнего Востока, Россия без Кавказа, Россия в виде незаселенного, чистого природного ландшафта, окружающего Московский Кремль как резервацию последних миллионов русского населения, оставленного для фольклорного обслуживания этого грандиозного туристического центра.
Господин New Yorker, ваш русский консультант (кстати, как его имя?) не поделится с нами секретом, как он собирается на 12-и гектарах под открытым небом организовать соседство 4-х типов климатических зон? Он такой всемогущий, что может отменить по просьбе товарищей из Мэрии законы физики? Вот бы его где-нибудь послушать!
Уважаемая Yane! На сайте проекта указано, что конкурс проходил при поддержке Союза московских архитекторов. В чем выражалась эта поддержка? Как так получилось, что мнение Союза не учитывалось при отборе финалистов? Слушания, прошедшие в СМА 28 ноября по итогам конкурса, явились ПЕРВЫМИ общественными слушаниями. Заметьте, они проходили уже после подведения итогов. На слушаниях можно было услышать только критику. Так что ПРОВАЛ!
Марина и Анна Занегины больше года назад   Изменить
Поддерживаем мнение общественного движения "Архнадзор" о проекте-победителе международного архитектурного конкурса концепций нового парка в Зарядье. К сожалению, по-видимому, прав Федор Бартенев и другие, что выбран самый дорогой (и самый нелепый и вредный для Москвы) проект, чтобы было что распиливать. Проект, предлагаемый "Архнадзором", очень нужен городу. Он наглядно покажет ранние этапы развития Москвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *