Маленькая картинка для выяснения больших вопросов
«Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды»
Константин Михайлов
Вот эту картинку опубликовал в «Инстаграме» Департамент строительства города Москвы. И надпись написал:
«Парящий мост в «Зарядье» — тонкая воздушная конструкция в виде буквы «V» с большим вылетом консоли над рекой. Мост возвышается над набережной и как будто парит над Москвой-рекой и Москворецкой набережной. Опоры моста будут находиться у самого его основания — на территории парка, а вот консольная часть конструкции — в «свободном полете»».
На эту маленькую картинку нельзя не обратить внимания. Это отчетливый, исчерпывающий и беспощадный автопортрет — и московского департамента строительства, и московского строительства, и московского комитета архитектуры, и московской архитектуры.
И это я ничего не придумываю – это же не я нарисовал и опубликовал, а они сами. Так они видят, так они проектируют.
До нас в этом городе не бысть ничего. Только – до горизонта – водная гладь. Только неба синь. Картинка почти космическая.
«Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды».
На этой картинке неслучайно нет ни Кремля, ни Зарядья, ни Воспитательного дома. Они неинтересны, малосущественны, это ненужная деталь пейзажа. Отвлекающая внимание от великого замысла, который «как будто парит над Москвой-рекой».
Город – пустыня, город – чистый лист. Земля же бе невидима и неустроена. Но приходят «они», носители света в темном царстве — и начинается творение.
Поэтому и Зарядье у «них» — в кавычках. Поэтому и проектируют и строят «они» там что угодно – тундру, степь, болото, филармонию, стеклянную чешую и мост с большим вылетом консоли. Что угодно, только не Зарядье.
Поэтому можно настроить по всему Зарядью два-три новых бетонных этажа, а потом насыпать поверх курган с зеленым дерном – «парк с активным рельефом». Что с того, что все храмы Варварки, царившие сто лет назад в панорамах Зарядья из-за реки, скроются из глаз? Что до того, как церковь Зачатия Анны в Углу будет смотреться на фоне стеклянных ухищрений?
Поэтому мы нипочем не будем воссоздавать на набережной Китайгородскую стену или хотя бы открывать сохранившиеся под землей основания ее стен и башен. Это тоже ненужная деталь.
Со сносом гостиницы «Россия» открылась, как в сказке, старинная панорама Кремля с Большого Устьинского моста, с Таганского холма. Полвека этой панорамы не было – а теперь есть. Пока есть. Зубчатая кремлевская стена взбегает вверх по склону, и это движение подхватывают шатры Спасской башни и Василия Блаженного. А над всем этим – негасимая свеча Ивана Великого. Сходите на Большой Устьинский, посмотрите, пока не поздно.
Пока в центр этой волшебной картины не влепили эту параболу «в свободном полете».
Нет, конечно, все это, включая чешую и тундру — лучше, чем гостиница «Россия» по соседству с Кремлем, не говоря уж о торгово-офисном шестиэтажном гетто, что проектировалось здесь в середине 2000-х. Но десять лет со времени сноса гостиницы — тонны чертежей и экспертных заключений, тысячи слов, эскизы, конкурсы – и все это заканчивается картинкой, где вместо тысячелетнего города – большой вылет консоли.
Фото: Департамент строительства города Москвы, tushinetc.livejournal.com, Петр Мирошник.
Опубликовано на сайте «Хранители наследия«
7 комментариев