Снос на территории Армянского посольства

Александр Можаев

Всё же XVII век даже в Москве не каждый день сносят, так что выскажусь категорически: любые здания, выстроенные в Москве ранее основания Петербурга – драгоценны. Даже их огрызки, обломки, археологические фрагменты, любая письменная или натурная информация. Утрата каждого подлинника трагична. А в данный момент в Армянском переулке 2, стр. 1, продолжается разборка так называемого Малого типографского корпуса Лазаревского института. Неисследованное, состоящее на госохране здание, включающее в себя стены конца XVII столетия.

Официально — ОКН федерального значения, службы дома Лазаревых, XVII-XIX вв. До 1990-х это был простой двухэтажный флигель на углу Армянского и Кривоколенного, потом он горел и руинировался настолько, что внутри дома выросла настоящая роща, осыпавшаяся штукатурка открыла пёстрое полотно из перекладок XVIII-XIX столетий.

На плане 1782 года (когда усадьба принадлежала княгине Несвицкой) этот Г-образный корпус ещё не замкнут со стороны Армянского переулка. На фото ниже хорошо читается более светлая допожарная кладка над баннером слева и красный кирпич встройки 19 века с перемычкой заложенной подворотни на месте прежних северных ворот усадьбы. Однако здание имело и более ранние части, вероятно, современные палатам петровского времени, встроенным в главный дом усадьбы (на плане сверху).

 

По документам известно, что во второй половине XVII в. во многих богатых усадьбах Москвы каменными были не только жилые палаты, но и отдельные дворовые службы. Сохранились они, кажется, лишь в усадьбах Казакова-Ушакова в Ипатьевском, Кириллова на Берсеневке и неизвестно кого в Кривоколенном, 10. И вот же вам здесь же, через два дома от 10-го — ещё одна усадьба с древним флигелем. Имя её строителя неизвестно, но, видимо, это был влиятельный торговый иноземец Вахромей Петрович Меллер, о котором пишут, что «Пётр I не раз бывал гостем в его доме». В начале XIX века армяне Лазаревы открыли здесь училище для бедных армянских детей, со временем выросшее в Лазаревский институт восточных языков. С 1921 года — Дом культуры Советской Армении, затем посольство.

В мае 2018 года собственник начал ручную разборку аварийного здания. Работы велись по ночам, во дворе росла гора штабелированного кирпича с клеймами конца XVII в., Архнадзор сигнализировал, Департамент культурного наследия «выражал озабоченность» и «держал под контролем». В ответ на официальное обращение общественности к Послу Республики Армения г-ну В.С. Тоганяну его пресс-служба ответила, что на территории «проводятся научно-исследовательские работы в соответствии с разрешением, полученным от Департамента культурного наследия г. Москвы. Работы проводятся в рамках программы по восстановлению исторического облика сооружения».

На фотографии января 2019 г. мы видим, как рабочие в две кувалды возобновляют исследования старейшей части здания. За ними — след примыкания свода, выше ровная кладка в известковой обмазке, очень похожая на нетронутый материал XVII века. Выше (слева от дерева и ниже отпечатка чердачного пола) видна кладка с расшивкой швов, характерной для второй половины XVIII в.

А это вчерашнее фото: «исследована», то есть выворочена напрочь, почти вся видимая с улицы поверхность стены. Это, видимо, произошло на днях, после того как ограда посольства была упакована вот в такой максимально таинственный фантик:

Уличное крыло разобрано до уровня 1-го этажа, работы ведутся без ордера. Исполнители — «МонАрх-УКС» и Реставрационно-строительная фирма «Гранит».

Однако со стороны видно, что за ним ведётся разборка ещё одного помещения, которое на старинном плане замыкает сверху (с юга) дворовое крыло Г-образного флигеля. До наших пор оно сохранялось в виде одноэтажного домика напротив ворот посольства. Сейчас от постройки остались полторы стены:

В прошлом году внутри ещё сохранялся полуразрушенный свод:

И вот ещё что: курица не птица. Я туристам на экскурсиях, бывало, говорил, что в Москве нет ни одной категории памятников, которая имела бы гарантии неприкосновенности. Особенно при любимом Юрий Михалыче, когда просто так или — как здесь — под вывеской восстановления исторического облика сносились или калечились любые памятники. Ни древность, ни мемориальность, ни качество архитектуры не были гарантией. Наверняка можно было быть спокойными лишь за здания, оказавшиеся на территории зарубежных посольств. До сего момента это правило не работало только в отношении Белоруссии, также погромившей служебные постройки своей усадьбы на другом конце того же Армянского переулка.

А Департамент наследия тем временем рад бы помочь, но что-то никак никого не изловит за руку.

Фото 1987 года — И. Нагайцев, прочие — В. Карелин, М. Коробова.

P.S.  В июне 2019 года Мосгорнаследие все же решило возбудить дело об административном нарушении по факту незаконных работ на памятнике. Когда от него почти ничего не осталось…

4 комментария

Был в Ереване. Старинного там кот наплакал, пыль бы сдувать с остатков. Названий улиц, конечно не помню, но видел, как исторические здания рушат, давая дорогу стекляшкам.
От двухэтажного здания за сгоревшим флигелем не осталось ничего: разобрали до земли, теперь там паркуются машины. Слов нет(((
Конечно, делали это работники посольства, но бездействие московских властей возмущает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *