Новые метры Пушкинского музея

Палаты Лопухиных

Получив палаты Лопухиных, ГМИИ мог бы отказаться от надстройки дома Голицыных. Заявление Общественного движения «Архнадзор».

Архнадзор призывает руководство Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Министерство культуры России, Департамент культурного наследия Москвы вернуться к рассмотрению спорных проектов реставрации и приспособления памятников, уже принадлежащих ГМИИ, в связи с предстоящей передачей музею новых зданий.

20 июня 2019 года директор Музея изобразительных искусств Марина Лошак обратилась к Владимиру Путину с просьбой передать Музею изобразительных искусств особняк великого коллекционера Сергея Щукина (Большой Знаменский переулок, 8), принадлежащий Министерству обороны России. В ответ президент предложил подумать о создании музея Щукина совместно с Министерством обороны.

28 июня 2019 года заместитель министра культуры России Владиcлав Кононов сообщил прессе, что ГМИИ им. Пушкина получит в оперативное управление усадьбу Лопухиных с палатами XVII века в Малом Знаменском переулке, 3. Ранее памятник был изъят у Общественного музея Рерихов.

Архнадзор поддерживает передачу Музею дома Щукина. Мы выступали за его музеефикацию еще в 2012 году, когда он приспосабливался для приемной министра обороны, что сопровождалось изъятием части Большого Знаменского переулка из уличной сети. Считаем, что переулок должен быть восстановлен и открыт для постоянного прохода. Уличная сеть Москвы должна считаться памятником. Безопасность дома Щукина, даже при сохранении его за Министерством обороны, можно обеспечить восстановлением ограды его переднего двора. Тем самым будет восстановлена размытая «красная линия» Большого Знаменского переулка.

Не комментируя изгнание Музея Рерихов, заметим, что с передачей в управление ГМИИ палат Лопухиных число усадеб, находящихся в его распоряжении, достигнет семи, а с домом Щукина – восьми. Среди усадебных домов трое палат XVII века: князей Волконских, дворян Лопухиных и Толочановых, дом Голицыных XVIII века — постройка великих архитекторов Саввы Чевакинского и Матвея Казакова. В числе восьми домов — мемориалы Петра Великого, Екатерины Великой, Потемкина, Карамзина, Вяземского, Островского, Ивана Аксакова, Серова и многих других деятелей истории и культуры.

О полной музеефикации усадебного заповедника Волхонки можно было только мечтать. Увы, 12 лет проект развития ГМИИ сопровождается градозащитными конфликтами. В 2007-14 годах мы противостояли концепции тогдашнего директора музея Ирины Антоновой и архитектора Нормана Фостера, предполагавшей снос и новое наземное строительство на территории усадеб Голицыных и Глебовых, подземное – в усадьбе Вяземских. Согласно концепции, сносились даже памятники — флигели XIX века и автозаправка 1930-х годов на заднем дворе усадьбы князей Голицыных.

В 2010 году существовал серьезный риск слома Закона о наследии ради проекта Фостера.

В 2014 году мы поддержали, за отказ от сносов, новую концепцию развития, предложенную Юрием Григоряном (бюро «Проект «Меганом») и принятую Музеем.

Но даже после этого, в 2017 году, был начат вскоре остановленный снос флигеля усадьбы Глебовых — Бурышкиных (Колымажный переулок, 4, строение 2), противоречивший концепции.

Сегодня главные конфликтные узлы развития ГМИИ завязаны не в плоскости градостроительного проектирования, а в плоскости реставрации и приспособления памятников. Четыре из них включены в Красную книгу Архнадзора.

В усадьбе князей Вяземских – князей Долгоруковых (Малый Знаменский переулок, 3/5) ведется многоуровневое подземное строительство, с вывешиванием палат XVII века над 15-метровым котлованом и с выходом световых фонарей на поверхность парадного двора. Эта часть концепции унаследована от Фостера и согласована вопреки протестам градозащиты. Где гарантии, что усадьбу Лопухиных не постигнет та же участь?

В усадьбе Полтевых — князей Волконских (Волхонка, 8) законсервированы (обшиты досками) и пустуют палаты XVII века (строение 8), доступ к ним закрыт. В отсутствие внимания ГМИИ к этому памятнику интерес к благополучным палатам Лопухиных представляется по меньшей мере преждевременным. Палаты Волконских нуждаются в серьезной инженерной реставрации с выводом из аварийного состояния.

В усадьбе князей Голицыных (Волхонка, 14/1) готовится повторная надстройка главного дома (строение 5) двумя этажами. Советская надстройка по проекту разбирается, а новая «остекляется» в модернистском духе по проекту Юрия Аввакумова.  Вместо возвращения к первоначальному образу или консервации сложившегося создается третий, новый образ. Ведущий художественный музей страны не дорожит возможностью восстановить первоначальный облик дома, построенного Чевакинским и Казаковым, а дорожит квадратными и кубическими метрами. Проект согласован и реализуется, но пока в реставрационной части.

Общественное движение «Архнадзор» считает, что передача Музею изобразительных искусств еще одного или двух усадебных домов позволяет скорректировать концепцию «приспособления» усадеб Вяземских и Голицыных.

Интерес музея, понимаемый как расширение, не единственный общественный интерес. Идентичность памятников, помнящих Карамзина или Островского, столь же важна, как размещение музейных коллекций.

К примеру, дом Голицына – единственная сохранившаяся в центре города резиденция Екатерины Великой, и вернуть ей первоначальный облик было бы абсолютно правильно.

Позиция имущественных органов, препятствующих уменьшению первоначальных площадей недвижимости, преодолевается нормой Федерального закона № 73-ФЗ, гласящей, что в рамках сохранения (реставрации) объектов культурного наследия их площадь и количество помещений могут изменяться (ст. 40, п. 3).

Архнадзор призывает руководство музея проявить добрую волю и отказаться от капитального строительства при реставрации принадлежащих ему усадеб.

Распечатать статью Распечатать статью

2 комментария

Татьяна Беляева 2 месяца назад   Изменить
Передача объектов культурного наследия для масштабных проектов не совместима с музеефикацией. Современные требования к приспособлению не позволяют сохранить памятник. Пусть строят в новом месте, со всеми своими безумными хотелками по технологиям, инженерным сетям, оснащению... Заказчики, которые уже проявили себя недобросовестными собственниками, не должны получать права на другие исторические здания.
Игорь Кокарев 2 месяца назад   Изменить
Сотрудники Международного Центра Рерихов (МЦР) заявляют протест Министерству культуры РФ в связи с передачей усадьбы Лопухиных ГМИИ имени А.С.Пушкина. Этим решением министр В.Р.Мединский подтвердил, что не собирался выполнять свои обещания, данные им в письме мэру Москвы С.С.Собянину (от 10.09.2015 года за № 13378-01-55-ВМ) широкой общественности. Его истинной целью всегда было не создание в усадьбе Лопухиных музея семьи Рерихов, в котором было бы сосредоточено все наследие Рерихов, как это было заявлено в документе, а разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха, основанного С.Н.Рерихом, циничный захват бесценного рериховского наследия у его законного владельца – Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и ликвидация самой общественной организации. Этот беспрецедентный акт красноречиво свидетельствует о том, что в России, несмотря на всевозможные декларации, так и не было создано гражданское общество, ибо грубо попираются «Основы государственной культурной политики РФ», права частной и общественной собственности, а высокопоставленные чиновники ни во что не ставят волю дарителей, граждан иностранных государств, каким являлся и С.Н.Рерих. Мединский и его подчиненные предпочли очень быстро забыть, что, передавая наследие своих родителей в Россию, Святослав Николаевич поставил обязательным условием создание общественного Музея имени Н.К.Рериха именно в усадьбе Лопухиных, которую сам выбрал для этой цели. И только получив гарантии от руководства страны в лице М.С.Горбачева, осуществил этот акт передачи. Уверены, что подобное отношение государства к воле Рерихов остановит многих потенциальных дарителей культурных ценностей нашей Родине. Но, по всей вероятности, этот факт мало смущает чиновников от культуры. Одним из первых актов вандализма в захваченной усадьбе Лопухиных явилось срывание Знамени Мира, символа международного Пакта Рериха по охране культурных ценностей. Далее последовал варварский демонтаж существующей экспозиции. Делая безуспешные попытки создать государственный музей вопреки воле дарителя, невежественные чиновники считают вполне достаточным для общественности представить лишь небольшую часть захваченного у МЦР наследия в совершенно неприспособленном для этого павильоне ВДНХ. Из 18 тысяч музейных предметов, хранившихся в общественном Музее имени Н.К.Рериха, там выставляется не более сотни. Где же находится большинство сюжетных картин Н.К. и С.Н. Рерихов? Где бесценные раритеты: коллекции бронзы, ценнейшие рукописи, включая персидский эпос «Шахнаме» (XVI в. н. э.), коллекция индийской миниатюры, кольцо Нефертити (XIV в. до н. э.)? Все они исчезли из культурного пространства России, и об их дальнейшей судьбе Министерство культуры РФ, правоохранительные органы и другие государственные институции хранят молчание. Министерство культуры настойчиво отказывается провести под контролем общественности сверку всего захваченного наследия по данным учета МЦР, где оно достойно хранилось более четверти века. Возникает вопрос, почему. Не потому ли, что захват наследия был осуществлен без составления описей, что открывает возможность хищения ценнейших культурных ценностей?! Более того, начав с попрания воли наших выдающихся соотечественников, чиновники готовы запятнать себя святотатством: уничтожением и разорением как Мемориала Рерихам, так и буддийской ступы Трех Драгоценностей, с бесценными для всего буддийского мира частицами Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы. Это первая каноническая ступа, установленная в Москве за всю ее историю. Трудно припомнить в истории России случаи переноса христианского храма или мусульманской мечети на другое место без предварительного разрушения; разве буддийская ступа как объект духовного поклонения менее значима для буддийского мира? Самое постыдное, что в этом позорном действии без стеснения и капли сожаления принимает участие крупнейший государственный музей России – ГМИИ имени А.С.Пушкина. Созданный в прошлом веке И.В.Цветаевым для просвещения молодых художников, он до сего времени был известен своей безупречной репутацией. Но его нынешний директор г-жа Лошак своим легковесным заявлением о необходимости переноса буддийской ступы с территории усадьбы Лопухиных для формирования «комфортного пространства для пребывания посетителей», похоже, не считает за нравственное преступление свою фактическую санкцию на уничтожение этого объекта высочайшего культурного и духовного значения. По всей вероятности, такая же судьба постигнет и мемориал с прахом Рерихов, который будет служить укором новым «хозяевам», напоминая им о совершенном беззаконии. Это значит, что не только Государственный музей Востока, но и ГМИИ имени А.С.Пушкина под руководством Министерства культуры приложат все усилия для того, чтобы окончательно изгнать Рерихов и их философское наследие не только из усадьбы Лопухиных, но также из культурного пространства России. Неужели широкая общественность не понимает всю глубину нравственного падения страны и весь ужас от осознания того, что памятники величайшим гуманистам современности – Рерихам – готовы уничтожить не пьяные вандалы, не невежественные фанатики, а те, кто должен находиться в авангарде российской культуры: деятели искусств, директора крупнейших российских музеев и чиновники Министерства культуры РФ?! Давно пора понять, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха – самого крупного общественного музея в стране, – это только начало. Вопреки бравурным заявлениям чиновников стремительно уничтожаются любые ростки общественных форм культуры. Скорбный список разрушенных негосударственных музеев и галерей стремительно пополняется: Музей матрешки, Музей русского лубка, собрание Конфедерации художников СНГ, Международный центр славянской письменности и культуры, Институт русского реалистичного искусства, частный музей «Собрание». Под угрозой закрытия Музей анимации и многие другие культурные учреждения. «Поем глухим» – не раз с горечью повторял Н.К.Рерих вслед за великим итальянским поэтом. Все обращения МЦР к чиновникам, культурной и научной общественности напоминают этот скорбный возглас. Но независимо от этого его сотрудники и руководство будут продолжать отстаивать священную волю Рерихов, понимая, что защита наследия Рерихов – это защита культуры и будущего России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *