Архив Москвы закрыт для исследователя

ГБУ «Центральный государственный архив Москвы», Профсоюзная ул., 80-82

В Москве существует один наиглавнейший источник документов XVIII — начала XX в. по истории города, домовладений, промышленных зданий, учебных заведений и т.д. – это Центральный государственный архив Москвы на Профсоюзной улице, 80. Он, в том числе, состоит из отделов: 1) научно-технической документации и 2) исторического архива до 1917 г.

В первый отдел, где хранятся чертежи и планы всех строений города, доступ для историка закрыт уже очень давно. Ознакомиться с материалами этого отдела можно только с разрешения собственника здания. Но во втором, историческом отделе, во все времена можно было беспрепятственно работать с документами, которые относятся к Москве и уезду. В нем находятся страховые описи, оценки под залог, разрешения на ремонт, разрешения на проведение электричества и т.д. То есть отражена история владений, перечислены имена жильцов и другие важные для исследователя факты. Зачастую в этих делах нет даже плана владения, но и имеющиеся сведения бесценны для краеведения. И все это относится ко времени до 1917 г., то есть более чем сто лет назад.

Каждый москвич знает книги известнейшего москвоведа Сергея Романюка «Из истории московских переулков», «Переулки старой Москвы», «По землям московских сел и слобод» и др. Именно благодаря документам исторического архива Москвы были написаны эти, да и другие книги о Москве. Ведь работа любого исследователя, историка, краеведа немыслима без кропотливой работы с архивными документами.

Но с лета 2017 г. и этот исторический отдел перестал выдавать дела, хоть в малейшей степени связанные с недвижимостью. Не имеет значения, есть ли в архивном деле чертежи или нет, идет ли речь, скажем, о проводке канализации в 1895 году или о пристройке деревянного крыльца в 1801 году – дела под запретом. Дирекция архива ссылается на московский закон. Речь идёт о третьем абзаце статьи 16 закона города Москвы от 28.11.2001 № 67 «Об архивном фонде Москвы и архивах», изложенной в формулировке постановления Правительства Москвы от 25.08.2009 № 835-ПП «О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в закон города Москвы от 28.11.2001 № 67 «Об архивном фонде Москвы и архивах».

Данная норма гласит: «Документированная информация по объектам недвижимого имущества, относящимся к федеральной собственности, собственности города Москвы, муниципальной или частной собственности, в том числе по вопросам землепользования и (или) градостроительства на земельных участках, относящихся к федеральной собственности, собственности города Москвы, муниципальной или частной собственности, выдается с разрешения собственника или соответствующего уполномоченного органа на основании письменных запросов».

«Черная метка» на бланке запроса выдачи дела

На практике это означает, что все исторические материалы по застройке Москвы XVIII – начала XX веков, хранящиеся в фондах ГБУ «Центральный государственный архив г. Москвы», не выдаются читателям и не копируются по заказу читателей без получения разрешения от собственника или уполномоченного органа.

Надо сказать, что найти собственника здания не всегда удается даже следственным органам. Вступить в контакт, добиться письменного разрешения с приложением копии о праве собственности и паспорта собственника простому смертному историку, за крайне редким исключением, просто невозможно. Еще хуже обстоит дело с жилыми многоквартирными домами: их собственниками являются все жильцы, и разрешение на допуск к материалам в архиве должно выдавать общее собрание собственников с наличием кворума.

Как правило, исследователь занимается изучением не одного дома, а, скажем, целой улицы, или района, или домов, принадлежавших одному историческому лицу, или зданий одного стиля, одного архитектора и т.д. В этом случае число собственников объектов недвижимости увеличивается, и получение от них разрешения становится и вовсе задачей невыполнимой в принципе.

В декабре мы писали о проблемах с подачей заявок на выявление объектов культурного наследия в Департамент культурного наследия. Требования к заявкам невероятно высоки, должен быть представлен огромный исторический, документально подтвержденный материал, который находится именно в этом архиве. Но недоступность материалов делает невозможным исполнение распоряжения МК РФ по выявлению памятников. Получается, что никто, кроме владельца здания, не может заняться такой заявкой. А собственники почти никогда не хотят, чтобы их собственность имела обременения.

Фактически этот закон парализует работу всех исследователей, мешает студентам в прохождении практик, учёным в написании научных трудов и т.д.

«Секретный» план владения 1902 г. из архива

Современная карта того же владения

Современный снимок со спутника того же владения

Ситуация доходит до абсурда. Имеющиеся современные карты, снимки со спутника до мельчайших подробностей показывают сегодняшний план владения, но план столетней и более давности остается засекреченным. Любой человек может беспрепятственно заказать данные о правах и цепочке правообладателей объекта недвижимости за последние 20-30 лет, но не может взять в архиве такой же документ о владельцах XIX в. В большинстве общественных зданий в доступном для обозрения месте находится план эвакуации, который, по сути, является современным планом всех помещений здания, но ознакомиться с поэтажным планом здания при его постройке 150 лет назад ни в коем случае нельзя.

«Секретный» план фасада 1892 г. из архива

 Современный вид здания

Иные, весьма немногочисленные объекты, возможно, и требуют особого отношения, в таком случае на них и следует распространить особые условия, но не на всю историю Москвы целиком.

Справедливости ради надо сказать, что есть еще одна возможность ознакомиться с документами по недвижимости в архиве Москвы. Это может сделать муниципальный депутат соответствующего района. И огромная благодарность тем депутатам, которые тратят немало своего драгоценного времени, чтобы дать возможность краеведам и историкам выполнять свою профессиональную деятельность. Работа в архиве долгая и кропотливая, занимает не дни и даже не недели, а месяцы, если не годы. И особый порядок выдачи документов лишь по запросу депутатов, безусловно, не может считаться нормой.

Современный общедоступный план второго этажа дома постройки начала XIX в.

А ведь у архива Москвы есть Миссия! Ее постулаты опубликованы на официальном сайте.

Миссия архивов Москвы:
сохранить непрерывность в развитии общества, сберечь историческую память жителей столицы и всей страны, обеспечить возможность написания достоверной отечественной истории, противостоять попыткам фальсификации и искажения исторической правды, организовать использование документов в интересах человека и общества;
сделать хранящиеся в архивах Москвы документы максимально доступными для любого человека, популяризировать историческое прошлое через документальные выставки, публикации архивных источников и исторические исследования, читальные залы, исполнение запросов, сеть Интернет;
обеспечить документальное подтверждение социальных прав граждан, получение необходимых архивных справок в максимально доступной и удобной для жителей Москвы форме.

Существующее положение статьи 16 закона Москвы № 67 лишает смысла этот перечень.

Ни в одном законодательстве регионов России не существует такого «драконовского» и одновременно бессмысленного ограничения. Подобный варварский закон есть только в Москве. И он категорически противоречит Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», статьям 24, 25 и 26, которые гарантируют право свободно искать и получать для изучения архивные документы (ст. 24), не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, и не являющиеся подлинниками особо ценных документов (п. 2, ст. 25); не содержащие сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности (п. 3, ст. 25).

Все вышеперечисленное, относящееся к реальным людям и их здравствующим потомкам, имеет срок невыдачи 75 лет со времени создания документа, а материалы, относящиеся к зданиям, которые за сто и более лет подверглись множественным изменениям, срока давности не имеют вообще.

Представители научного сообщества и общественных организаций Москвы, возмущенные нормами архивного законодательства города Москвы, препятствующими полноценному осуществлению значимых направлений научно-исследовательской работы историков, краеведов, архитекторов и искусствоведов, не раз обращались с заявлениями и коллективными письмами в различные государственные структуры. Основным требованием было приведение норм Закона города Москвы от 28.11.2001 № 67 «Об архивном фонде Москвы и архивах» к федеральному законодательству. В частности, отмены соответствующего положения статьи 16 Закона города Москвы от 28.11.2001 № 67 «Об архивном фонде Москвы и архивах» или о внесении в неё изменений, предоставляющих доступ и право копирования архивных документов по объектам недвижимого имущества историкам, архитекторам, искусствоведам, краеведам и представителям общественных организаций, объединений и движений, ставящих перед собой задачи охраны, сохранения и популяризации историко-культурного наследия России.

Письма и заявления были направлены: Мэру города Москвы С.С. Собянину, Председателю Московской городской Думы В.М. Платонову, Председателю Московской городской Думы А.В. Шапошникову, Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке.

Письма и заявления были подписаны следующими организациями:

  • Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры;
  • Совет по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов;
  • Союз краеведов России и Московское краеведческое общество;
  • Общественное движение «Архнадзор»;
  • Общественная коалиция «В защиту Москвы»;
  • Комиссия «Старая Москва»;
  • Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS);
  • Историко-культурологический проект «Москва, которой нет».

На все обращения был получен стандартный ответ:

Однако невозможно не заметить тот факт, что окончательный запрет на работу в архивах в области истории домовладений пришелся на разгар голосования по реновации в Москве в 2017 году. И все эти ограничения и запреты связаны вовсе не с мнимой заботой о правах и свободах собственников, в данном случае даже непонятно о каких именно свободах идет речь. Следуя этой логике, следующим этапом должно быть изъятие из библиотек всех книг по краеведению города. Кто знает, давал ли собственник разрешение, скажем, Сергею Романюку или Петру Сытину, и вдруг нынешний владелец против.

А главной задачей данной статьи Закона города Москвы является всяческое препятствование новым исследованиям, ее цель — сделать невозможными открытия и выявления ранее неизвестных исторических фактов, способных изменить представление о том или ином здании, владении, районе города. Ведь изучение нашего древнего города, понимание уникальности его наследия, увеличение его исторических и архитектурных памятников неизбежно приводит к переоценке существующей градостроительной политики, направленной на массовые сносы и грандиозные стройки в исторических частях Москвы. Это значит, что самая мирная, тихая, скромная работа в историческом архиве стала сегодня опасной, а краевед, обладающий знаниями, – пугающим.

1 комментарий

Москва вообще лидер в вопросах ужесточения федерального законодательства на региональном уровне. Вот ещё два примера: Из года в год с самых высоких трибун звучат "мантры" о необходимости поддержки бизнеса. В частности, в очередной раз продлён мораторий на проведение проверок субъектов малого бизнеса. Действительно, проверки предпринимателей не проводятся. Зато, процветает практика "административных обследований", суть которых всё в том же: визит инспектора; протокол; постановление; штраф. Второй пример. Во всём мире и мы не исключение, существует проблема так называемого "самостроя". Это когда, по тем или иным причинам, юр.лицо или физ.лицо по тем или иным причинам произвело несогласованную перепланировку, увеличило площадь своей недвижимости, либо возвело новое строение. Федеральная практика такова, что если дополнительные площади созданы без нарушений строительных норм, не создают угрозы жизни и здоровью неопределённому кругу лиц, не нарушают архитектурный облик существующей вокруг него застройки и т.п., то данные площади или строение, после уплаты (немалого!!!) административного штрафа, могут быть легализованы. В региональном же законодательстве эти положения дополнены ещё одним условием, - на дополнительные площади должны быть оформлены права собственности! Другими словами, легализованы могут быть лишь те площади, которые были узаконены с нарушением существующих норм, то есть по коррупционной схеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *