МЦД продолжают свою жатву

Фото: rajon-pride.livejournal.com

Александр Кочерыгин, Константин Гудков

За последние дни в Москве снесены ещё два ценных исторических объекта, не обладавших охранным статусом, оба — под предлогом реконструкции, проводимой РЖД для строительства МЦД. Ранее мы уже писали об уроне для наследия, которое причинил этот проект, и которого можно было бы избежать без ущерба для него.

В выходные мы потеряли Рогожскую тяговую подстанцию № 1 на Московско-Курской железной дороге (официальный адрес: Старообрядческая улица, 40). Её функцией было понижение напряжения и преобразование тока из переменного в постоянный для контактной сети электропоездов.

Фото: Synthart.livejournal.com

Подстанция была построена в 1932–1933 гг. и являлась редким и ярким образцом стиля постконструктивизм. В её образе эффектно соединились чисто машинные, без всякого подражания «человеческой» архитектуре, формы, и эмоциональная сила монументальной древности. Батарея цилиндров для размещения выпрямителей и их вентиляции напоминает одновременно и поршневой двигатель, и знаменитую гробницу пекаря Эврисака в Риме (50–20 г. до н. э.). А постановка подстанции вдоль железнодорожной линии при взгляде из окна поезда превращала её ритмичную конструкцию в фантастический локомотив.

Фото: rajon-pride.livejournal.com

После строительства на подстанции были установлены первые отечественные выпрямители РВ-20/30, изготовленные на ленинградском заводе «Электросила» в 1930 г. В башне с квадратными окошками-иллюминаторами в характерных постконструктивистких рамочках располагались помещения для ремонта трансформаторов.

Подстанция безусловно заслуживала статуса объекта культурного наследия, и так же маловероятно, что имела шансы его получить, учитывая уже имеющийся печальный опыт с объектами, «стоящими на пути» РЖД и московских властей.

А буквально в эти дни сносится двух-четырёхэтажное здание на улице Казакова, 8, стр. 6. Четырёхэтажная его часть использовалась под жильё, двухэтажный объём под административные функции. Постройки были возведены в 1914 г. для Московского военно-промышленного товарищества. Снос зданий проводится в рамках реконструкции близлежащей Алексеевской соединительной линии и железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Курская.

Казакова, 8

2 комментария

Здание по адресу Казакова 8 сносится ради пары лишних тупиков. Сквозных путей там не может быть - они упрутся в улицу.
Очень жалко подстанцию - необычная новаторская постройка! РЖД выступает в роли катка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *