РЖД давится за Ходынку
РЖД снова «отличились» — снесли историческое здание на Ходынской улице, 10А, строение 2. Несмотря на более чем вековой возраст, оно отнюдь не было ветхим: еще недавно в нем размещались архив Московской железной дороги и транспортная прокуратура.
Вот как оно выглядело весной этого года.
Сейчас на его месте пустырь с отпечатками колес строительной техники, а над разрытой землей, которую не успел засыпать снег, кружат вороны. Остался только след примыкания к стене нового здания конторы товарной станции.
Но и эта «тень минувшего» вскоре будет скрыта под обшивкой его фасада.
Снесенное здание относилось к постройкам товарной станции Московско-Смоленской (позднее Московско-Брестской) железной дороги и отмечено уже на карте 1888 года.
(фрагмент карты с ресурса retromap.ru).
Предполагаемой целью сноса может быть зачистка территории товарной станции для последующей передачи под застройку. На нее зарится группа компаний ПИК, желающая значительно расширить свой «плацдарм» в этом районе, в дополнение к владениям 21 и 27 по Пресненскому валу (бывший завод «Памяти Революции 1905 года»).
Наследие Московско-Брестской железной дороги стремительно исчезает с 2018 года. Снесены вагонные мастерские , водонапорная башня, здание технического училища , корпуса Александровских железнодорожных мастерских.
Сам Белорусский вокзал имеет статус памятника, а примыкающая к нему площадь Тверской заставы входит в охранную зону, которая по закону должна сохранять историческую среду. Но за пределами этой зоны историческая среда активно уничтожается ради хаотичной агрессивной застройки, которая отнюдь не украшает, но значительно уродует панораму вокзала.
Пока еще сохраняются два пакгауза товарной станции (только потому, что они уже не принадлежат РЖД), но в заказанном ПИКом проекте планировки территории предусмотрен их снос.
Вообще же исторические объекты, принадлежащие РЖД, но не имеющие охранного статуса, всегда находятся под угрозой исчезновения, особенно когда планы компании совпадают с собянинскими. Напомним, как ради пресловутых «диаметров» был уничтожен путепровод авторства Алексея Щусева, а заодно и Каланчевский сквер. Ранее в жертву тем же «диаметрам» были принесены «дом Варенцова» (железнодорожная амбулатория) авторства архитектора Николая Жерихова на Старой Басманной, флигель усадьбы Балк-Полевых на Новой Басманной, дом № 8 на улице Казакова. Если бы руководство РЖД обладало желанием сохранять собственную историю; если бы проектировщики изучали и применяли мировой опыт, а не ограничивались типовыми решениями, этих жертв можно было избежать.