Новые «вставные зубы» в центре Москвы?
На ресурсах мэрии выложены еще четыре акта госэкспертизы на проекты зон охраны сроком до конца февраля. По злой традиции, эксперты подрезают охранные зоны для размещения там новой застройки, но раз от разу новыми методами, видимо, «прощупывая почву».
Так, на территории зоны охраны в центре Москвы, на месте снесенного и уже возводимого в новых параметрах здания по адресу: Новый Арбат, 2, допускается реконструкция с увеличением высотных и плановых габаритов (эксперты Павлова Галина Геннадиевна, Горожанкина Елена Владимировна, Муштаков-Лентовский Сергей Евгеньевич).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия даже своим самым слабым режимом регулирования застройки должно ограничивать размеры и пропорции нового строительства или реконструированного здания. В акте ни слова не сказано о том, что дом 2 по Новому Арбату снесен в 2022 году и с прошлого года уже вовсю ведется строительство. Видимо, аппетит опять пришел во время еды. Для легализации увеличения высоты строящегося здания с 39,5 метров существующего (вновь строящегося или снесенного в 2022 году, остается загадкой) до 50 м.
Эксперты объясняют такой выбор высотных параметров “детерминированностью” его местонахождения на крупнейшей городской магистрали – Новоарбатском проспекте и у важнейшего градостроительного узла – Арбатской площади. Это новый термин в области охраны объектов культурного наследия. И термин очень вредный.
Поясним, что “детерминированность” (от лат. determinans — определяющий) — это процесс, исход которого полностью определён алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы. Т.е. ссылаясь на то, что в городскую ткань тут и там постоянно — и противозаконно — внедряются «вставные зубы», эксперты намекают, что это и есть заложенный алгоритм. Поэтому-де и можно позволить здесь, рядом с чудом сохранившейся церковью Симеона Столпника XVII века, допустить такое превышение параметров.
Эксперты кивают и на уже проложенный Новый Арбат М.В. Посохина, и на бизнес-центр «Альфа Арбат Плаза» М.М. Посохина. Кстати, оба эти проекта не пользуются любовью и популярностью у москвичей, и если внешний облик Арбат-плаза еще вызывает споры, то мнение по поводу расположения единогласно: это градостроительная ошибка. Здание перегораживает вход на улицу Арбат и нарушает всю историческую архитектуру района.
В пример также ставится и новый проект, который будет реализован на месте «Соловьиного дома» (Никитский бульвар, 6). Пресловутый визуально-ландшафтный анализ, выполненный в рамках рассматриваемого экспертами проекта зон охраны, показал, что “повышение высотных параметров реконструируемого объема до 50,0 м (+192,5 м) не повлияет на традиционное визуальное восприятие объектов культурного наследия и может быть признано допустимым”. Т.е. москвичи традиционно «не заметят» лишних метров.
По той же Поварской улице, но чуть ближе к Садовому кольцу вместо 2-3-этажных домов по адресам: Поварская улица, 29/36, стр. 2 и Трубниковский переулок, 34, стр. 3 для застройки разновысотными объемами от 14 до 27,4 м (3, 6 и 7 этажей) нанимаются опытные специалисты по обоснованию урезания охранных зон. Эксперты Замжицкая Ольга Михайловна, Плащенкова Наталия Николаевна, Баширова Екатерина Сергеевна превращают желания застройщика в акт госэкспертизы.
Эксперты пишут: «в границах данного участка расположены рядовые элементы застройки 2-й пол. – кон. XIX в., утратившие первоначальные объемно-пространственные характеристики и лапидарное оформление фасадов» (29/36, стр. 2 — доходный дом, построенный в несколько этапов, руинирован; 34, стр. 3 — служебное строение (каретный сарай), перестроенное с надстройкой и пробивкой новых проемов в кон. ХХ в., что обычно эксперты считают обратимыми работ(ами?)ы, когда речь идет о приспособлении памятников).
Дома эти отнесены к объектам историко-градостроительной среды. Следует вспомнить, что этот термин определен Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 59124-2020 от 01.01.2021, где регламентированы состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны. Там историко-градостроительная среда определяется как совокупность элементов исторической застройки, планировки и ландшафта, включая масштаб, структуру, форму и стилистические качества застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики среды, обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью.
По результатам переоценки ценности этих домов решено вывести их из охранной зоны. Притом что дома своей исторической значимости не меняли.
В акте эксперты также ссылаются как на соседнюю высокую застройку, так и на нереализованный план строительства доходного дома в 6 этажей, а также на узость улиц, с которых якобы ничего не будет видно. Вывод замечательный: “размещение объектов возможной реконструкции/строительства в границах регламентного участка №7 отвечает историческому планировочному и композиционно-пространственному типу застройки владения.”
Исторически-планировочный и композиционно-пространственный тип застройки на этом участке все-таки не 3-6-7 этажей, а 2 и 3.
Те же эксперты (Баширова, Замжицкая, Плащенкова) с той же задачей выступили в районе Донского монастыря и кладбища.
Здесь будет перестройка колумбариев, достаточно масштабная, были попытки начать это стихийно, теперь разработан проект. Но заодно с реконструкцией кладбища подрезают и охранную зону в сквере рядом с северо-восточной стеной Донского монастыря (охранная зона принята распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 3 ноября 2020 года № 721), здесь в сквере находился до 2022 года одноэтажный гараж (Дальний переулок, 2 корп. 2), в экспертизе названный хозяйственной постройкой. На данный момент гараж уже снесен, как и руинированный двухэтажный деревянный дом начала XX века (Дальний переулок, 4).
Эти постройки вместе с землей, на которой они стоят, были включены в охранную зону Донского монастыря и, за исключением сноса гаража, здешняя среда не изменялась с 2020 года. Основанием для исключения этого фрагмента земли из территории объединенной охранной зоны эксперты считают то, что существующее строение относится к деревянной рядовой застройке, сформировавшейся в начале ХХ в. на бывших огородных землях Донского монастыря, не имевшей композиционной и функциональной связи с ансамблем монастыря, снесенной во 2-й пол. ХХ в. при строительстве жилых многоэтажных домов.
В этой части сквера, где проходит граница объединенной охранной зоны, нет жилых многоэтажных домов. Эксперты ссылаются на “радикальную трансформацию ее исторической объемно-пространственной и композиционно-планировочной структуры территории, произошедшей в советский период”, которой на самом деле не было.
Эксперты вслед за проектировщиками предлагают вывести этот участок из состава объединенной охранной зоны и назначить новый режим использования земель для строительства здания в четыре этажа с мансардой, общей высотой 17,9 м. Первые звоночки были еще в 2016 году, при утверждении ПЗЗ на эти территории, тогда мы отправляли свои замечания и выступали против 15-метрового строительства на этом участке.
И еще один акт с очередным урезанием в многострадальной охранной зоне в Мясницкой слободе. Несколько лет назад мы писали об этом. Тогда правилами землепользования и застройки в охранной зоне дома Центросоюза — выдающегося памятника архитектуры ХХ века, обладающего международным значением, — собирались легализовать строительство высотой 58 м на месте двух домов с адресом: Мясницкая улица 41, стр. 6 и 7.
Действительно, рядом с памятником в охранной зоне такая высота недопустима, поэтому решили просто: вырезать эту зону из строгих режимов и построить там еще на 20 метров больше. В предыдущие годы нам неоднократно удавалось отводить угрозы возведения небоскреба на месте сносимых доходных домов, впритык к сооружению Ле Корбюзье.
Теперь на сцену вышли Павлова Галина Геннадиевна, Горожанкина Елена Владимировна и Федосеева Елена Михайловна. В своих доводах эксперты идут от обратного, хотя их подход и не нов. Они считают, что сохранившиеся дома являются рудиментами застройки современного проспекта Сахарова.
“Достаточно плотный фронт репрезентативной крупномасштабной застройки проспекта Академика Сахарова нарушен в центральной части – здесь торцами к линии застройки расположены среднеэтажные (4-5 этажей) доходные дома рубежа XIX-XX вв., первоначально находившиеся в глубине исторического квартала (Мясницкая улица, 41, стр. 6, стр. 7). Расположение этих домов под углом к линии застройки проспекта говорит об их рудиментарном значении по отношению к такому важному градостроительному элементу, как проспект Академика Сахарова (бывш. Новокировский просп.), возникший в результате реализации идей Генеральных планов развития и реконструкции города Москвы 1920-х-1930-х годов Участок этих домов, не обладающих высокой историко-культурной ценностью, является потенциально пригодным для градостроительного преобразования в русле характеристик застройки фронта проспекта Академика Сахарова.”
На трех страницах эксперты рассуждают о том, что эта застройка не соответствует соседнему памятнику, поэтому не может быть его окружающей средой и их просто нужно вырезать из охранной зоны. Хотя сам Корбюзье проектировал Центросоюз с учетом сохранения всей окружающей застройки, в том числе и этих домов. А далее еще на паре страниц приводятся в пример уже построенные и планировавшиеся ранее здания, поэтому эксперты считают, что соседство 78-метровой башни лучше скажется на восприятии памятника, чем «рудиментарные» доходные дома, которые изначально были его исторической средой.
В самом центре Москвы плотность и высотность застройки катастрофически растет. Хотя здесь пока еще сохраняются высотные ограничения, которые исчезнут с принятием Постановления Правительства Москвы от 2 февраля 2024 года (№199-ПП). Этот документ снимает всякие ограничения по высоте новых строений, находящихся вне зон охраны, зон сохраняемого землепользования и достопримечательных мест.